Проблемы развития страхового дела в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа проблем развития страхового дела в РФ на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить несколько задач:
Во-первых, изучить понятие, структуру и функции страхового рынка;
Во-вторых, проанализировать страховой рынок России на современном этапе;
В-третьих, выявить основные проблемы развития страхового дела, характерные для Российской Федерации, и обозначить пути их решения.

Содержание

Введение……….……………………………………...……………..……. 3
1. Теоретические основы страхования в России…. ……...……...…...… 5
1.1. Понятие и функции страхового рынка ………...……………....….. 5
1.2. Виды страхования …………….……………………………………. 8
2. Страховой рынок России на современном этапе……………………12
2.1. Макроэкономика России в 2011 году ………………………… 12
2.2. Анализ показателей и проблем развития страховой деятельности в РФ ………………………………………………………….…………….. 16
3. Цели и задачи развития страховой деятельности
в РФ …………….………………………………………………………… 32
Заключение …………………………………………...……...………….. 34
Список использованной литературы …………………………..………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 992.00 Кб (Скачать файл)


Рис. 7. Динамика страховых выплат и премий ( без  учета ОМС)

Совокупная страховая  премия российских страховщиков за 2011 г. составила 663,7 млрд. руб. (прирост 37% по сравнению с 2007 г.), выплаты – 303,1 млрд. руб. (прирост 49% по сравнению с 2007 г.).

В 2009 году наблюдалось  повышение коэффициента страховых  выплат, вызванное снижением суммы  страховых премий, собранных страховщиками, и уменьшением свободных денежных средств у населения в связи с финансовым кризисом. В целом же в период с 2007 г. по 2011 г. коэффициент страховых выплат увеличился на 3,8 процентных пункта (рис. 7).


Рис. 8. Структура  совокупной страховой премии (кроме ОМС) в 2007-2011 гг.

В структуре общей  страховой премии (кроме ОМС) по-прежнему основная часть приходится на имущественное  страхование, однако его доля в общем  объеме страховой премии постепенно снижается. Так, за 2011 год она снизилась  на 5 процентных пунктов по сравнению с 2007 годом. Доля страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в структуре страховых премий остается практически неизменной. В 2010, 2011 годах отмечен рост доли страховых премий по страхованию жизни и иным видам личного страхования в общем объеме страховых премий (рис.8).

С 1 января 2012 года в сфере  обязательного медицинского страхования (ОМС) коренным образом изменилась система  финансирования. В соответствии с  Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации указанного Федерального закона страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС, больше не признают страховые платежи в составе доходов, не формируют страховые резервы по ОМС, не отражают страховые выплаты при оплате счетов медицинских организаций. Все средства обязательного медицинского страхования признаются средствами целевого финансирования (целевыми средствами), а их движение (получение от источника финансирования и направление на оплату медицинской помощи застрахованным лицам оказанной медицинскими организациями) не отражаются как страховые операции.

В 2011 году доля страховых платежей (страховых премий) по ОМС в общей сумме страховых премий по всем видам страхования составляла 50 %, их превышение по сравнению с 2007 г. составило 13 %.

Рис. 9. Динамика страховых премий (без ОМС)

Доля страховых премий по обязательным видам страхования (без ОМС)  в общем объеме страховых премий в 2011 году составила 17,5 % и снизилась на 1,5 процентных пункта по сравнению с 2009 г., в связи со спадом, вызванным финансовым кризисом (рис. 9). В 2012-2013 гг. предполагается рост страховых премий по договорам обязательного страхования в связи с введением новых видов обязательного страхования: обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. За 9 месяцев 2012 г. по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте объем страховых премий составил 7,5 млрд. рублей. В 2013 г. рост страховых премий продолжится в связи с распространением норм законодательства на опасные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Рис. 10. Динамика премий и выплат по страхованию жизни

Страховые премии (взносы) по страхованию жизни составили  в 2011 году 34,7 млрд руб., выплаты – 7,7 млрд руб. (рис. 10). Устойчивый рост страховых премий по страхованию жизни наблюдался со II-го квартала 2009 года и сохранялся на протяжении 2010-2011 гг. Данная тенденция отразилась на увеличении объема страховых премий данного сегмента страхового рынка в 2011 г. на 120% по сравнению с 2009 годом.

С 2009 года наблюдается  умеренный рост страховых премий по таким видам  страхования, как страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика и пенсионном страховании. По видам страхования жизни на случай смерти, дожития застрахованных лиц до определенного возраста или срока либо наступления иного события в их жизни, наблюдается заметный рост страховых премий в 2010 году на 45% по сравнению с показателем 2009 года (18,4 млрд руб. против 12,6 млрд руб. в 2009 году) и достиг уровня 2007 года.

Объем страховых премий на душу населения за анализируемый  период с 2007 по 2011 год увеличился на 65 %, в то время как количество заключенных договоров страхования  снизилось на 13 %, количество заключенных  договоров страхования в 2011 г. снизилось по сравнению с 2010 г. на 24 %.

Активизация экономических  процессов, происходящих в стране, и  рост доходов населения отразился  на состоянии финансового, и в  том числе страхового, рынка. Спрос  на страховые услуги начиная с 2010 г. постепенно восстанавливается (рис.11).

Рис. 11. Количество заключенных договоров страхования и объем страховых премий на душу населения

Доля страховых премий в ВВП на протяжении последних 5 лет  остается сравнительно стабильной, при  этом объем премий по видам страхования, кроме обязательного медицинского страхования, растет темпами меньшими, чем ВВП. В 2011 году доля страховых премий в ВВП составила 1,22 % (рис. 12).


Рис. 12. Доля активов  страховых организаций и страховых  премий в ВВП

Активы страховых организаций  за период с 2007 по 2011 гг. увеличились с 759,2 млрд. руб. до 1030,2 млрд. руб.

Финансово-экономический  кризис 2008-2009 гг. оказал влияние на деятельность страховщиков:

- сократились объемы  страховых премий, особенно по  имущественным видам страхования  (средств наземного транспорта, имущества физических и юридических лиц);

- увеличились объемы  страховых выплат, в том числе  по массовым видам страхования  (КАСКО, имущество физических  лиц), зачастую страховые выплаты  производились за счет средств,  поступавших от вновь заключаемых договоров страхования, а не за счет страховых резервов, сформированных по действующим договорам, что значительно снизило способность исполнения страховщиками обязательств;

- страховщики сокращали  издержки и расходы на ведение  дела, штат сотрудников, фонды оплаты труда, минимизировали размеры страховых выплат, или задерживали их осуществление. При этом преследовалась цель – сохранить достаточный объем страховых премий для обеспечения устойчивого финансового положения.

Для иллюстрации процесса восстановления отрасли наиболее наглядным будет пример автострахования. Это один из наиболее пострадавших от кризиса сегментов рынка, который имеет для последнего ключевое значение. Хотя переломный момент наступил уже ближе к концу 2010 г., в полной мере улучшение экономической ситуации отразилось на страховании КАСКО автотранспорта уже в 2011 г. Произошло значительное увеличение числа заключенных договоров на 18% – до 4,1 млн. против 3,5 млн. в 2010 году. При этом число договоров, заключенных предприятиями, выросло на 21%, до 589 тысяч.

По данным ГИБДД сегодня в  России на учете состоит 42 млн. единиц автотранспорта (легковые автомобили, грузовики, автобусы). Таким образом, проникновение страхования каско по итогам года составляет 9,8%. В 2010 году проникновение страхования каско было несколько ниже – 8,6%. В то же время, несмотря на достигнутый прогресс, нельзя не отметить, что уровень проникновения страхования каско автотранспорта остается незначительным.

Премии по страхованию каско  в 2011 году выросли довольно заметно – на 18%, до 165 млрд. рублей, а рост премий по страхованию за счет предприятий составил 21%. При этом средняя премия на договор изменилась совсем незначительно – с 39,9 до 40 тыс. рублей. В сегменте страхования за счет средств граждан она вовсе не изменилась и осталась на уровне 37,3 тыс. рублей.

Уровень выплат по страхованию  каско автотранспорта упал в 2011 году до 64% против 76% в 2010 году и 87% в 2009 году. Однако это обстоятельство нельзя рассматривать  как показатель снижения экономической выгоды от страхования каско для потребителей. Дело в том, что на растущем рынке пре-мии всегда опережают выплаты, а на падающем – наоборот, рост выплат больше роста премий. Именно поэтому в 2009 году, в разгар кризиса, уровень выплат был на рынке каско особенно высок, а сейчас, когда сборы по авто-страхованию растут, он падает.

Рис.13. Динамика основных показателей рынка автострахования в 2009–2011 гг.,

По данным АЕБ в 2010 году продажи  легкового автотранспорта в стране выросли на 30% и в 2011 году – на 39%. Росту рынка автострахования способствовали кредиты на приобретения машин. В 2011 году суммарная задолженность населения по банковским кредитам выросла более чем на 35%. В 2010 году 36% автомашин в России были проданы в кредит, в 2011 – более 40%, между тем известно, что «кредитные» автомобили страхуются покупателями в обязательном порядке.

Таким образом, рост доходов населения в сочетании с активностью банков по кредитованию населения и привели к росту рынка автострахования в 2011 году.

Если говорить о перспективах рынка автострахования, то надо помнить, что он, как и страхование в целом, представляет собой «обслуживающий» бизнес, который развивается или стагнирует в зависимости от изменения доходов населения, в особенности от состояния дел наиболее состоятельных 20% населения. Исследования показывают, что именно они обеспечивают основные обороты на рынке автотранспорта в России – на них приходится более 85% покупок новых автомобилей. Рост доходов этих двух групп в 2010 и 2011 годах с отставанием в полгода привел к росту продаж автомобилей и спросу на автострахование в 2011 году.

В течение последних  нескольких лет практически отсутствовало  предложение новых страховых  продуктов и услуг, инновационных  идей по новым видам добровольного  страхования.

На фоне роста ценовой конкуренции, перераспределения страховых премий, сегментации страхового рынка, исходя из рентабельности страховых операций, вне страховой защиты оказались многие потенциальные потребители страховых услуг (например, граждане, проживающие в сельской местности, малые предприятия и др.).

Развитие страховой  отрасли сдерживается невысоким  уровнем страховой культуры и  страховой грамотности потребителей страховых услуг, крайне низким спросом  на страховые услуги. Страховщики  и их профессиональные объединения не уделяют должного внимания пропаганде страхования, разъяснению условий страхования и его преимуществ по сравнению с иными финансовыми институтами.

Таким образом, можно  выделить ряд проблем:

  • снижение качества выполнения обязательств страховщиками по договорам страхования перед страхователями;
  • низкий уровень оказания посреднических услуг потребителям: страховые посредники редко выступают в интересах страхователей и в качестве консультантов, чаще в качестве продавцов, при этом растут размеры получаемых ими от страховщиков комиссионных вознаграждений;
  • налогообложение страхователей - потребителей страховых услуг, не способствует проявлению их страховых интересов;
  • ограниченность предложений страховых услуг, ориентированных на различные категории потребителей;
  • низкий уровень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом;
  • наличие неконкурентных действий, высокий уровень концентрации на рынке страховых услуг;
  • пренебрежение правами и законными интересами страхователей со стороны отдельных страховщиков, отсутствие уполномоченного по защите прав и интересов потребителей страховых услуг (физических лиц);
  • увеличение числа профессиональных объединений страховщиков (ассоциаций), в том числе за счет создаваемых под конкретные виды страхования, делает представление интересов отрасли дорогостоящим и недостаточно эффективным;
  • повышение уровня расходов на ведение дела и управленческих расходов в объеме страховой премии, влияющих на исполнение обязательств по договорам страхования, снижение рентабельности и эффективности деятельности;
  • недостаточно развитая сеть продаж страховых продуктов страховщиками и несовершенство способов заключения договоров страхования;
  • страхование жизни сдерживается низким уровнем доходов страхователей, высоким уровнем инфляции и высокими ставками банковских депозитов, не дающими преимуществ страхованию жизни по сравнению с иными инструментами накопления;

недостаточное участие  страховщиков в возмещении убытков  по катастрофическим рискам, тогда  как большая часть средств  возмещается из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Рис. 14. Динамика отношения населения к страхованию в 2006–2011 гг.

2011 год также выявил следующий  интересный момент. Исследования  Росгосстраха показали, что почти  половина семей считает страхование источником чувства защищенности, около 30% – эффективным способом борьбы с опасностями и мене четверти – пустой тратой денег (рис. 14). Здесь важно обратить внимание, что по сравнению с предыдущим замером произошел частичный откат от изменений, вызванных кризисом. Тогда население переключило внимание с рационального восприятия страхования на эмоциональное. При этом, в докризисные и лучшие для отрасли годы, преобладало как раз первое. То, что оценка услуги как экономически важной восстанавливает свои позиции, может служить одним из индикаторов того, что рынок страхования имеет хорошие перспективы дальнейшего роста. Подтверждает это предположение также крайне важная тенденция – планомерное снижение доли тех, кто считает услугу пустой тратой денег.

Таким образом, итоги 2011 года наглядно показывают, что отрасль страхования пережила последствия кризиса и вернулась к уверенному развитию.

 

 

 

3. Цели и задачи развития страховой  деятельности в РФ

Основной целью настоящей  стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли – превращению ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий:

    • повышение экономической стабильности общества;
    • повышение социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов;
    • привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих  задач:

  1. создание условий, обеспечивающих развитие добровольных видов страхования, взаимного страхования, микрострахования, способствующих повышению добросовестной конкуренции и повышению инвестиционной привлекательности;
  2. обеспечение баланса интересов между субъектами страхового дела и страхователями (выгодоприобретателями), выработка мер по повышению качества предоставляемых страховщиками услуг в целях защиты прав потребителей страховых услуг, повышение их ответственности при выборе и организации способов страховой защиты и исполнении условий договоров страхования, сокращение предпосылок для возникновения споров между страховщиками и потребителями их услуг, создание института страхового омбудсмена;
  3. расширение сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг;
  4. повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, оперативности и эффективности его деятельности;
  5. обеспечение эффективного использования бюджетных средств на страхование;
  6. становление международного финансового центра в России.

Информация о работе Проблемы развития страхового дела в России на современном этапе