Проблема бедности и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса заключается в том, что социальная поляризация, расслоение нашего общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик на данный момент и наше время.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа социальной защиты населения в некоторых странах, анализ существующей проблемы бедности и поиск путей ее решения.
В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации, сложившейся с бедностью в Беларуси и мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы
1.1 Бедность: причны, состав, критерии
1.2 Социальная политика: сущность, виды, формы
2. Сравнительный анализ бедности и системы социальной защиты в некоторых странах
2.1 Проблема бедности и социальная политика в зарубежных странах
2.2 Социальная политика и бедность в Беларуси
3. Пути преодоления проблемы бедности в Беларуси и мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

- социальное обеспечение;

- социальное страхование;

- социальную поддержку (помощь)

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных  бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных  фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности .

Необходимость совершенствования  системы социальной защиты населения  вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной защиты населения  сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;

2) оказание материальной помощи  населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к  условиям рыночной экономики.

Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в  денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых  с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны  государственных и негосударственных  структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных  ситуациях.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих  видах:

1) денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии, компенсации и  другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо,  продукты питания, одежда, обувь,  медикаменты и другие виды  натуральной помощи).

Социальная помощь выполняет функцию  вспомоществования по бедности отдельным  группам населения в экстремальных  условиях; носит характер периодических  и единовременных денежных доплат к  пенсиям и пособиям, натуральных  выдач и услуг в целях нейтрализации  критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических  условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов  власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в  целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение - это система  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, которые направлены на компенсацию  или минимизацию последствий  изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством страны, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть  государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой  является страхование работающих граждан  от возможного изменения материального  и (или) социального положения, в  том числе по не зависящим от них  обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование  представляет собой систему создаваемых  государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию  последствий изменения материального  и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных  законодательством страны, иных категорий  граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или  профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления  старости, необходимости получения  медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Целью социальной политики (социальными  приоритетами) являются:

достижение улучшения материального  положения и условий жизни  людей;

обеспечение занятости, повышение  качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

нормализация и улучшение демографической  ситуации, снижение смертности населения;

улучшение социальной инфраструктуры.

Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной  социально ориентированной политики являются:

принцип социального равенства  людей - членов данного общества (перед  законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);

принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся  на общность основных жизненных интересов  и целей населения данной страны;

принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемы как отношения  эквивалентности в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального  положения человека и т.п.)[3].

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального  положения;

поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;

социальная поддержка и защита.

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной  на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

2. Сравнительный анализ бедности и системы социальной защиты в некоторых странах

2.1 Проблема бедности  и социальная политика в зарубежных  странах

ГЕРМАНИЯ

Система социальной защиты Германии носит комплексный и многоплановый  характер. Толчок для ее развития послужила  проблемы послевоенного развития страны. Расходы на социальную защиту в Германии представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

1950-е гг.

1960-е гг.

1990-е гг.

2000-е гг.

 

15% ВНП

25 % ВНП

30% ВНП

35% ВНП

 
         

Из таблицы видно, что  с течением времени расходы на социальную защиту росли. Это стало  основой количественного и качественного  улучшения услуг социальной защиты населения.

Социальное страхование, которое подразделяется на обязательное и добровольное, включает 5 основных направлений: пенсионное, медицинское, от несчастных случаев, по безработице  и инвалидности. Расходы на основные виды страхования представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

Пенсионное страхование

Медицинское

По безработице

Социальная помощь

Пенсионное страхование  от предприятий

Страхование от несчастных случаев на производстве

 

31,4 %

19,2 %

10,5 %

8,1 %

7 %

1,7 %

 
             

Пенсионное страхование.

Видно, что в структуре  социального бюджета наибольшей удельный вес приходится на пенсионное страхование.

Пенсионная система в  Германии - одна из наиболее эффективных в Европе. Германия занимает 4 место среди европейских государств по размеру ежегодно выплачиваемых пенсий для лиц старше 60 лет, уступая только Люксембургу, Франции и Дании.

Пенсионное страхование  в Германии включает проведение мероприятий, необходимых для избежания преждевременного выхода на пенсию и направленных на сохранение, улучшение и восстановление трудоспособности, а также содействие профессиональному развитию и профессиональной переквалификации.

Оно включает в себя три  самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий  и частное пенсионное страхование.

Обязательному пенсионному  страхованию подлежат следующие  категории населения: рабочие и  служащие, государственные чиновники, надомные работники, фермеры, лица свободных  профессий, работающие по найму или  самостоятельно.

Пенсионный возраст. Мужчины - 65, женщины - 60

Медицинское страхование.

В Германии говорят: «Если  вы бедны, то получаете такую же помощь и лечение, как и другие» в  противовес другой европейской формулировке «Если вы бедны, то умираете раньше».

Первый компонент системы  здравоохранения Германии - сектор стационарного медицинского обслуживания. Врачи, работающие на постоянной основе в больницах. 59% врачей в стране принадлежат  к данной категории.

В начале 21 века расходы  на стационарное обслуживание составляли 40% всех расходов на медицинскую помощь - основная статья расходов.

Второй компонент - амбулаторное обслуживание - врачи общей практики (41%).

Третий сектор - производство медикаментов. Ценовое регулирование  рынка медикаментов. Их стоимость  составляет 1/3 от рыночной цены. Отпускаются  по рецептам. Все это позволяет  осуществлять контроль за качеством лекарств. Оплачиваются через больничные кассы, а их полная стоимость покрывается за счет средств медицинского страхования.

Четвертый сектор - финансирование программ для помощи лицам, которые  не могут сами участвовать в программе  обязательного медицинского страхования.

Пятый компонент - система  медицинского обслуживания на предприятиях. Она составляет 4,3% общих расходов здравоохранения.

Качество услуг в обязательном медицинском страховании не зависит  от размеров взносов. Распределительный  принцип финансирования.

При обязательном страховании  все члены семьи застрахованного  являются совместно застрахованными  без внесения дополнительных взносов  в случае, если доход каждого не превышает определенного минимума 327 евро.

Обязательным медицинским  страхованием занимаются больничные кассы, которых в стране насчитывается 1500 шт. Они делятся по профессиональному  и региональному признаку.

Союзы больничных касс заключают  договоры с объединениями врачей, на основе которых последние обслуживают  застрахованных. Все оплачивается в  соответствии с тарифами по конкретному  заболеванию.

Классическая трехсторонняя  система организации финансирования медицинского обслуживания: государство, работник и работодатель.

Услугами медицинского страхования охвачено 90% населения.

В круг, кто не подвергается обязательному медицинскому страхованию, входят лица, чей годовой доход  больше 40.034 евро, а также самозанятые лица (предприниматели), госслужащие и частнопрактикующие врачи, так как считается, что в силу корпоративности, они могут бесплатно получить помощь у своих коллег.

Преимуществом добровольного  медицинского страхования является возможность выбирать желаемый им объем  медицинских услуг, их комбинации. Более  высокие размеры пособий по болезни, возмещение расходов на курортное лечение, возможность получения полной медицинской  помощи за рубежом.

ДМС - принцип эквивалентного возмещения затрат.

90% немцев удовлетворены  предоставляемыми услугами здравоохранения, 40% высказались в том, что нужны  незначительные изменения.

К примеру в США 10% населения сказали, что удовлетворены действующей системой медицинского обслуживания.

Страхование по безработице.

Действует с 1927 года.

Размер взносов - 3,15 % для  работника и работодателя. Если человек  работал до того как стал безработным  не менее 360 дней, то пособие выплачивается  в размере 63% от прежнего дохода, если есть ребенок то 68%.

Минимальный срок выплаты  пособия 156 дней. Максимальный - 1 год. После 42 лет может быть увеличен до 832 рабочих  дней.

Страхование от несчастных случаев.

Занимает небольшое место  в структуре социальных расходов. Финансируется преимущественно  за счет работодателя. Выплаты - 80% прежнего дохода для восстановления профессиональной трудоспособности.

Минимальное социальное обеспечение.

В Германии социальную помощь получают 8,5 % населения страны, 56% из них женщины, а 44% мужчины.

В 1980- е годы помощь была актуальна для лиц пожилого возраста, то сейчас для более молодых лиц. Наибольшее число получателей приходится на возраст от 7 до 21 года.

Прежде чем получить социальную помощь, человек должен исчерпать все возможности самостоятельного обеспечения самого себя.

Он должен обратиться за помощью к родственникам (последних помочь может заставить суд), попытаться найти работу, продать предметы роскоши, переехать в более дешевую квартиру, обратиться за пособием по безработице [12].

Интересные факты: для  получателя социальной помощи установлены  следующие нормы жилой площади - 1 человек - 45 кв.м, 2 человека - 60 кв.м, 3 человека - 85 кв.м.

Пособие на ребенка для  многодетных семей может выплачиваться  до 27 лет.

Социальные службы помогают оплачивать жилье и отопление, приобретать  одежду. Оказывают поддержку в  особых жизненных ситуациях. К ним  относятся следующие виды поддержки:

1. Оказание мед.помощи, направление на лечение или отдых

2. Безвозмездное снабжение  лекарствами

3. Помощь в планировании  семьи

4. Помощь беременным  женщинам. Уход до и после рождения  ребенка

5. Помощь инвалидам и  облегчение их адаптации в  обществе.

6. Помощь в преодолении  социальных трудностей бездомным,  бывшим заключенным, туберкулезным  и психически больным людям.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения