Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 20:15, дипломная работа
В процессе работы выполнены следующие исследования: изучено экономическое содержание и назначение транспортного страхования грузов, проанализирован рынок страхования грузов в РБ, внесены предложения по его совершенствованию. Методом исследования является структурный анализ современного состояния рынка страхования грузов.
В процессе работы широко применялись общенаучные методы и приемы, а именно: анализ и группировка, экономика-статистические сравнения, системный подход и др.
Тема моей дипломной работы- «Страхование
грузов и направления его
На современном этапе развития белорусское государство характеризуется системными преобразованиями в сфере экономики.
Экономическое сотрудничество между государствами невозможно без осуществления экспортно-импортных операций, где особое значение имеют грузоперевозки.
Объектом исследования дипломной работы является добровольное страхование грузов.
Цель работы: изучение современных организационно-правовых, финансово-экономических проблем рынка страхования грузов в РБ, разработка рекомендаций по совершенствованию страхования грузов.
Необходимость исследования механизма страхования грузов достаточно актуальна в данный момент. Большинство белорусских страховых компаний мало пользуются тем опытом, который накоплен западными странами и поэтому их деятельность не совсем эффективна. Слабо отработан механизм транспортного страхования при торговле со странами СНГ. Нельзя не обратить внимание на географическое положение Республики Беларусь, которая является транзитной страной перемещения груза наряду с традиционным предназначением.
В работе рассмотрены теоретические и практические основы организации добровольного страхования грузов.
В данной работе изучена организационно - правовая и финансово-экономическая база данного вида страхования, проведен анализ основных показателей характеризующих состояние рынка добровольного страхования грузов и дана оценка действующей тарифной политике, так же в работе дан детальный анализ добровольного страхования грузов в страховой организации, ЗАСО «Белнефтестрах».
Изучение организационно – правовой базы показало: что при заключении договора страхования страховые организации руководствуются: Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О страховании», а также Правилами страхования, которые разрабатываются самостоятельно каждой страховой компанией и согласовываются с Главным управлением страхового надзора Министерства Финансов Республики Беларусь.
Анализ показателей на страховом рынке показал: рис2за 2006 год по добровольному страхованию грузов было собрано страховых взносов на сумму 8 994 759,2 тыс. руб., что на 539 694,8тыс. руб. или на 6,38% больше чем за предыдущий год. Прирост суммы полученных страховых премий 2006 года к 2002 г. оставил – 74,6%. Это свидетельствует о довольно хорошей тенденции в данном виде страхования. На увеличение сумм собираемых страховых взносов оказало положительное влияние увеличение товарооборота продукции и соответственно увеличение количества грузоперевозок, увеличение количества фирм занимающихся грузоперевозками, увеличение количества страхователей.
Рассматривая страховые выплаты, можно так же сделать заключение о том, что с 2003 г. по 2004 г. они уменьшались, а с 2004 г. начали увеличиваться. Прирост суммы страховых выплат 2006 г. к 2002 г. составил 27,5%, что является не значительным, так как сумма взносов за аналогичный период возросла на 74,6%. Увеличение суммы страховых выплат произошло за счет увеличение количества договоров страхования и увеличение суммы ответственности по ним.
Что касается более глубокого анализа поступивших страховых взносов и выплаченного страхового возмещения по добровольному страхованию грузов за 2006год, обратимся к данным (таблицы 3).
Они свидетельствуют о том, что неоспоримым лидером в данном виде страхования является ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко». Величина собранных страховых премий по договорам страхования грузоперевозок составила у этой страховой компании 3604079,7 тыс. руб. Вызвано это прежде всего тем, что данная страховая организация привлекает клиентов за счет низких страховых тарифов, которые она может себе позволить. Политика этой компании нацелена на то, что выплата страхового возмещения не должна являться проблемой, так как руководство понимает, что легко расставаясь с деньгами они обязательно вернутся к ним. На втором месте находится страховая организация ЗАСО «Промтрансинвест» с величиной страховых взносов в размере 2160522,8 тыс. руб На третьем месте расположилась ЗАСО «Белэксимгарант», а четвертое и пятое места можно поделить между ЗАСО «Белнефтестрах» и Таск.
Что же касается известных страховых компаний, то удельный вес страхования грузов в общем объеме страховых премий наиболее весомый у ОАСО Би энд Би иншуренс Ко: 7,8%, затем у «Беэксимгарант » 6,5%. У ЗАСО «Промтрансинвест» 5,5%, ЗАСО «Белнефтестрах» 3,2% и ЗАСО «Таск» 1,8%
И, несмотря на то, что наглядно все свидетельствует об устойчивом состоянии страхования грузов на нашем страховом рынке объеме собранных страховых взносов по данному виду страхования составила лишь 1,63% (Приложение Г) в общем объеме собранных страховых премий Этот показатель ниже, чем за все предшествующие годы и, скорее всего, свидетельствует о снижении привлекательности данного вида страхования.
Можно предположить, что данная тенденция вызвана, прежде всего, результатом распространения такого вида страхования как CMR – добровольное страхование ответственности перевозчика.
Более детальный анализ операций по добровольному страхованию средств автотранспорта был проведен на основании данных компании ЗАСО «Белнефтестрах».
Анализируя деятельность ЗАСО «Белнефтестрах» в области страхования грузов необходимо обратить внимание на то, какой удельный вес занимает данный вид страхования в страховом портфеле компании.
На основе информации, представленной в (таблице 5), можно видеть, что по сравнению с 2003 и 2004 годами количество действующих договоров в 2005 и 2006 годах по страхованию грузов уменьшилось.
Так в 2003году было заключено 12 952 договоров по страхованию грузов, а уже 2006году всего 4 025, то есть количество выписанных страховых полисов сократилось в 3,2 раза. Сумма ответственности при этом тоже уменьшается, но не в таких пропорциях: 2003году. – 564 052 816,6 тыс.р., 2006году. – 445 002 893,1 тыс.р. это связано с тем, что хотя договоров заключено и меньше, но стоимость груза все также велика и его страхование также важно.
Кроме того, в страховом портфеле «Белнефтестраха» с каждым годом происходит уменьшение удельного веса данного вида страхования, а это гораздо серьезнее.
В 2003году страхование грузов занимало наибольший удельный вес в страховом портфеле компании 0,42 или 42%, в 2004году – 0,21 или 21% ,в 2005-3,5% страхового портфеля принадлежал страхованию карго, а за прошедший год уже всего лишь 0,032.
Таким образом на основании проведенного анализа современной практики и изучение международного опыта организации добровольного страхования груза, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь необходимо:
Информация о работе Страхование грузов и пути его развития (на примере ЗАСО «Белнефтестрах»)