Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:45, контрольная работа
Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течении 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течении того же срока сообщить страховой организации о причине отказа.
В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размеров фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-
Кафедра Финансы и кредит
Контрольная работа
по предмету страхование на тему:
«Юридические основы страхования в РФ»
№ зачетной книжки
Уфа 2009
План:
Началом возникновения современного российского страхового бизнеса можно считать 1989 г., когда появились первые страховые кооперативы.
Важную роль в становлении и развития страхования в РФ сыграл Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 «О страховании», который заложил основы современного страхового дела.
В дальнейшем развитие страхового дела связано с принятием ГК РФ (гл. 48 «Страхование»), который четко определил термины страхования (что понимать под страхованием имущества, неполным имущественным страхованием, страхованием ответственности за причинение вреда и тд.).
С 31.12.1997 г. (ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О страховании») ФЗ РФ «О страховании» носит название «Об организации страхового дела в РФ».
Страхование расположенных на территории РФ имущественных интерсов юридических лиц и физических лиц – резидентов РФ– может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, производит Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. При обращении страховой организации в Департамент за получением лицензии, необходимо документальное подтверждение, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнения принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.
Для получения
лицензии страховщик, прошедший регистрацию,
должен представить следующие
Программу развития страховых операций на 3 года, включающую виды и объемы намеченных операций, максимальную ответственность по каждому риску, условия организации перестраховочной защиты;
Правила или условия страхования по видам операций;
Справки банков и иных учреждений, подтверждающие наличие уставного, резервных или аналогичных фондов. С 1 июля 2007 года уставный капитал страховых организаций должен был составлять в соответствии со статьей 25 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не менее 30 млн руб. для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и (или) имущественного страхования, 60 млн руб. – для осуществления страхования жизни, 120 млн руб. – для осуществления перестрахования;
Статистическое
обоснование применяемой
Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течении 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течении того же срока сообщить страховой организации о причине отказа.
В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размеров фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор
Правовую основу страховой деятельности составляют законодательные и подзаконные акты по страхованию:
1. Конституция Российской Федерации - правовой документ, имеющий наивысшую юридическую силу (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);
2. правовые документы, имеющие высшую юридическую силу:
- ГК. РФ, часть вторая, глава 48 «Страхование» (принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г., введен в действие 1 марта 1996 г.);
- Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28 июня 1991 г. № 1500-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г. №4741-1);
- Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. №2-ФЗ и от 17 декабря 1999 г. М212-ФЗ);
- указы Президента Российской Федерации;
3. законодательные и нормативные правовые акты, постановления Правительства РФ и положения:
- «О Федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью» (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ — Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177);
- нормативные методические материалы, издаваемые Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:
1) условия лицензирования
страховой деятельности на
2) Методика расчета
нормативного размера
3) правила размещения
страховщиками страховых
4) постановление
Правительства РФ от 16 мая 1994 г.
№ 491 «Об особенностях определения
налогооблагаемой базы для
5) рекомендации
по аудиторской проверке страхо
6) методики расчета
тарифных ставок по рисковым
видам страхования (утв.
4. Юридические документы: договор страхования; лицензия на страхование; страховое свидетельство (полис или сертификат); условия (Правила) страхования; учредительные документы страховщика (устав, Правила страхования по видам и др.).
Конституция РФ декларирует основные стратегические направления развития страны, порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления; определяет полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей, правовой статус Президента РФ, органов федерального, регионального и местного (муниципального) самоуправления.
Гражданский кодекс Российской Федерации, являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу страхования. В ГК РФ (часть вторая, глава 48 «Страхование») сформулированы общие положения о формах страхования (обязательной и добровольной), договорах страхования, правах и обязанностях субъектов правовых отношений; об интересах, страхование которых не допускается; о последствиях наступления страхового случая; об основаниях по освобождению страховщика от выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения; о перестраховании, взаимном государственном страховании и др.
Государственное
регулирование страховой
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется согласно ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами на принципах законности, гласности и организационного единства.
В 1992 году был создан Росстрахнадзор- Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были даны контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрах надзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Согласно Указу Президента РФ от 09 марта 2004 г. №314 государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РВ (ФССН) и ее региональными инспекциями.
Для выполнения поставленных задач Департамент страхового надзора наделен в нормативном порядке соответствующими полномочиями. Так, он имеет право запрашивать и получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также информацию (документы, материалы) от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан.
К основным функциям Департамента страхового надзора относятся:
Департамент страхового надзора имеет право:
- устанавливать
требования по
- по согласованию с Минфином РФ, Госкомстатом РФ устанавливать план счетов и отчетности страховщиков, а также сроки публикации страховщиками годовых балансов, отчетов о прибылях и убытках. Важное значение для деятельности страховых компаний имеет норма, предусмотренная Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ», согласно которому Департамент страхового надзора правомочен производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ и достоверности представляемой ими отчетности;
- осуществлять
контроль за создаваемыми в
страховых организациях
- контролировать
размещение страховыми
При выявлении
фактов нарушения законодательства,
регулирующего страховые
Нормы Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» конкретизирует Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ, утвержденное приказом № 52Н от 17.07.2001 Согласно указанному Положению предписание – это письменное указание МФ РФ или территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное правонарушение в установленный строк.
Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона, в том числе в случае: