Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:48, курсовая работа
Страховая деятельность в России в настоящее время стала одним из ценных элементов рыночной структуры. Функционирование в условиях рынка сопровождается различного рода рисками. Вследствие этого, сильно меняются характер и функции страхования в России, возрастает его значение экономичного, эффективного и рационального средства защиты имущественных интересов граждан, хозяйствующих субъектов, производителей товаров и услуг. Рынок страховых услуг считается одним из неизбежных элементов рыночной структуры, вытекает из рынка средств производства, потребительских товаров, рынков капитала. Сущность, значение, виды обязательного страхования.Пути повышения эффективности обязательного страхования в России. Проблемы, препятствующие повышению эффективности обязательного страхования в России
Введение……………………………………..……………………………………….3
1 Теоретическое обоснование резервов повышения эффективности
обязательного страхования ………………………………………………..……..5
1.1 Сущность, значение, виды обязательного страхования....…………..…....6
1.2 Эффективность обязательного страхования и резервы ее повышения…….11
2 Анализ эффективности обязательного страхования в России……..……….20
2.1 Этапы, тенденции и приоритеты развития обязательного страхования в России………………………………………………………………..………….....20
2.2 Анализ эффективности различных видов обязательного страхования в России…………………………………………………………….………..…..…..23
3 Пути повышения эффективности обязательного страхования в России………......…………………………………………..………………………28
3.1 Проблемы, препятствующие повышению эффективности обязательного страхования в России……………………..…………………………..…….…….24
3.2 Резервы повышения эффективности обязательного страхования
в России…………………………….…………………………………………..….38
Заключение……………………………………………………………....……….…44
Список использованных источников и литературы…………….………………46
Вся пресса за 21 августа 2000 г. Материалы по тематике: Налоговый климат, Управление, Кризис и страхование.
3 Пути повышения
эффективности обязательного
Для стабилизации и дальнейшего
развития эффективности обязательного
страхования необходимы упорядочение
нормативной базы и приведение ее в соответствие
с новыми экономическими реалиями, восстановление
и укрепление финансовой устойчивости
отдельных страховых компаний, применение
антикризисных мер, позволяющих избежать
самого возникновения кризисов.
Главная цель страховой деятельности
заключается в удовлетворении общественной
потребности в надежной страховой защите,
соответствующей общепринятым нормам
финансовой устойчивости. Степень достижения
этой цели и определяет эффективность
страховой деятельности. В качестве комплексного
критерия оценки ее эффективности логично
принять уровень страховой защиты суммарных
рисков предпринимательской деятельности,
жизни, здоровья и имущественных интересов
граждан. Расчеты с использованием косвенных
данных (сравнение долей суммарных страховых
взносов в ВВП России и развитых стран
с поправкой на разницу в структуре взносов)
и непосредственная оценка степени охвата
и страхового покрытия дают примерно одинаковые
оценки эффективности страховой защиты
на уровне трех-четырех процентов суммарных
рисков. Дополнительным критерием для
оценки динамики развития может служить
отношение темпов роста суммарных страховых
взносов к темпам роста потребительских
цен, рассчитываемым в соответствии с
Законом РСФСР от 24.10.91 г. № 1799-1 «Об индексации
денежных доходов и сбережений граждан».
Если в 1996-1997 гг. в масштабах России это
отношение составляло около 1,0, то в 1998-1999
гг. оно значительно снизилось, что свидетельствует
не только о снижении эффективности, но
и о фактическом уменьшении объемов страховой
деятельности с учетом роста цен. В рамках простейшей экономико-математической
модели для нормальной, бескризисной работы
страховой компании необходимо контролировать
и поддерживать больший объем входящих
финансовых потоков по сравнению с исходящими,
обеспечивая положительное значение прибыли
и не прибегая к использованию заемных
и, по возможности, собственных средств. Для своевременной идентификации
приближающегося кризиса и применения
антикризисных мер необходимо решить
задачу количественной оценки интенсивности
отклонений контролируемых параметров.
Основным контролируемым параметром с
точки зрения финансовой устойчивости
целесообразно принять расходы страховой
компании, т.е. страховые выплаты, страховые
резервы и расходы на ведение дела. В рамках
простейшей экономико-математической
модели для нормальной, бескризисной работы
страховой компании необходимо контролировать
и поддерживать больший объем входящих
финансовых потоков по сравнению с исходящими,
обеспечивая положительное значение прибыли
и не прибегая к использованию заемных
и, по возможности, собственных средств. Для своевременной идентификации
приближающегося кризиса и применения
антикризисных мер необходимо решить
задачу количественной оценки интенсивности
отклонений контролируемых параметров.
Основным контролируемым параметром с
точки зрения финансовой устойчивости
целесообразно принять расходы страховой
компании, т.е. страховые выплаты, страховые
резервы и расходы на ведение дела.
3.1 Проблемы, препятствующие повышению эффективности обязательного страхования в России
К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:
1. Острейшая нехватка денежных средств из-за отсутствия ощутимого экономического роста в стране и сохранявшимся остаточным принципом финансирования здравоохранительной отрасли.
И таким образом объем государственных расходов в России на здравоохранение в 2009 составляет 3,3%. в доле ВВП.
Счетной палатой РФ сделан анализ тенденций показателей, который предполагает в прогнозе социально-экономического развития России на 2009 и плановый период 2010 и 2011 гг., разработанном Минэкономразвития России, характеризующих доступность населения к бесплатной медицинской помощи. Тоесть, государственные расходы на здравоохранение в 2009 г. и планируемом периоде 2010 и 2011 гг. останутся ниже уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения. И, государственные расходы на здравоохранение к 2011 г. достигнут всего лишь 3,9% к ВВП, вместо указанных ВОЗ от 5 до 6% к ВВП. В наше время, доля средств, направляемых из бюджета всех уровней на здравоохранение, приходится примерно 3,3% ВВП Российской Федерации. Европейский уровень - 7,2 процента
2. Низкий тариф ЕСН в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения, так как величина отчислений не связана со стоимостью «страхового года» работающего населения.
3. Недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения, имеет три главные причины:
- отсутствие законодательной
основы по размеру страхового
взноса на неработающее
- несоблюдение закона о медицинском страховании администрациями субъектов РФ в части страховых взносов на неработающее население;
- непогашение сложившейся значительной финансовой задолженности по страховым взносам на неработающее население в ряде субъектов РФ.
В итоге доля средств, поступающих на страхование неработающего населения, составляет более 30%, и работающее население составляет 55% всей численности населения РФ.
5. Многоканальность
7. Низкие тарифы оплаты
медицинских услуг. Структура тарифов
в системе ОМС формируется
исходя из планируемого объема
и выделяемого финансирования, а
не расчетной стоимости
8. Отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда медицинских работников. Поступления от платных услуг в ЛПУ часто распределяются не на основе ясных схем материального поощрения, а в зависимости от личных пристрастий главврачей. Врач оказывается в полной зависимости от администратора. Нередко он должен с ним делиться своими теневыми гонорарами. Но ясно, это ограничивает мотивацию к оказанию качественной медицинской помощи, за плату [17]- С.16.
В результате, по мнению некоторых специалистов, имеющая система финансирования здравоохранения показала свою несостоятельность, а основные принципы ОМС так и не заработали. По-прежнему граждане не могут найти свою страховую компанию и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а о защите их прав никто и не вспоминает. Поэтому неудивительно, что люди, желающие приобретать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из распространенных вариантов (недопускаемых) получение платной медицинской помощи - непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг.
Прежде всего, можно сказать, что реализованная в России модель, которую принято именовать "системой обязательного медицинского страхования", по сути, не является истинной моделью страхования, скорее всего, выглядит как своеобразная форма финансирования системы здравоохранения.
3.2 Резервы повышения эффективности обязательного страхования
в России
В соответствии с действующим законодательством страховая организация, заключая договоры страхования, формирует для осуществления страховых выплат специальные фонды, которые называются резервы повышения эффективности обязательного страхования.
Резервы повышения эффективности обязательного страхования — это активы страховой организации, выведенные в соответствии с законодательством из налогообложения. Для них установлен достаточно жесткий режим: они могут быть использованы только на выплаты страхового возмещения и страховой суммы, подлежат обязательному инвестированию в строгом соответствии с указаниями федерального органа исполнительной власти по страховому надзору. В связи с этим некоторые специалисты приходят к ошибочному выводу, что страховые резервы как бы временно переданы страховщику для выполнения его обязательств по договорам страхования и перестрахования. Как указывалось выше, страховые резервы формируются за счет страховой премии, уплаченной страхователями за оказанные им страховщиком услуги. Плата за проданный товар или предоставленные услуги по общему правилу является собственностью лица, продавшего товар или оказавшего услуги. Другое дело, что законодатель ввел соответствующие ограничения на распоряжение этой собственностью страховщиков, что законом допустимо.
Формирование страховых резервов. Порядок создания, а точнее, расчета резервов установлен Правилами формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденными Приказом Росстрахнадзора от 18 марта 1994 г. № 02-02/04.
В связи с этим нормативным актом резервы в валюте образуется договор страхования, тоесть валюта платежа премии. Размер страховых резервов рассчитывается страховщиком при определении финансового результата от страховой деятельности по состоянию на отчетную дату.
В состав резервов входят технические резервы и резерв предупредительных мероприятий.
В свою очередь технические резервы состоят из резерва незаработанной премии (РНП); резерва заявленных и резерва произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ).
РЗУ рассчитывается по договорам, произошедшим страховых событий, не оплаченных по состоянию на отчетную дату. Величина РЗУ определяется в виде суммы объявленного ущерба по всем претензиям. Если размер ущерба по конкретному договору на отчетную дату неизвестен, то в этом случае резерв увеличивается на всю страховую сумму по этому договору.
РПНУ формируется в размере 10% от суммы страховой премии, поступившей за предыдущие 12 месяцев. Страховая организация по согласованию с органом по надзору за страховой деятельностью может создавать и другие технические страховые резервы, в том числе резерв катастроф и резерв колебания убыточности.
Каждый страховщик должен разработать и выяснить с органом по страховому надзору свое положение о РПМ.
В данное время нет общего нормативного акта о правилах использования резервов по страхованию жизни. До их принятия действуют (см. Письмо Росстрахнадзора от 24 апреля 1995 г. № 09/2-20р) Разъяснения органа страхового надзора о порядке формирования страховщиками резервов по страхованию жизни по результатам деятельности за 1994 г. (Письмо Росстрахнадзора от 27 декабря 1994 г. № 09/2-16р/02). Резервы составляются по специальным формулам с учетом поступившей страховой нетто-премии (страховая премия минус нагрузка, т.е. расходы на ведение дел), проведенных страховых выплат и годовой нормы доходности, вынесенной страховщиками с органом страхового надзора и примененной при расчете страховых тарифов.
Страховщики, принимающие ОМС, используют запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий, средства на оплату медицинской помощи и ведение дела. Средства распределяются по указанным резервам и фондам по распоряжению территориального фонда ОМС в процентах от уплаченных им сумм.
Размещение страховых резервов. Размещением резервов – это активы, принимаемые в обеспечение резервов. В России действуют особенные Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. № 16н.
Активы, покрывающие страховые резервы, должны соответствовать условиям изменения, возвратности, прибыльности и ликвидности. Принимаются государственные и муниципальные ценные бумаги, векселя банков, облигации, жилищные сертификаты, инвестиционные пакет паевых инвестиционных фондов, банковские депозиты и депозитные сертификаты, сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, акции и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ (кроме страховых организаций), недвижимость (за исключением отдельных квартир и подлежащих госрегистрации средств воздушного и водного транспорта, а также космических объектов), денежные средства и т.д.
Активы не могут быть предметом залога или источником выполнения обязательств по банковской гарантии или договору поручительства.
Государственные ценные бумаги и денежные средства (в рублях и иностранной валюте) принимаются в обеспечение резервов без ограничений, по остальным видам активов задействованы жесткие лимиты — от 5 до 40% от общего объема резервов. Страховщики — резиденты РФ обязаны не менее 80% резервов размещать именно на территории России.
Все активы учитываются по их балансовой стоимости.
Страховые организации, нарушающие требования и нормы, могут быть подвергнуты со стороны страхового надзора таким мерам воздействия, как направление им предписания, приостановление и отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности.
Для некоторых видов действуют особые правила их размещения. Некоторые свободные средства РПМ рекомендовано инвестировать только в государственные ценные бумаги и банковские вклады.
Резервы страховщиков по ОМС инвестируются в банковские вклады или высоколиквидные ценные бумаги, и договором о финансировании ОМС, как правило, устанавливается и порядок распределения дохода от размещения резервов. И основная его часть направляется на пополнение резервов.
Заключение
В России формируется страховой рынок, регулируемый государством. Однако, для превращения его в цивилизованный необходимо еще много работы, как в теоретическом, в практическом, так и в законодательном. Предпосылками становления такого рынка является не только наметившаяся финансирование стабилизация и оживление экономики, но и становление самих источников развития этой важной составляющей экономики.Наиболее важными источниками развития страхового рынка являются:
1)преобразования в сфере собственности, тоесть с одной стороны возникновение новых институциональных институтов в области страхования, с другой –повышение ответственности частного предпринимателя за свою собственность.
Информация о работе Повышения эффективности обязательного страхования в России