Социальное страхование работников трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 17:44, реферат

Краткое описание

В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.
2) ознакомится с аспектами социального страхования работников трудового коллектива.
Объектом работы: застрахованные лица, страхователи, страховщики.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………3
§1. Характеристика системы социального страхования РФ…………………..5
Действующие виды социального страхования в РФ…………………….5
Правовая основа социального страхования в РФ……………………….5
Экономические категории социального страхования в РФ……………9
§2. Характеристика видов обязательного социального страхования работников……………………………………………………………………….11
2.1. Право на обеспечение по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………..…..11
2.2. Обязательное медицинское страхование ……………….…….…………..17
2.3. Обязательное пенсионное страхование ……………………………..…….21
2.4. Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством……………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование Реферат.docx

— 57.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат на тему

"Социальное страхование работников трудового коллектива"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………3

§1. Характеристика системы социального страхования РФ…………………..5

    1. Действующие виды социального страхования в РФ…………………….5
    2. Правовая основа социального страхования в РФ……………………….5
    3. Экономические категории социального страхования в РФ……………9

§2. Характеристика видов  обязательного социального страхования  работников……………………………………………………………………….11

2.1. Право на обеспечение по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………..…..11

2.2. Обязательное медицинское  страхование ……………….…….…………..17

2.3. Обязательное пенсионное  страхование ……………………………..…….21

2.4. Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством……………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

Введение

В своей жизни человек  постоянно сталкивается с рисками – возможностью появления неблагоприятных событий, ущерба, нанесенного как самому человеку, так и имуществу, домашнему, общественному, производственному и т.д.  Неопределенность хозяйственной и окружающей среды, вероятностная природа протекания большинства процессов, в том числе и производственных, также обуславливают  появление различных рисков.

Существует множество  методов управления рисками, направленных как на снижение вероятности наступления  ущерба при реализации риска, так  и на снижение размера возможного ущерба. Один из таких важнейших методов управления рисками – страхование.

Одним из видов страхования является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

Уникальность  института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного  «социально-рыночного» менталитета  населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и  коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические  установки. Социальное страхование  защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты  предоставляют человеку возможность  реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.

Эти факты обуславливают актуальность темы данного реферата. В этой связи, целью работы является ознакомление с системой социального страхования работников в РФ.

В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.

2) ознакомится с аспектами социального  страхования работников трудового  коллектива.

Объектом работы: застрахованные лица, страхователи, страховщики.

Предмет работы: система социального  страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Характеристика системы социального страхования РФ

1.1. Действующие виды социального страхования в РФ

Существующая система  обязательного социального страхования  в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:

  • пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • медицинское страхование; страховщики – федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. [14]

1.2 Правовая основа социального страхования в РФ

Правовой основой функционирования обязательного социального страхования  являются федеральные законы и нормативные  правовые акты.

Важнейшими из них являются:

  • Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» - представляет собой «рамочный закон»;
  • Закон Российской Федерации от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Правовая основа социального  страхования базируется и на международных  правовых актах, среди которых особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948 года), в 22 и 25 статьях  которой фиксируется право каждого  человека на социальное обеспечение  на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или  иного случая утраты средств к  существованию по независящим от него обстоятельствам. [14]

Кроме того, Российская Федерация  как участник Международного пакта  об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень  для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий  жизни, и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления  этого права. Аналогичные положения закреплены в принятых Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (статья 40) и Хартии пожилых людей.

При этом к числу сущностных правовых характеристик социального  страхования отечественное законодательство и международное право относит:

  • публично-правовой статус социального страхования – обязательность по закону применения для работодателей (вменения им в обязанность) и наемных работников (определения круга страхуемых лиц и получателей пенсий, пособий и медицинских услуг), а также законодательно-регламентированного способа целевого резервирования и расходования финансовых ресурсов;
  • законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для охвата социальным страхованием;
  • законодательное нормирование социального стандарта страхового возмещения и размера страховых тарифов [8].

Важно при этом подчеркнуть, что согласно международным нормам и корреспондирующимся с ними положениям Конституции Российской Федерации, помимо принятия законодательных  актов, государство несет ответственность  за руководство системой социального  страхования, для чего призвано осуществлять комплекс экономических и управленческих мер по обеспечению эффективного регулирования государственного социального  обеспечения, создания условий, гарантирующих  достоинство личности во всех сферах (статья 21 Конституции Российской Федерации), чем утверждается приоритет личности и ее прав.

В системе таких управленческих мер в социальной сфере важное место занимают законодательно установленные  критерии социальной защиты граждан, предназначенные  сформировать нормативную базу каждого  из институтов социальной защиты: социальной помощи, социального страхования  и государственного социального  обеспечения (военнослужащих, государственных  служащих и т.д.). [5]

Следует отметить размытость и неоформленность такой законодательной и нормативной базы. Так, существующее законодательство допускает возможность при значительном трудовом (страховом) стаже, необходимом для получения трудовой пенсии по старости в полном объеме, а также наличии II группы инвалидности установлении суммы базовой и страховой части трудовой пенсии по старости в размере меньшем, чем уровень прожиточного минимума пенсионеров в субъекте РФ.

Таким образом, социальное страхование, которое призвано решать задачи более  высокого уровня, чем социальная защита от бедности, а именно – замещение  заработной платы в размерах существенно  выше прожиточного минимума пенсионеров  и инвалидов (в два и более  раз), пока в стране не состоялось, а  его нормативная база не отвечает принципам социального страхования.

При этом наблюдается тенденция  к снижению нормативного регулирования  государством уровня и качества жизни  граждан. Так, несмотря на то, что в качестве базового критерия для определения достойной жизни населения федеральным законодателем выбран показатель «прожиточного минимума», пунктом 4 статьи 94 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ признана утратившей силу статья 5 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», устанавливающая в качестве основы для определения минимального размера пенсии по старости величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. [4]

Тем самым, из сферы правового  регулирования пенсионных отношений  были исключены сами категории «минимальный размер пенсии по старости» и «прожиточный минимум», что можно трактовать как  тенденцию к отказу государства  от политики регулирования в социальной сфере и своеобразную псевдоправовую форму ухода от выполнения публично-правовых обязательств.

Более того, наблюдается  намерение Правительства РФ при разработке проекта ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ в 2005 г.» сузить круг применяемых нормативных показателей в данной сфере, что в конечном счете может еще более ослабить регулирующую роль государства в сфере социальной защиты населения.

 

1.3 Экономические категории социального страхования в РФ

Экономическими категориями  социального страхования, с позиции  общепризнанных мировым сообществом  его предметных и объектных страховых  отношений, выступают страховые  платежи и выплаты, которые для  основных субъектов правоотношений являются: [6]

  • для работников – частью резервируемой во времени заработной платы, которая выплачивается им в случаях наступления социальных рисков (старости, болезни, инвалидности, безработицы и т.д.);
  • для работодателей – частью издержек на рабочую силу в структуре себестоимости продукции (услуг);
  • для общества – частью необходимого продукта;
  • для государства – публичными обязательствами и внутренними долгами.

Финансовыми источниками  государственных внебюджетных фондов служат платежи работодателей, начисляемые  к объему заработной платы наемного персонала в форме единого  социального налога (ЕСН), страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вышеприведенные параметрические  характеристики отдельных видов  социального страхования позволяют  обеспечить сравнительно невысокий  уровень пенсий, пособий и медицинской  помощи. Скромными возможностями  они обладают для своего развития и в среднесрочной перспективе.

Актуарные расчеты Пенсионного  фонда России оценивают перспективу  развития пенсионной системы более  пессимистично, как с позиции роста финансовой нестабильности бюджета Пенсионного фонда России, так и с точки зрения размеров пенсий.

Накопительная часть трудовой пенсии испытывает серьезные финансовые трудности, ее масштабные финансовые ресурсы обесцениваются, для их эффективного инвестиционного использования все еще не сформированы соответствующие финансовые инструменты и программы. В тоже время, система текущих пенсионных выплат все более погружается в искусственную «дефицитную ловушку», размер которой уже через два года составит до 40% требуемых финансовых ресурсов на эти цели.

Хронический финансовый дефицит  системы обязательного медицинского страхования (до 2,0–2,5 раз от выделяемых финансовых средств) приводит к низкому  качеству медицинских услуг и  крайне недостаточному объему и кругу финансируемых мероприятий. Так, финансирование Базовой программы обязательного медицинского страхования составляет всего около 40% от ее минимальной потребности на протяжении более десяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Характеристика видов обязательного социального страхования работников

 

2.1. Право на обеспечение по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

 

   ФЗ № 125 установил, что по данному виду социального страхования быть застрахованными могут: 

- физические лица, работающие  по трудовому договору;   

- физические лица, работающие  по гражданско-правовому договору, если в соответствии с указанным  договором страхователь обязан  уплачивать страховые взносы;    

- физические лица, осужденные  судом к лишению свободы и  привлекаемые к труду страхователем. [4]   

Информация о работе Социальное страхование работников трудового коллектива