Страховой рынок в России, его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:44, реферат

Краткое описание

Между тем страхование в нашей стране стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность общества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востребовано обществом, то сегодня в Российской Федерации уже появляются признаки того, что страхование становится важнейшим сегментом рыночных экономических отношений. Страховой институт обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством механизма финансовой защиты.

Содержание

Введение
1. Страховой рынок
1.1 Сущность и функции страхования
1.2 Понятие страхового рынка и условия его страхования
1.3 Структура страхового рынка
2. Исследовательская часть
2.1 Динамика Российского страхового рынка в 2010 году
3. Практические мероприятия
3.1 Практические мероприятия по развитию страхового рынка в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Моя РАБОТА.docx

— 192.25 Кб (Скачать файл)

 

2010 год, наступивший вслед  за кризисным 2009 годом, оказался  очередным сложным годом для  Российского страхового рынка. Рынок  вернулся к росту премий, однако  показатели роста были ниже  уровня инфляции и не достаточны  для того, чтобы разорвать порочный  круг разрушительной конкурентной  борьбы на ценах и уровнях  комиссий. В целом, проблемы с  ликвидностью остались основным  фактором, определяющим конкурентное  поведение, а, несмотря на то, что  инвестиционные показатели улучшились, доступ к свежему капиталу  оставался затруднен. Помимо этого, несмотря на восстановление экономики, стратегические инвесторы крайне  осторожно подходили к возможности  осуществлять новые инвестиции, следуя общей тенденции более  низкой оценки России по сравнению  с другими странами БРИКС, а  инвестиции в развитие их существующих  страховых активов были сокращены.

К началу 2010 года большинство страховщиков исчерпали «антикризисные» меры по сокращению расходов. Реализуемые в крайней спешке, зачастую несбалансированные, без дальнейших структурных усовершенствований операционной деятельности, эти меры не привели к стратегическим различиям между компаниями. Ко второму кварталу страховщики стали ощущать рост расходов на заработную плату персоналу, и, вместе с тем, начали возвращаться возможности для талантливых сотрудников. В результате этого, продолжение конкурентной борьбы на ценах и уровнях комиссий стало для многих компаний наиболее очевидным стратегическим вариантом. Разочаровавшись в финансовых показателях, акционеры начали увольнять высшее руководство, запустив «круговорот руководителей», который принес изменения отдельным компаниям, однако не привел к притоку новых талантов на рынок в целом.

Уход с рынка (путем банкротства или иными путями) слабых игроков не произошел в той степени, как этого можно было бы ожидать. Несмотря на то, что клиенты и партнеры по продажам стали тяготеть в сторону более крупных страховщиков и известных брэндов в поиске финансовой и операционной стабильности, процесс консолидации протекал медленнее, чем это предполагалось ранее. В целом, рынок вновь доказал свою структурную инертность и удивительную сопротивляемость изменениям. С возвратом роста вернулись и старые практики и образ мышления. Большинство страховщиков не:

Изменили фундаментальным образом свою стратегию

Внедряли изменения, направленные на фундаментальные операционные усовершенствования

Вели переговоров по понижению уровня комиссий и не пытались решить основные структурные проблемы в продажах

Отказались от операционной модели, основанной на денежных потоках (модель cash-flow)

Мировой финансовый кризис запустил цикл сокращения объемов премий и доходов компаний на Российском страховом рынке в 2009 году (рис. 1)

 

Рис. 1. Сокращения объемов премий и доходов компаний на Российском страховом рынке в 2009 году

 

Несмотря на возвращение к росту в 2010 году, динамика разрушительной конкурентной борьбы продолжает проявлять себя на фоне показателей роста, остающихся ниже уровня инфляции.

Премии.  Возвращение роста с показателями в 8,2%, которые остаются ниже уровня инфляции.

Инвестиционный результат стал лучше, но все же остается крайне волатильным.  Доступ к свежему капиталу остается затрудненным.

 

Ликвидность. Операционная модель cash-flow продолжает доминировать в отрасли.  2/3 руководителей страховых компаний отмечают, что сохраняются критические проблемы с ликвидностью.

 

Операционные расходы. Меры по быстрому сокращению расходов исчерпаны. Зарплаты и арендные ставки растут вместе с восстановлением экономики. Операционная эффективность в целом остается на докризисном уровне.

 

Конкуренция. Недостаточность финансовых ресурсов и несбалансированные «антикризисные меры» практически не оставляют выбора, кроме как продолжать ценовую конкуренцию и конкуренцию на уровнях комиссий.

 

Доходность. Разрушительная ценовая конкуренция и конкуренция на уровнях комиссий продолжает снижать доходы.  Рост ниже уровня инфляции недостаточен для снижения давления на ликвидность, но является спасительным шансом для модели cash-flow.

 

В 2010 году рост премий составил 8,2%, впервые за долгое время обогнав рост страховых выплат, который составил 3,4%

 

 

Рис. 2. Премии и выплаты: годовые показатели

 

Рис. 3. Премии и выплаты: квартальные показатели

 

Рис. 4. Показатели роста премий и выплат

 

 

Рис. 5. Показатели роста премий и выплат

Прибыль сконцентрирована в имущественном страховании, причем на долю корпоративного сегмента страхования имущества приходится почти треть денежных потоков после страховых выплат. ( Рис 6)

Рис. 6. Страховые премии и прибыльность - рынок в целом (пулы премий, пулы «прибыли») 2010.

Разделение на розничное / корпоративное страхование остается примерно одинаковым по всем направлениям бизнеса. (Рис. 7) [4]

 

 

Рис. 7. Розничное и корпоративное страхование в 2009 и 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практические мероприятия по развитию страхового рынка в России

 

В числе основных задач, решение которых является критически важным для формирования эффективной системы страхования, следует отметить следующие:

1. Формирование адекватной законодательной базы, что является необходимым условием развития института страхования и его максимального вовлечения в содействие экономическому развитию и росту экономики;

2. Создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, что особенно важно на этапе становления национальной системы страхования;

3. Развитие форм трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

4. Поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок, который характеризуется углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков.

Для достижения поставленных целей и задач должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка:

На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, формированию сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.

Второй этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.

Третий этап предполагает интеграцию в мировую экономику, предоставление иностранным страховым компаниям национального режима.

Практические мероприятия должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования. Система обязательного страхования должна предусматривать защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб, в следующих случаях:

- в результате воздействия источников  повышенной опасности (транспорта, опасных производственных объектов  и других);

- вследствие недостатков отдельных  категорий товаров, работ и услуг;

- при исполнении работниками (государственными  служащими) своих трудовых (служебных) обязанностей (по отдельным категориям  государственных служащих).

Указанные разновидности обязательного страхования должны стать основой системы обязательного страхования в России. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя:

- соразмерность страхового тарифа  и величины страхового риска;

- реализацию предусмотренных законодательством  мер регулирования страховых  тарифов с целью их минимизации  для страхователей;

- повышенные требования к страховщикам  по обеспечению финансовой устойчивости;

- формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту  в случаях, когда обязательное  страхование не осуществлено;

- укрепление государственного  надзора за осуществлением обязательного  страхования;

- введение системы конкурсов  и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования.

 К добровольному страхованию  целесообразно отнести:

- долгосрочное и пенсионное  страхование жизни;

- страхования помещений как  юридических, так и физических  лиц;

- медицинское страхование и  т.д.

С этой целью необходима реализация государственной программы, включающей:

- меры по совершенствованию  правового режима указанных видов  страхования, в частности их гражданско-правовых  основ и особенностей налогового  режима;

- создание низко рискованных  долгосрочных инвестиционных инструментов.

Государственное воздействие на структуру страхового рынка должно осуществляться по следующим направлениям:

- разграничение операций по  страхованию жизни и по иным  видам страхования;

- необходимость дальнейшего повышения  минимального размера уставного  капитала страховых организаций  и реализация государством мер  по стимулированию капитализации  страхового рынка;

- осуществление государственного  воздействия на структуру страхового  рынка при определении порядка  организации системы обязательного  страхования.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на корректировку системы страхования в разрезе осуществляемых видов страховой деятельности. При этом важно ориентироваться на международные стандарты классификации по видам страхования.

Опыт государств с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм страхования весьма эффективен для превращения сбережений населения в инвестиционный ресурс. Для этого необходимо создание предпосылок для превращения страховых компаний в крупных институциональных инвесторов.

Страховые компании, в частности, компании, специализирующиеся на страховании жизни, наряду с пенсионными фондами традиционно являются основным источником "длинных денег". Решение задачи вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование предполагает систематические и последовательные действия государства в двух основных направлениях:

- создание системы стимулов  для развития долгосрочного страхования  жизни, включая пенсионное страхование;

- формирование механизма размещения  резервов в инвестиционные инструменты, удовлетворяющие требованиям страховщиков  с точки зрения доходности, надежности  и ликвидности.

В рамках этих направлений необходимы изменения в режиме налогообложения страховых операций и создание в стране стабильного и надежного долгового и фондового рынков.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен в конечном счете соответствовать налоговому режиму, применяемому к инвестиционным затратам домашних хозяйств и предприятий, и являться стимулом для предприятий и граждан, побуждающим их формировать эффективную защиту от наиболее значимых рисков. При этом такой режим может быть введен только после перекрытия всех легальных возможностей по использованию зарплатных страховых схем, практикуемых в настоящее время, и восстановления доверия к стабильности финансовой системы страны, развития полноценного рынка государственных ценных бумаг и фондового рынка.

В рамках этого направления необходимо:

- принятие мер по восстановлению  доверия населения к долгосрочному  страхованию жизни, включая усиление  пруденциального надзора за компаниями, специализирующимися на этих операциях, и выработки более жестких нормативных требований к их финансовой устойчивости;

- стимулирование спроса на страховые  услуги в целях развития индивидуального  долгосрочного страхования жизни  путем принятия следующих мер:

- разделение страховых организаций  на специализирующиеся на страховании  жизни и иных видах страхования.

Реализация поставленных целей требует совершенствования государственного регулирования страхового рынка, которое на сегодняшний день не соответствует потенциальной роли страхового дела, по следующим направлениям:

- повышение лицензионных требований  к страховым организациям, в первую  очередь на этапе их создания;

- увеличение минимального размера  уставного капитала до эквивалента 1 млн. долл. США, повышение требований  к ликвидности средств, за счет  которых формируются уставные  капиталы;

- распространение сферы надзора  на всех профессиональных участников  страхового рынка, осуществляющих  страхование (перестрахование), посредническую,  актуарную, аудиторскую деятельность  в области страхования, оценку  страхового риска;

Информация о работе Страховой рынок в России, его особенности