Сельскохозяйственное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Большую позитивную роль играет то, что государство является активным участником данного вида страхования, выступая перестраховщиком, гарантом страховых сделок, а также оказывая материальную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде компенсации из федерального бюджета 50% их затрат на выплату страхового взноса. Однако организация страхования урожая имеет ряд существенных недостатков: слишком большое количество рисков, разнокачественных по своему происхождению и страхуемых по одному договору страхования, длительный срок страхования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Виды сельскохозяйственного страхования………………………………………….......................................................5
1.1. Страхование сельскохозяйственных культур…………………………………….5
1.2. Страхование животных…………………………………………………………...13
2. Современное состояние сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации…………………………...18
3. Основные проблемы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на современном этапе................................................20
4. Совершенствование сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.....................................................................................................................30
4.1.Цель, задачи и основные принципы совершенствования
сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, до 2020 года..............................................................................................30
4.2. Этапы и основные направления реализации Концепции....................................31
4.3. Механизм реализации Концепции.........................................................................47
Заключение.....................................................................................................................49
Список использованной литературы............................................................................52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая страхование.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

              4.2. Этапы и основные направления реализации Концепции

 
          Совершенствование сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2009 - 2020 годах будет проходить в 3 этапа, различающиеся по условиям и основным направлениям развития сельхозстрахования:  
первый этап - 2009 - 2011 годы;  
второй этап - 2012 - 2017 годы;  
третий этап – 2017 – 2020 годы.  
         Первый этап реализации Концепции характеризуется созданием условий и предпосылок для вовлечения максимального числа сельхозтоваропроизводителей и планомерному увеличению охвата застрахованных посевных площадей, созданию условий для устранения «квазистраховых» отношений на рынке сельхозстрахования, созданию условий для организации рыночной инфраструктуры и конкурентной среды при осуществлении сельскохозяйственного страхования, а также создание механизмов повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, выделяемых на государственную поддержку сельхозстрахования.  
         Основными направлениями деятельности на этом этапе являются следующие.  
         1) В части решения задачи по поэтапному внедрению и совершенствованию линейки страховых продуктов по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой в области страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений:  
введение в действие программ сельскохозяйственного страхования от утраты (гибели) или частичной утраты;  расчет ставок субсидий по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с учетом страхуемых культур, зон возделывания, программ страхования.  
         Для целей настоящей Концепции при определении содержания программ страхования в дальнейшем употребляются термины «Красный полис» в части программы страхования от катастрофических убытков при полной утрате (гибели) урожая и посадок сельскохозяйственных культур, «Зеленый полис» в части программы страхования от утраты (гибели) и частичной утраты (недобора) урожая и посадок сельскохозяйственных культур.  
         Программа страхования «Красный полис» будет направлена на защиту имущественных интересов сельхозтоваропроизводителя в случаях полной утраты (гибели) сельскохозяйственных культур в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (катастрофических рисков) вплоть до покрытия 100% фактического ущерба.  
         Ценовая доступность такого страхового продукта должна сделать его массовым и привлекательным по соотношению цена – качество. Вместе с тем, наличие у сельхозтоваропроизводителя такого продукта позволит ему избежать катастрофических потерь, а инвесторам – существенно снизить рискованность вложений в соответствующие отрасли сельского хозяйства не прибегая к существенным материальным затратам, которые могут привести к существенному удорожанию инвестиций.  
         Программа страхования «Красный полис» должна со временем стать одним из важных критериев оценки степени заботы сельхозтоваропроизводителей о минимизации сельскохозяйственных рисков. Так, предполагается, что, начиная с 2012 года наличие у сельхозтоваропроизводителя страхования по программе «Красный полис» может учитываться при принятии решений о предоставлении таким сельхозпроизводителям безвозмездных безвозвратных субсидий в отношении последствий чрезвычайных ситуаций, входящих в перечень застрахованных рисков по программе «Красный полис».  
         Одновременно с программой «Красный полис» страхователям должна быть предложена страховая программа «Зеленый полис», предусматривающей страхование имущественных интересов сельхозтоваропроизводителей в случае утраты (гибели) и частичной утраты (недобора) урожая сельскохозяйственных культур». Данной программой сельскохозяйственным товаропроизводителям будет предлагаться несколько уровней страховой защиты сельскохозяйственных культур до 100 процентов от страховой стоимости урожая.  
         В рамках «Зеленого полиса» может быть реализована как программа страхования на пропорциональной основе, так и на непропорциональной основе с применением франшизы – собственного участия страхователя в погашении убытка определенной величины. Это позволит существенно снизить затраты на урегулирование части мелких и средних убытков и значительно удешевить стоимость страхования. Кроме того, данная методика позволит более рационально расходовать средства государственной поддержки страхования.  
         Для целей практической реализации государственной поддержки программ «Красный полис» и «Зеленый полис» потребуется разработка специальных ставок субсидий на основе имеющихся статистических данных и определение рекомендаций по сбору и обработке статистической информации.  
Государственная поддержка может предоставляться и в случае заключения договоров страхования, предусматривающих скидки и надбавки к базовым ставкам страховых тарифов. При этом должны соответственно применяться дифференцированные ставки субсидий в зависимости от факторов, влияющих на уровень страхового риска (страховая история конкретного сельхозтоваропроизводителя, уровень распределения принимаемых на страхование рисков, другие условия). Может также предусматриваться возможность предоставления государственной поддержки при рассрочке уплаты страховой премии при условии компенсации производителям сельскохозяйственной продукции части фактически уплаченной страховой премии.  
        2) В части решения задачи по развитию системы управления рисками в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой на основе построения многоуровневой системы распределения рисков при осуществлении сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой:  
введение оценки степени финансовой устойчивости страховщиков по сельхозстрахованию на основе оценки достаточности страховых резервов и собственных средств страховой организации для выполнения обязательств по заключаемым договорам страхования, с учетом перестрахования сельскохозяйственных рисков с максимально эффективным использованием существующей перестраховочной емкости участников рынка;  
разработка единой методики андеррайтинга сельскохозяйственных рисков.  
        В целях усиления качества управления рисками в сельхозстраховании на первом этапе необходимо создать систему перераспределения страховых рисков, принимаемых агростраховщиками, действующими в рамках ассоциаций, объединений и страховых пулов. При этом необходимо создать условия для перераспределения рисков не только в рамках соответствующих ассоциаций, объединений и пулов, но и в целом по рынку с максимальным использованием общей рыночной перестраховочной емкости, включая емкость профессиональных перестраховочных организаций. Эта задача будет решена путем разработки особых требований к правилам формирования и размещения страховщиками средств страховых резервов, сформированных по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Необходимо также способствовать развитию обществ взаимного страхования сельскохозяйственных рисков, действующих на общих принципах осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, обеспечивая первый уровень удержания страхового риска. При этом общества взаимного страхования должны стать частью единой системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.  
        Необходимость выработки отдельных правил обусловлено прежде всего:  
высокой социальной значимостью данного вида страхования, необходимостью более эффективного использования бюджетных ресурсов, выделяемых на цели государственной поддержки сельхозстрахования;  
требованиями к особому формированию технических резервов, вытекающих из существенной дифференциации уровня страхового риска, в частности при обособлении средств для финансирования выплат при катастрофических убытках;  
более высокими требованиями к финансовой устойчивости как отдельных страховщиков, так и всей системы сельхозстрахования в целом, в том числе с учетом применения различных типов перестраховочной защиты – пропорционального и непропорционального перестрахования, особых условий договоров страхования, например, применение франшиз.  
        Решение данной задачи позволит снизить отраслевую и региональную кумуляцию рисков, сгладить последствия возникновения страховых случаев, увеличить финансовую устойчивость каждого из страховщиков по агрострахованию, а также всего рынка сельхозстрахования в целом.  
        Цели снижения рисков в системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой будет отвечать и разработка единых рекомендаций по андеррайтингу принимаемых на страхование сельскохозяйственных рисков. В данном случае под андеррайтингом понимается весь комплекс мероприятий по предварительной оценке рисков, принимаемых на страхование. Андеррайтинг проводится каждой страховой организацией самостоятельно. При этом в условиях недостаточной развитости рынка сельхозстрахования отсутствие единых методик оценки принимаемых на страхование рисков ведет зачастую к невозможности их последующего перестрахования. Кроме того, применение страховщиками единой методологии андеррайтинга страховых рисков (включая необходимость проведения обязательных регламентных процедур при предварительной оценке риска) позволит более качественно размещать страховые риски, а также создаст необходимую основу доказательной базы при урегулировании возможных убытков.  
         Разработка мер по управлению рисками будет в комплексе способствовать более эффективному использованию финансовых ресурсов в системе сельхозстрахования, а также создаст условия для дальнейшего снижения уровня операционных и технологических рисков внутри системы. Кроме того, принятие указанных мер позволит уже на первом этапе реализации Концепции создать мощную систему перераспределения рисков, что послужит базой для дальнейшего развития всей системы.  
         3) В части решения задачи по совершенствованию форм и механизмов предоставления государственной поддержки в области сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на первом этапе должны быть осуществлены:  
меры по сокращения сроков предоставления субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей по уплате страховых взносов;  
меры по созданию условий для полного замещения страховыми выплатами безвозмездных безвозвратных субсидий, предоставляемых на ликвидацию ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии бюджетным законодательством Российской Федерации.  
         При принятии решения о предоставлении субсидии на сельхозстрахование из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации должны приниматься во внимание следующие условия:  
наличие или отсутствие региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающей государственную поддержку сельскохозяйственного страхования, а также определение условий финансирования такой программы;  
наличие, отсутствие и характер мер, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях сохранения или увеличение доли застрахованных посевных (посадочных) площадей в соответствующем регионе Российской Федерации.  
        После введения программы «Красный полис», обеспечивающей страховую защиту от катастрофических рисков, целесообразно (с 2012 г.) пересмотреть подходы к предоставлению на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетных субсидий сельхозтоваропроизводителям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством сельхозпродукции при наступлении чрезвычайных ситуаций, входящих в перечень застрахованных рисков по программе «Красный полис.  
         Эта мера позволит существенно сократить бюджетные расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и, одновременно, повысить эффективность работ по их предотвращению.  
Действующие правила предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетных субсидий сельхозтоваропроизводителям для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.ст. 78, 78.1.), Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», федеральными законами о бюджете Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, постановлением Правительством российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».  
При этом перечень неблагоприятных и опасных погодных явлений в сельском хозяйстве, утвержденный Приказом Росгидромета от 17 сентября 2004 г. № 118, по существу является перечнем страховых случаев по программе страхования «Красный полис», а перечень и содержание обосновывающих документов, представляемых пострадавшими от чрезвычайных ситуаций субъектами Российской Федерации для оказания помощи из фондов Правительства Российской Федерации, указанный в «Порядке проведения экспертизы и подготовки материалов по чрезвычайным ситуациям в АПК России», утвержденный приказом Минсельхозпрода России от 17.12.1999 г. № 6-20/2749, практически полностью соответствует документации, являющейся основанием для выплаты страхового возмещения по катастрофическим рискам.  
Таким образом, сегодня фактически одновременно действуют два дублирующих друг-друга механизма предоставления сельхозтоваропроизводителям компенсаций в случае наступления катастрофических убытков, что ведет к увеличению административной и финансовой нагрузки как на самого сельхозтоваропроизводителя, так и на бюджеты всех уровней.  
         Введение в действие программы «Красный полис» обусловливает необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления сельхозтоваропроизводителям на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетных субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством сельхозпродукции при наступлении чрезвычайных ситуаций, предполагающих отказ от предоставления таких субсидий в отношении последствий событий, входящих в перечень застрахованных рисков по программе «Красный полис».

4) В части решения  задачи по развитию независимой  экспертизы в системе сельскохозяйственного  страхования с государственной поддержкой необходимо осуществить разработку и внедрение системы независимой оценки ущерба при осуществлении сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.  
           Создание системы независимой экспертизы является необходимым элементом обеспечения большей эффективности предоставления государственной поддержки и при этом базовым элементом организации инфраструктуры сельхозстрахования, позволяющим плавно перейти к новым принципам организации государственной поддержки сельхозстрахования.  
         Система независимой экспертизы при страховании в агропромышленном производстве необходима для достижения следующих целей:  
         1. адекватной оценки уровня принимаемого страховщиком страхового риска и, соответственно, определения базы для применения тех или иных условий страхования, основанных на рекомендациях независимого источника экспертизы;  
         2. независимой и качественной оценки потерь урожая при страховых случаях и определении объема ответственности страховщика;  
         3. обеспечения высокой степени исполнения технологии производства, при которой обеспечивается максимальная устойчивость производственного процесса к неблагоприятным агроклиматическим явлениям и другим факторам, снижающим урожайность сельскохозяйственных культур;  
         4. повышению эффективности действующего порядка предоставления средств государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям и создание условий для перехода к оплате за сельхозтоваропроизводителей части страховой премии непосредственно страховым организациям, с которыми заключаются договоры страхования. При этом необходимо обеспечить одновременно жесткие условия выполнения государственных обязательств по оплате части страховой премии и законодательному закреплению условия получения страхователем полного страхового возмещения при наступлении страхового случая при условии уплаты им своей части страховой премии в соответствии с условиями договора страхования.  
        При осуществлении сельхозстрахования будут применяться 2 основных типа экспертизы: предстраховая экспертиза и экспертиза состояния посевов в период вегетации и последующая экспертиза, связанная с оценкой страховых случаев с разделением причин снижения урожая на технологические (ответственность страхователя) и агроклиматические (ответственность страховщика).  
        Экспертиза должна проводиться независимыми экспертами по утвержденным единым методикам, что позволит избежать возникновения конфликта интересов при проведении экспертизы.  
        Основные мероприятия первого этапа должны, в частности, предусматривать разработку типового регламента проведения независимой оценки в сельхозстраховании, включая требования к типовому договору на проведение независимой экспертизы в сельхозстраховании, формы специального удостоверения независимого эксперта по сельхозстрахованию, типовой формы бланка экспертного заключения, определение требований к порядку аттестации независимых экспертов на основе принятых профессиональных стандартов их деятельности, установление стандартов отчетности независимых экспертов.  
         Необходимо также разработать профессиональные стандарты деятельности независимых экспертов, образовательные стандарты для включения в образовательные программы ВУЗов и послевузовского образования, организовать обучение независимых экспертов в области сельхозстрахования.  
         Важной организационной мерой будет являться составление и поддержание в актуальном состоянии перечня независимых экспертов, прошедших обучение и имеющих сертификаты на право осуществления экспертизы в области сельхозстрахования.  
          5) В части решения задачи по совершенствованию научно-методической и информационной деятельности в сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, необходимым условием успешной реализации настоящей Концепции является научно-методологическое обеспечение планируемых мероприятий.  
           Научно-методологическое обеспечение совершенствования сельскохозяйственного страхования должно обеспечивать реализацию всех основных направлений реализации Концепции и будет включать следующие мероприятия:  
        1. обоснование и разработку новых страховых продуктов по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, включая разработку и экономическое обоснование применения расчета ставок субсидий;  
        2. сбор, обработку и анализ статистической информации для целей совершенствования сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;  
        3. подготовку предложений по критериям оценки финансовой устойчивости системы сельхозстрахования с учетом эффекта от реализации мероприятий по распределению страхового риска;  
        4. разработку методических материалов и рекомендаций по применению отдельных механизмов сельхозстрахования;  
        5. анализ эффективности использования бюджетных ресурсов государственной поддержки сельхозстрахования;  
        6. анализ эффективности реализации мероприятий Концепции и подготовку предложений по совершенствованию механизмов реализации сельхозстрахования с государственной поддержкой;  
        7. анализ международного опыта осуществления сельхозстрахования с государственной поддержкой и адаптация лучших мировых практик в российских условиях.  
         Основными механизмами реализации научно-методологического обеспечения совершенствования сельхозстрахования должны стать комплексные научно-исследовательские разработки, финансируемые как из государственных источников, так и с привлечением негосударственных источников финансирования, научно-практические конференции, в том числе международные, проведение круглых столов и семинаров по актуальным вопросам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.  
          Решение задачи по совершенствованию научно-методической деятельности в сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, должно осуществляться с привлечением российских и международных ведущих научных и практических институтов, имеющих опыт осуществления научно-методических разработок в сфере сельхозстрахования.  
          В части информационного обеспечения сельхозстрахования непосредственно на первом этапе необходимо решить проблему информирования сельхозтоваропроизводителей о преимуществах и возможностях агрострахования с государственной поддержкой, организации широкой разъяснительной работы в целях расширения круга сельхозтоваропроизводителей, популяризации использования сельхозстрахования в качестве механизма снижения рисков при производстве сельхозпродукции. Необходимо также разъяснять сельхозтоваропроизводителям принципы организации сельхозстрахования, механизмы урегулирования убытков, содержание прав и обязанностей страхователей.  
         Для решения этой задачи потребуется использование значительного числа имеющихся каналов информации: отраслевое телевидение, специализированные отраслевые печатные издания, создание и сопровождение специализированного информационного Интернет-ресурса, проведение информационных конференций и круглых столов, информационных брифингов, а также другая разъяснительная работа.  
         Одним из существенных информационных механизмов будет являться более эффективное использование возможностей отраслевого журнала «Агрострахование и кредитование», который издается при содействии ФГУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России.  
         В свою очередь для целей координации информационной работы потребуется выработка и поэтапная реализация комплексной информационной политики в области сельхозстрахования.  
Второй этап реализации Концепции характеризуется усилением работы по расширению охвата сельхозтоваропроизводителей услугами по сельхозстрахованию, усилением уровня самоорганизации рынка сельхозстрахования, введению в действие механизмов частно-государственного партнерства, упрочению финансовой устойчивости рынка сельхозстрахования.  
Реализация мероприятий по второму этапу реализации Концепции непосредственно увязана с необходимостью внесения изменений и дополнений в законодательные акты, в частности, в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»  
        Основными направлениями деятельности на этом этапе являются следующие:  
         1) В части решения задачи по поэтапному внедрению и совершенствованию линейки страховых продуктов с государственной поддержкой требуется решить проблему расширения перечня объектов сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.  
         На данном этапе предполагается осуществить разработку страховых продуктов для покрытия рисков сельхозтоваропроизводителей в сфере животноводства и рыбоводства, а также расширения линейки действующих страховых продуктов (страхование от поименованной опасности, комплексное страхование, параметрическое страхование, страхование качества продукции и т.д.). Предполагается, что непосредственное внедрение разработанных страховых продуктов начнется с 2012 года.  
         Страхование в сфере животноводства и рыбоводства будет осуществляться на случай падежа (гибели), вынужденного забоя, хищения сельскохозяйственных животных, а также возникновения расходов на лечение животных в связи с потерей их здоровья и утилизацию животных по решению органов государственной ветеринарной службы в результате инфекционных заболеваний (в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России), инвазионных и незаразных заболеваний, несчастных случаев, стихийных бедствий (градобитие, половодье, ливни, сильная метель (буран), сильный ветер, землетрясение, лавина, сель, обвал, оползень) противоправных действий третьих лиц (в том числе кражи, грабежа, разбоя), пожара.  
         В международной практике встречается также большое разнообразие страховых продуктов по сельхозстрахованию. Данная практика может иметь применение и в России. Так, можно привести несколько базовых страховых продуктов, которые могли бы на втором этапе существенно расширить качество страховой защиты сельхозтоваропроизводителей.  
         Страхование от поименованной опасности предусматривает возмещение убытков, понесенных вследствие указанных в полисе конкретных страховых случаев (например, только от огня и сопутствующих опасностей).  
Комбинированное страхование обеспечивает страховую защиту на условиях «от всех рисков».  
        Параметрическое или индексное страхование позволяет покрыть ущерб с использованием заранее рассчитанных объемов убытков от уже зарегистрированной случайной переменной. Страхование по индексу погодных условий (метеоиндексам) основывается на независимых погодных индикаторах (количество выпавших осадков, количество влаги в почве, среднедневная температура и т.д.), используемых для определения страховых случаев и проводится от таких природных рисков как засуха, наводнение, ливневые дожди, затопление ирригационными водами, изменение температуры выше или ниже определенного порога и т.д.).  
         Страхование качества продукции предусматривает страховое возмещение в случае несоответствия сельхозпродукции стандартам качества, которые установлены на тех или иных рынках.  
         В частности, вышеуказанными страховыми продуктами могут воспользоваться:  
         1. тепличные хозяйства, где: страхование может обеспечить компенсацию материального ущерба, нанесенного конструкциям, стеклу, оборудованию и растениям в результате пожара, бури, снега, поломки машин и механизмов, прекращения подачи электроэнергии, тепла, воды;  
         2. животноводческие комплексы, где: страхование может предоставить владельцу скота защиту от убытков в результате падежа или ненамеренного уничтожения животных вследствие болезни или случайной травмы. В этой отрасли может также предлагаться страхование перерывов в производстве;  
         3. разводчики племенных животных смогут получить страховую защиту наиболее ценных пород животных. Страховыми случаями считаются смерть или полная обездвиженность животного в результате болезни или несчастного случая;  
         4. рыбоводческие и птицеводческие хозяйства получат страхование разводимых в водоемах или прибрежных морских водах рыб, водоплавающих птиц и животных. Страховая защита покроет убытки от гибели или потери продукции водного хозяйства.  
         2) В части решения задачи по развитию системы управления рисками в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой на основе построения многоуровневой системы распределения рисков на втором этапе необходимо обеспечить формирование эффективных механизмов защиты рынка от пиковых катастрофических убытков с элементами финансового участия государства, сельхозтоваропроизводителей и страховщиков по сельхозстрахованию, для чего необходимо создать правовые и финансовые условия для формирования следующих основных уровней защиты сельхозтоваропроизводителя от пиковых (катастрофических) убытков:  
         - первичная перестраховочная емкость на уровне страховых организаций (включая использование механизмов собственного удержания риска страхователем и использование элементов взаимного страхования);  
         - перестраховочную емкость, основанную на пропорциональном распределении рисков с учетом свободных страховых емкостей страховых организаций, осуществляющих сельскохозяйственное страхование;  
        - перестраховочную защиту страхового портфеля страховой организации, осуществляющей сельхозстрахование с государственной поддержкой сверх лимитов собственного удержания и лимитов второго уровня перестрахования с учетом необходимости оценки качества предоставляемой непропорциональной перестраховочной защиты;  
         - защиту совокупного портфеля всех страховщиков по сельхозстрахованию с государственной поддержкой сверх использованной страховой и перестраховочной емкости, в том числе на случай наступления пиковых (катастрофических) убытков, основанную на формировании дополнительной финансовой емкости с участием государства.  
         При этом с организационной точки зрения должно обеспечиваться выполнение следующих условий.  
          Внедрение законодательно определенного порядка осуществления финансовой защиты сельхозтоваропроизводителей и системы сельхозстрахования с государственной поддержкой от пиковых (катастрофических) убытков.  
         Выработка единой методологии осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, в частности в части разработки и совершенствования страховых продуктов и условий страхования, предстраховой и последующей экспертизы, оценки рисков, сопровождения заключенных договоров сельскохозяйственного страхования и возмещения убытков, ведения статистики убытков, общего мониторинга сельскохозяйственного рынка.  
         Определение общих условий перестрахования принятых на страхование рисков по сельхозстрахованию с государственной поддержкой с учетом необходимости максимального использования внутренней перестраховочной емкости агростраховщиков и необходимости упорядочения практики использования различных форм перестраховочной защиты с целью исключения возможностей для злоупотреблений.  
         Определение порядка выплат в случае финансовой несостоятельности (банкротства) страховщиков.  
         Снижение нагрузки на бюджеты всех уровней в части ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.  
          Формирование и использование информационных ресурсов, содержащих сведения о сельхозстраховании, осуществляемом с государственной поддержкой, в том числе сведения о договорах страхования и страховых случаях, данные о страхователях, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа и информации, относящейся к государственной тайне.  
          3) В части решения задачи по развитию независимой экспертизы убытков в системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на втором этапе необходимо обеспечить создание саморегулируемой организации независимых экспертов в области сельхозстрахования с государственной поддержкой, которая должна обеспечить выполнение следующих функций:  
         1. разработку и утверждение стандартов профессиональной деятельности независимых экспертов;  
        2. разработку утверждение и контроль за исполнением кодекса профессиональной этики независимых экспертов в области сельхозстрахования;  
разработку и контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований о неаффилированности независимых экспертов в области сельхозстрахования;  
        3. определение порядка назначения независимого эксперта при осуществлении сельхозстрахования;  
         4. определение порядка участия независимых экспертов в саморегулируемой организации;  
         5. определение порядка оценки деятельности членов саморегулируемой организации, их ответственности за качество проведенной оценки.  
       Третий этап реализации Концепции будет направлен на решение более широких задач, связанных с защитой сельхозтоваропроизводителей от сельскохозяйственных рисков.  
        В части решения задачи по поэтапному внедрению и совершенствованию линейки страховых продуктов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой потребуется реализовать комплекс мер по созданию страховых продуктов, направленных на снижение рисков сельхозтоваропроизводителей при производстве сельскохозяйственной продукции.  
         Страхование будет производиться на случай падения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию или иных финансовых рисков.

 

                4.3. Механизм реализации Концепции.

 

Мероприятия по реализации Концепции предусмотрены планом мероприятий по реализации Концепции, приведенным в приложении.  
Реализация Концепции предполагает:  
        1. координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях действий, направленных на обеспечение совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с поддержкой государства;  
         2. разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;  
         3. обеспечение скоординированности мероприятий по ресурсам, срокам и этапам преобразований.  
Намеченные мероприятия в долгосрочной перспективе обеспечат устойчивое развитие сельского хозяйства Российской Федерации с применением мер государственной поддержки и приведет к росту конкурентоспособности Российской Федерации как производителя сельскохозяйственной продукции на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Страхование, являясь  одним из основных методов управления рисками, позволяет трансформировать риск получения значительного ущерба в необходимость нести относительно незначительные издержки в виде страховых взносов. Специфика страхования рисков в сельском хозяйстве состоит в том, что в этой отрасли процесс производства в значительной мере связан с природными рисками, обусловленными переплетением экономических процессов с естественными.

Масштаб страховых услуг  на рынке сельскохозяйственного  страхования незначителен в связи  с ограниченностью предложения, а также отсутствием у сельскохозяйственных предприятий достаточных финансовых средств для уплаты страховых взносов.

Государственная поддержка  развития страхования в сельском хозяйстве является более эффективным  направлением стабилизации доходов  сельскохозяйственных производителей, чем финансовая помощь, оказываемая товаропроизводителям в отдельные неблагоприятные годы в виде дополнительных кредитов, субсидий, зачетов и списаний долга, отсрочек по платежам и прямых денежных компенсаций.

Рассмотрев основные показатели, характеризующие динамику развития ОАО «Сервис» в 2010 году произвело товарной продукции меньше, чем в 2009 на 4326 тыс. руб. Основные средства производства в анализируемом предприятии выросли на 2774 тыс. руб. Количество среднесписочных работников уменьшилось со 172 до 143 человек. Площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 40 гектар, и составила в отчетном году 9383 гектар. Общая земельная площадь в отчетном году составила 9429 гектар, это на 6 гектар больше, чем в базисном году.

В связи с реорганизацией предприятия, образованием новой организационно правовой формы, производством и продажей животноводческой продукцией предприятие в настоящее время не занимается.

За анализируемый период площадь пашни осталась без изменений. И в общей земельной площади  удельный вес пашни составил 99,6%. При этом, общая земельная площадь выросла на 6 гектар. Площадь занимаемая прудами и водоемами составляет 40 гектар, а прочие земли заняли 6 гектар.

Основными показателями специализации предприятия являются структура товарной продукции. Проанализировав ее, получили коэффициент специализации равный 0,55 что означает высокую специализацию. ОАО «Сервис» имеет зерновое направление. Основной отраслью является растениеводство.

Отрасль растениеводства  является высоко рисковым видом страхования, поскольку напрямую зависит от погодно-климатических условий. Прямая зависимость от климатических условий – характерная особенность сельскохозяйственного производства. Каждый год сельское хозяйство терпит убытки в результате стихийных бедствий, особый вред приносят регулярно повторяющиеся засухи, ущерб бывает, огромен и может поставить хозяйства на грань банкротства, поэтому так важно повышать роль страхования в сельском хозяйстве.

По данным расчетов следует, что без страхования в случае 100% гибели урожая предприятие несет ущерб в сумме 14 015 908 руб., а в случае страхования 2 803 181,6 руб., что в 5 раз меньше возможных убытков.

Просматривая данные годового отчета за 2010 год, видно что  в результате зимних заморозков и  летней засухи из 6663 гектар засеянной площади погибло 1 305 гектар, в том числе зерновых – 1 155 гектар. Сумма затрат на погибшую площадь составила 5 312 000 руб. А если посчитать убыток при средней урожайности зерновых 24,8 ц/га и себестоимости единицы продукции 300 рублей, получим – 32 364 центнера недобора урожая и 9 709 200 рублей убытка.

Господдержка сельхозтоваропроизводителей  осуществляется в форме перечисления страховщику уполномоченным органом 50 % от начисленной страховой премии за счет средств федерального бюджета  по договору сельхозстрахования.

Развитие страхования  производственных рисков в сельском хозяйстве следует вести по следующим  основным направлениям: совершенствование  законодательной базы по страхованию; расширение ассортимента страховых  услуг и спектра страхуемых рисков на рынке сельскохозяйственного страхования; создание и реализация специальных государственных программ (на федеральном, региональном уровнях) по поддержке и развитию страхования в сельском хозяйстве; повышение уровня квалификации и переподготовка управленческих кадров (руководителей предприятий, специалистов по управлению риском); разработка и совершенствование методической базы страхования с учетом особенностей аграрного производства.

Рекомендуется сократить  совокупность страхуемых рисков по одному договору страхования, что повысит точность актуарных расчетов и обоснованность применения тарифных ставок, расширить ассортимент предлагаемых страховых услуг, сократить срок страхования.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Курносов А.П., Камалян А.К., Назаренко К.Н. Проблемы страхования рисков в сельском хозяйстве. Реформы в России: состояние и тенденции развития. Мат. межвуз. науч. - практ. конф. – Воронеж: ВФ МГЭИ, 2001 г.
  2. Манелла А.И и др. динамика уравновешенности сельскохозяйственных культур в РСФСР» - М. Статистика, 1972 г.
  3. Никитин А.В, Страховое дело в вопросах и ответах: Учебное пособие – Ростов на Дону: «Феникс», 1999 г.
  4. Никитенко Л.К., Страховое дело, - М., 1988 г.
  5. Рейтман Л.И., учебник «страховое дело», Банковский и биржевой научно-консультационный центр, Москва, 1992 г.,
  6. Семенова Т.В., Сельскохозяйственное страхование на современном этапе, - М., 2007 г.
  7. Потенциал рынка агрострахования.// Агрострахование и кредитование.-8/2008.
  8. Смирнова М. Б. Страховое право: учебное пособие. - "Юстицинформ", 2007.
  9. Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф., Страхование: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.
  10. Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф., Страхование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. Терешенко Д. Совершенствование системы страхования в сельском хозяйстве.// АПК: экономика, управление. – 5/2006 г.
  12. Щербаков В. А., Костяева Е. В. Страхование: Учебное пособие. – М.: Кнорус. – 2007.
  13. Об организации страхового дела в РФ: Федеральный закон РФ от 27.11.1992 г., № 4015-1.
  14. Постановление от 1 ноября 2001 г. № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 № 137).
  15. Журнал «Страховое дело», 10 октября 2007 г.
  16. Журнал «Экономист» №2 2000 г., «Социальное развитие села: проблемы и тенденции».
  17. Журнал «Экономист» №1 2000 г. «Совершенное состояние АПК», А. Захряпин, нач. отдела Минэкономики России.
  18. Н. Г. Кабанцева, В. А. Ларионова Комментарий к закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (постатейный) 2006
  19. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» // Российская газета от 15 апреля 2004 г.
  20. Мировой финансовый кризис 2008 в России. Причины и последствия финансового кризиса // www.finance-live.ru.
  21. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» - www.raexpert.ru
  22. http://www.insur-info.ru/ - Страхование сегодня
  23. http://www.allinsurance.ru/ - Страхование в России
  24. http//fssn.ru/www/site.nsf
  25. http//strahrus.ru/strax\
  26. http://www.saratovagro.ru

Информация о работе Сельскохозяйственное страхование