Страховой рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.
Невозможно отрицать, что при командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за её сохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Страховой рынок…………………………………………………………….5
1.1. Понятие страхового рынка и условия его существования…………5
1.2. Структура страхового рынка и его виды…………………………….6
1.3. Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового
рынка. Управляемые и неуправляемые факторы……………………………….7
1.4. Современное состояние страхового рынка Российской Федерации…9
2. Государственное регулирование страховой деятельности………………14
2.1. Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления………………………………………………………………………14
2.2. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов…………………………………………….15
3. Законодательное обеспечение становления и защиты
национального страхового рынка………………………………………………16
4. Государственный надзор за страховой деятельностью…………………...17
5. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке………………………………………………22
6. Лицензирование страховой деятельности…………………………………24
7. Перспективы развития страхового законодательства……………………27
Совершенствование законодательства в России…………………………...27
8. Совершенствование государственного регулирования и
внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ…………..30
9. Перспективы либерализации страхового рынка РФ……………………..35
Заключение…………………………………………………………………...37
Список используемой литературы..................................................................39
Задача…………………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.docx

— 83.42 Кб (Скачать файл)

      Структура законодательства по страхованию в  России многоступенчата и определяется существующей правовой системой. Взаимоотношения субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ", затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности "О медицинском страховании граждан в РФ", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (первый рыночный закон о массовом виде страхования), "Об обязательном страховании военнослужащих". Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.  Государственный надзор за страховой деятельностью.

      Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

     Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

1) организацию  основ страхового надзора в  РФ, в первую очередь путем  создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2) создание  нормативных актов надзора за  страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3) определение  специальных требований к страховым  организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

4) установление  единых квалификационных требований  к руководителям и

специалистам  страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

     Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой

деятельностью.

      Государственный надзор за страховой деятельностью  на

территории  Российской Федерации осуществляется федеральным органом

исполнительной  власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании. ст. 30). Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за cтраховой деятельностью.

      Федеральная служба России по надзору за страховой  деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства

      Российской  Федерации о страховании, регулирования  единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

      Указом  Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная  служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

      Основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

1)  выдача  страховщикам лицензий на осуществление  страховой деятельности;

2) ведение  единого Государственного реестра  страховщиков и объединений

страховщиков, а также реестра страховых  брокеров;

3) контроль  за обоснованностью страховых  тарифов и обеспечением

платежеспособности страховщиков;

4) установление  правил формирования и размещения  страховых резервов,

показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой

деятельности;

5) разработка  нормативных и методических документов  по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

6) обобщение  практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию

законодательства  РФ о страховании.

      Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

1) получать  от страховщиков установленную  отчетность о страховой

деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

2) производить  проверки соблюдения страховщиками  законодательства РФ о

страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

3) при  выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

4) обращаться  в арбитражный суд с иском  о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

     Территориальные органы страхового надзора. Правительством РФ по

предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями

отчетности  и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.

      Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Во  исполнение Постановления Совета Министров  — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:

а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о

страховании;

б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками  нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых  тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) осуществлять контроль за соблюдением установленных  Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения

страховых резервов;

д) обобщать практику работы страховщиков, страховых  посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы

исполнительной  власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и

законодательства  о страховании;

с) рассматривать  заявления и жалобы физических и  юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании;

ж) представлять в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.

Территориальные органы страхового надзора имеют право:

а) проводить  у страховщиков проверку достоверности  представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;

б) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой

деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

в) при  выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства РФ о страховании принимать меры по их устранению;

г) вносить  в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления о приостановлении, ограничении действия либо отзыве лицензии.

     
 
 
 
 
 

  5.Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.

      Пресечение  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции на страховом рынке являются одним из средств государственного регулирования страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в дальнейшем — МАП), на которое Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом государственного коммитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

      Защита  добросовестной конкуренции на страховом  рынке и пресечение монополистической деятельности должны протекать в рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающего следующие формы.

1) пресечение  злоупотреблением страховыми организациями  доминирующим положением;

2) определение  на конкурсной основе тех страховых  организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;

3) запрещение  действий государственных органов  исполнительной власти и

органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;

4) осуществление  государственного контроля за  концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

5) контроль  за созданием объединений страховых  организаций, а также

соглашениями  и согласованными действиями страховых организаций;

6) пресечение  установления необоснованно высоких  или низких тарифов на

страховые услуги.

      Союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков для государственной регистрации в органах страхового надзора должны получить согласие антимонопольного органа в случае, если все участники объединения страховщиков зарегистрированы в одном административно-территориальном образовании. Это согласие на регистрацию объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном управлении антимонопольного органа России согласно порядку, устанавливаемому Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП России и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденному приказом Государственным

комитетом РФ по антимонопольной политике и  поддержке новых экономических структур (далее ГКАП РФ) от 29 апреля 1994 г. № 50 с учетом изменений, внесенных Приказом ГКАП РФ от 29 марта 1995 г. №42 (Российские вести, 1994. №93: 1995. № 114).

      Согласие  на регистрацию объединения страховщиков выдается на основании представленных их учредителями требуемых документов. В согласии на регистрацию объединения может быть отказано, если представленные документы свидетельствуют о ведении объединением страховой деятельности, о наличии соглашения или соглашений участников объединения, которое имеет или может иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции на этом рынке, ущемление интересов других страховщиков или страхователей, в том числе раздел

Информация о работе Страховой рынок