Страхование выставок, ярмарок, антиквариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:13, реферат

Краткое описание

Антиквариат - это не застывшее во времени понятие. Кто бы знал, но существует четкое, чуть ли не юридическое, определение антиквариата. Это вещи, перешагнувшие пятидесятилетний рубеж. Значит, каждый год в сферу антиквариата попадает неисчислимое количество предметов, которые нужно освоить и оценить, а самое главное сберечь! Может ли наш, существующий на данный момент, страховой рынок, обеспечить полную защиту антикварному имуществу? Рисков много, не спорю, но, как и на рынке недвижимости, на антикварном рынке цены постоянно растут и поэтому антиквариат вполне может стать выгодным вариантом денежных вложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Полис для коллекционера…………………………………………………….4

Почему большинство владельцев не спешат воспользоваться

страховыми услугами?....................................................................................5

Проведение оценки……………………………………………………………7

Риск при страховании антиквариата……………………………………….9

Что не подлежит страховому покрытию?...................................................12

Стоимость полиса……………………………………………………………..13

Страховая сумма ……………………………………………………………...16

Размер ущерба………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

страховое дело.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

Пермский  финансово-экономический колледж  – филиал ФГОУ ВПО «Финансовый  Университет при правительстве  РФ» 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине «Страховое дело»

Страхование выставок, ярмарок, антиквариата  
 
 

                                                      Выполнила:

Студентка группы СД – 410

                                                                                     Черкасова Анжелика

                                                                                     Проверила: Смородина     

                                                                                     Надежда Анатольевна                                                                                      
 
 
 

Пермь, 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Полис для коллекционера…………………………………………………….4

Почему  большинство владельцев не спешат воспользоваться

страховыми  услугами?....................................................................................5

Проведение  оценки……………………………………………………………7

Риск  при страховании  антиквариата……………………………………….9

Что не подлежит страховому покрытию?...................................................12

Стоимость полиса……………………………………………………………..13

Страховая сумма ……………………………………………………………...16

Размер  ущерба………………………………………………………………….17

Список  литературы…………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     введение

     Антиквариат - это не застывшее во времени  понятие. Кто бы знал, но существует четкое, чуть ли не юридическое, определение  антиквариата. Это вещи, перешагнувшие  пятидесятилетний рубеж. Значит, каждый год в сферу антиквариата попадает неисчислимое количество предметов, которые  нужно освоить и оценить, а  самое главное сберечь! Может  ли наш, существующий на данный момент, страховой рынок, обеспечить полную защиту антикварному имуществу? Рисков много, не спорю, но, как и на рынке  недвижимости, на антикварном рынке  цены постоянно растут и поэтому  антиквариат вполне может стать  выгодным вариантом денежных вложений. Именно поэтому, если вы решились на вложение денег в антиквариат, обязательно  позаботьтесь о страховке вашей  ценности.

     В первую очередь большое беспокойствие, конечно же, вызывают фальшивки и недостаток компетенции страховщиков. Поэтому чтобы не попасть в ловушку необходимо знать полную историю страхуемого произведения, в этом случае оформить полис будет несложно. Но, к сожалению очень часто у российских коллекций истории просто нет. Поэтому не удивительно, что на российском рынке искусства каждый второй предмет — фальшивый. Для того чтобы полноценно застраховать своё сокровище необходимо предоставить в страховую компанию экспертное заключение – т.е. документ, подтверждающий подлинность, стоимость и возраст произведения искусства, а также его краткое описание.  
 
 
 
 

Полис для коллекционера

     Антиквариат  антикварные вещи старинный и ценный, относящийся к торговле старинными вещами. Такое толкование содержится в Словаре русского языка С.И.Ожегова. Юридическое определение содержится в Указе Президента Российской Федерации 1108 от 30 мая 1994 г. "О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей". Под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50-ти лет назад.

     Наиболее  значимы здесь два момента: возраст  предмета и его ценность. Пятидесятилетний рубеж: следовательно, с каждым годом  определенное количество предметов  переходит в этот разряд. Хотя сегодня  у коллекционеров принято считать  антикварными предметы максимум до сороковых  годов двадцатого века. Понятие ценный для каждого может быть наполнено разным смыслом: для одних - созерцание красоты уникальных вещей, свидетелей мировой истории, для других - обладание заветным предметом в собрании, для третьих - выгодное вложение капитала.

     С точки зрения страховщика, понимание  ценности предмета предполагает еще  и цивилизованное отношение к  нему, в том числе стремление уберечь  не просто с помощью механических средств защиты, но и финансовых инструментов. Разумеется, страховой  полис не способен ни утешить, ни вернуть  безвозвратно утраченное. Для чего же тогда он нужен коллекционеру? Не стоит забывать, что помимо эстетической, культурологической, исторической, существует и материальная составляющая, учитывая, что приобретение антикварных предметов на сегодняшний день один из способов инвестирования капитала. Последние пять-шесть лет прослеживается тенденция повышения произведений искусства в цене на 15-20% в год. Доходность рынка антиквариата составляет порядка 12,5%, в то время как фондового рынка 11,5%.

     Во-первых, страхование вернет вложенные средства в случае хищения. Во-вторых, если предмет  лишь поврежден, полученное возмещение позволит оплатить его реставрацию. В-третьих, наличие такого полиса позволяет  использовать предметы страхования  в качестве залога при кредитовании.

     Потенциальные клиенты страховых компаний - музеи, выставочные залы, галереи, антикварные  магазины и частные коллекционеры. Однако при том, что годовой оборот российского рынка антиквариата оценивается до $1,5-2 млрд, то есть примерно 5,6-7,5% мирового, составляющего около $ 26,6 млрд, рынок страхования антикварных предметов, находящихся в частных коллекциях, по мнению ряда специалистов, составляет не более 10-15%.

     Почему  большинство владельцев не спешат воспользоваться страховыми услугами?

     Страхование предметов антиквариата, искусства, коллекций и собраний недостаточно известный вид страхования, в  ряде случаев его называют эксклюзивным. Также можно отметить определенное недоверие к страховщикам, нежелание  разглашать сведения об имеющихся ценностях, опасение утечки информации, несмотря на положение о конфиденциальности. Но каких только баз данных сегодня  нельзя купить? Разумеется, опасения остаются. Есть и ряд других, достаточно сложных проблем.

     Для заключения договора необходимо установить страховую сумму (лимит ответственности  страховой компании) и рассчитать на ее основе плату за страхование. Адекватная страховая сумма должна быть равна рыночной стоимости антикварной  вещи, поэтому требуется либо процедура  эстимейта, либо предъявление имеющихся документов, подтверждающих стоимость предмета на дату заключения договора страхования. Ценность предмета в денежном выражении зависит от его подлинности, уникальности, степени сохранности. Подавляющее большинство предметов, в особенности находящихся в частных коллекциях, не имеют письменно оформленного заключения экспертов, в особенности перешедшие по наследству. Чаще всего подлинность устанавливается на основе провенанса, который, будучи солидным, влияет на повышение цены. Однако это не может служить прямым доказательством подлинности, поскольку известны случаи, когда в собраниях даже очень известных людей встречались подделки. Может быть, в каких-то случаях оставаться в неведении даже лучше. Известен случай: когда-то коллекционер, узнавший, что в его собрании импрессионистов нет ни одной подлинной картины, покончил с собой.

     Нельзя  исключить, что эксперт тоже может  ошибиться при атрибутировании, в частности. В 2004 г. с торгов аукциона Sothebys сняли «Пейзаж с ручьем» Шишкина. Картина, заверенная экспертами Третьяковской галереи, оказалась перерисованной работой голландского художника, подпись Шишкина была подделана. И наоборот, долгое время считавшуюся подделкой под Яна Вермеера картину «Девушка за вирджиналом» признали подлинной. Она была продана на том же аукционе за $30 млн. В России несколько лет назад стало известно, что из 210-ти яиц Фаберже, приобретенных В. Вексельбергом, девять оказались подделками. Достаточно велико число фальшивок в нумизматике. Существует точка зрения, что в любом фундаментальном частном собрании, в музеях, на аукционах 5-7% составляют подделки, на рынке в целом их число достигает 70%. Но в то же время и хорошая подделка в ряде случаев имеет свою цену, так как может оказаться сделанной самим автором или имитацией оригинала другим известным мастером. Известно, что Малевич писал свой «Черный квадрат» минимум пять раз, а Микеланджело делал копии работ своих коллег.  
 

     Проведение  оценки

     Профессиональную  экспертизу способны провести сотрудники музеев либо специальных реставрационных  центров. Но государственным музеям сегодня запрещено выдавать документы  о подлинности частным коллекционерам. По мнению Росохранкультуры участились случаи продаж на аукционах фальшивок, имеющих экспертное заключение, в связи с чем из устава российских государственных музеев был исключен пункт о коммерческой экспертизе. Устная же консультация о стоимости вещи без документального подтверждения останется всего лишь частным мнением специалиста и не может быть принята во внимание страховщиком. Подобное исследование стоит достаточно дорого, зачастую оно составляет определенный процент от оценочной стоимости предмета. При всем этом атрибуция и провенанс, способные влиять на цену, прежде всего, относятся к дорогостоящим произведениям искусства и антикварным вещам. С учетом того, что под понятие антиквариата подпадают теперь и предметы конца пятидесятых годов прошлого века, стоимость которых будет повышаться только с течением времени, затраты на экспертизу могут оказаться неоправданными. К тому же при страховании коллекции каждый предмет оценивается отдельно. Производить экспертизу теперь должны частные эксперты по договорной цене, но само заключение будет иметь юридическую силу только при наличии у эксперта соответствующей лицензии. Страховая компания в числе необходимых документов вправе потребовать предъявления ее копии в качестве доказательства правомерности выдачи. Кроме того, должна быть составлена детальная опись каждого предмета в составе коллекции, которая может насчитывать сотни и даже тысячи предметов. Нужны фотографии, но если изображение картины, аверса и реверса монеты получить легко, то для объемных изделий требуется не один снимок в разных ракурсах.

     Еще одна проблема может возникать уже  впоследствии, при пролонгации (перезаключении) договора. Учитывая, что стоимость  ряда предметов искусства и антиквариата ежегодно возрастает, владельцы коллекций  столкнутся с необходимостью переоценки по крайней мере некоторых из них каждый год. В частности, украденная из Вологодского музея-заповедника в марте 1997 г. картина И. Айвазовского "Ниагарский водопад" на момент кражи, по оценкам искусствоведов, стоила около $ 20 тыс., а к 2003 г. ее цена возросла до $ 200 тыс.

     Другая  сторона вопроса находится в  тени. На круглом столе "Российский антикварный рынок: культура, экономика  и право" в марте этого года назывались различные цифры теневого оборота от 80-100 млн до 300 млн долларов в год. В связи с этим несложно предположить, что у значительного числа предметов сомнительный провенанс. И едва ли частные коллекционеры согласятся афишировать подобное.

     Сегодня страхование осуществляется на период перевозки к месту экспонирования, преимущественно при участии  наших музеев в зарубежных экспозициях. Условия страхования означают в буквальном переводе «От стены до стены» и действуют с момента снятия экспоната до его возвращения на свое место. Примерный объем страхового покрытия для выставки за рубежом - около 200-400 млн долларов. Главная задача страхования в этом случае обеспечить в случае необходимости средства на реставрацию. Практически каждый год становится известным хотя бы один случай повреждения произведений искусства во время транспортировки для участия в выставках, при том, что для этих целей нанимается профессиональный перевозчик, располагающий специальными транспортными средствами и знающий, как обеспечить сохранность предмета в дороге.

     Что касается российских выставок, то сложности  с оценкой зачастую препятствуют участию в них частных коллекционеров, лишая тем самым посетителей возможности увидеть существующие в единственном экземпляре предмет, рукопись, полотно. Не зная стоимости, экспонаты, которые не были приобретены на аукционе, невозможно застраховать на время экспозиции. Будет ли владелец шедевра спокоен за ценные для него предметы? Ведь даже на постоянном месте, в музее, не может быть полной уверенности. «Данаю» Рембрандта в полной мере восстановить не удалось. Анекдот, казалось бы, но в Институте искусств Детройта двенадцатилетний школьник приклеил жвачку на картину стоимостью полтора миллиона долларов. К прискорбию, общий уровень культуры нашего населения весьма низок, чтобы посетители не позволяли себе портить экспонаты. Хотя именно для таких случаев существует страхование экспонатов на период публичной демонстрации.

     Риск  при страховании  антиквариата

     Для предметов антиквариата небольшого размера общим риском является вероятность  быть украденными. Государственные  музеи финансируются за счет бюджетных  средств, в которые не закладываются  расходы на страхование. В частности, украденные из Эрмитажа памятники русского ювелирного искусства, ориентировочно оцениваемые в 130 млн рублей, застрахованы не были. Некоторые удалось вернуть, но другие вполне могли осесть в закрытых частных собраниях. И кто же из их приобретателей согласится на экспертизу?

     Только  уже в этом году в антикварной  лавке, находящейся в новосибирском  Краеведческом музее была попытка  кражи муляжа ордена Александра Невского прямо на глазах у владельца. В  апреле был ограблен областной краеведческий  музей, тоже на глазах у всех, выбив  стекло витрины в отделе истории  Великой Отечественной войны, грабитель  унес несколько орденов и медалей. В Талдомском историко-литературном музее похищено 84 изделия из гарднеровского фарфора. В городе Краснокамске Пермского края в из квартиры украдена частная коллекция орденов времен Первой и Второй мировых войн и старинные вещи, представляющие историческую ценность.

Информация о работе Страхование выставок, ярмарок, антиквариата