Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 10:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование правового регулирования страховой деятельности в России.
Целью обусловлены задачи, которые необходимо решить в данной работе:
Определение нормативно-правовых актов регулирующих страховую деятельность в России;
Исследование системы органов государственного регулирования в страховании;
Рассмотрение основных механизмов стимулирования и поддержки государством страхового сектора;
Определение возможных путей совершенствования нормативной базы страховой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации.
1.1 Нормативно-правовая база страховой деятельности и ее особенности в России……………………………………………………………………………...5
1.2 Понятия «объект страхования», «страховой интерес» и «страховой риск» в российском законодательстве………………………………………………….8
2. Современной практика государственного надзора страховой деятельности в России.
2.1 Система органов государственного регулирования в страховании……...13
2.2 Взаимодействие федеральных и территориальных органов надзора…….15
2.3 Актуальные вопросы лицензирования страховой деятельности…………17
3. Проблемы развития страховой деятельности в Российской Федерации.
3.1 Основные механизмы стимулирования и поддержки государством страхового сектора………………………………………………………………20
3.2 Совершенствование регулирования государством страховой деятельности……………………………………………………………………. 23
3.3 Современное прогнозирование развития страхового рынка в Российской Федерации………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………
Следовательно, в указанных законах различие в определении объекта страхования состоит в различии определения понятия "имущественный интерес".
Определение имущественного интереса, которое представлено в Законе о страховании, является более точным, поскольку интерес - это отношение субъекта к каким-то определенным объектам, а не сами объекты (например, интерес - это отношение лица к вопросу относительно сохранности имущества, а не само имущество).
В целом понятие "интерес", с одной стороны, играет ключевую роль в законодательном определении основных страховых терминов, с другой стороны, это понятие не имеет в Российской Федерации законодательного определения и трактуется в том числе и в ГК РФ по-разному.
В теории и практике страхования в Российской Федерации закрепилось понятие "страховой интерес", которое можно считать аналогом существующему в мировой практике понятию "insurable interest" ("интерес, страхование которого допускается" - пер. с англ.).
В российском законодательстве (ст. 928 ГК РФ) прямо указано, страхование каких интересов не допускается: страхование противоправных интересов; страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари; страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
Следовательно, объектом страхования в Российской Федерации могут быть любые иные интересы, кроме указанных в ст. 928 ГК РФ, однако определение понятия "страховой интерес" отсутствует.
В то же время п. 2 ст. 929 ГК РФ предусматривает, что по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: 1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; 2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности.
Из ст. 929 ГК РФ следует, что страхуемый имущественный интерес - это риск наступления определенных (предполагаемых) событий. В то же время п. 1 ст. 9 Закона о страховании гласит, что предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование, является страховым риском.
Таким образом, анализ российского страхового законодательства позволяет сделать вывод о том, что в договоре страхования объектом страхования является страхуемый имущественный интерес, который в свою очередь является страховым риском.
Следовательно, в целом напрашивается вывод о том, что по российскому законодательству объект страхования равен страхуемому имущественному интересу и равен страховому риску. Однако, на наш взгляд, здесь следует поставить, скорее, не знак равенства, а знак "приблизительно равно".
В частности, положение п. 2 ст. 929 ГК РФ, где в качестве застрахованных интересов называются риски, вызывает большие сомнения, поскольку в имущественном страховании страховой интерес - это, прежде всего, желание иметь финансовую гарантию того, что при наступлении определенного события (страхового случая) лицо, в пользу которого заключен договор страхования, будет иметь средства для устранения негативных последствий этого события за счет страховой суммы.
По нашему мнению, законодательство в этой области требует совершенствования, и в первую очередь необходимо решить вопрос о достижении единообразия в подходе к тому, что считается застрахованным интересом. Кроме того, по мнению автора, п. 1 ст. 2 Закона о страховании следует уточнить, поскольку данная норма предусматривает, что страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
В практической деятельности зачастую бывает не совсем ясен вопрос о том, в отношении кого из участников страховых отношений следует определять наличие интереса в страховании при заключении договора страхования. В частности, в экономических публикациях встречается мнение, что страховой интерес должен иметься у страхователя как при страховании имущества, так и при страховании ответственности.
Данный подход не соответствует страховому законодательству Российской Федерации, поскольку ограничений относительно того, кто может выступать страхователем, законом при страховании имущества и ответственности не предусмотрено.
Пункт 1 ст. 930 ГК РФ предусматривает, что имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества, однако требования к страхователю в данном случае не установлены.
При страховании ответственности прежде всего следует учитывать требование ст. 9 Закона о страховании о том, что событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Данное положение является требованием к любому договору страхования, но применительно к страхованию ответственности следует изучить вопрос, не исключается ли в принципе возможность наступления ответственности лица, ответственность которого застрахована. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 933 ГК РФ по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.
2. Современная практика государственного надзора страховой деятельности в России.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ.
Первым таким органом стала Федеральная Служба России по надзору за страховой деятельностью. Она была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
Указом Президента РФ от 14 августа 1996г. №1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ, где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:
1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
2) ведение единого
3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
4) установление правил
формирования и размещения
5) разработка нормативных
и методических документов по
вопросам страховой
6) обобщение практики
страховой деятельности, разработка
и представление в
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:
1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;
2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Наряду с Департаментом страхового надзора контрольные функции осуществляют Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых Экономических структур, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а также территориальные органы страхового надзора, которые осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ.
Правительством РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, были созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.
Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (далее – федеральный орган).
Функции территориальных органов:
- обеспечивать контроль
за соблюдением
- осуществлять контроль
за исполнением страховщиками
нормативных актов Федеральной
службы России по надзору за
страховой деятельностью,
- осуществлять контроль
за обоснованностью страховых
тарифов и обеспечением
- обобщать практику работы
страховщиков, страховых посредников
и других участников
- рассматривать заявления
и жалобы физических и
- представлять в установленном
порядке бухгалтерскую,
Территориальные органы страхового надзора имеют право:
- проводить у страховщиков
проверку достоверности
- получать от страховщиков
установленную отчетность о
- при выявлении нарушений
страховщиками требований
- вносить в федеральные
органы представления о
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
2)создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
Информация о работе Проблемы развития страховой деятельности в Российской Федерации