Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 12:36, курсовая работа
Под прогнозированием использования земельных ресурсов понимается вероятность научно-обоснованного суждения о возможных состояниях изучаемого объекта в будущем, о путях и сроках наступления данного состояния.
Предмет прогнозирования - закономерности динамики земельного фонда по категориям, землепользователям, угодьям, рациональному использованию, формам собственности, учётом экономических, социальных и политических факторов.
Введение………………………………………………………………….... 3
Глава 1 – Природно-экономическая характеристика
города Краснодара……………………………………………. 5
1.1 Гидрографическая сеть……………………………………………….. 5
1.2 Почвенный покров……………………………………………………. 6
1.3 Рельеф………………………………………………………………….. 6
1.4 Климат…………………………………………………………………. 7
1.5 Экономическая характеристика……………………………………… 8
Глава 2 – Характеристика и оценка уровня
использования земельных ресурсов…………………………... 10
2.1 Анализ распределения земельного фонда
по категориям земель…………………………………………………. 10
2.2 Распределение земель по землевладельцам
и землепользователям………………………………………………….15
Глава 3 – Прогнозирование межотраслевого
баланса земельных ресурсов………………………………….. 19
3.1 Выявление потенциальных резервов земель
для сельскохозяйственного освоения…………………………………19
3.2 Определение резервов изъятия земель
для несельскохозяйственных нужд…………………………………... 22
Глава 4 - Прогнозирование мероприятий по
интенсификации использования земель………………………. 27
Глава 5 - Размещение и развитие агропромышленного
комплекса города………………………………………………. 30
5.1 Развитие и размещение агропромышленного комплекса…………... 31
5.2 Развитие и размещение сельского хозяйства………………………... 33
Глава 6 - Формирование землевладений и землепользований………..... 36
6.1 Прогнозирование перераспределения земельного
фонда города по категориям земель, землевладениям
и землепользованиям………………………………………………….. 37
6.2 Уточнение границ населенных пунктов……………………………... 40
6.3 Формирование (уточнение) границ земель
фонда перераспределения…………………………………………….. 42
6.4 Уточнение границ особо ценных земель…………………………….. 44
6.5 Совершенствование землевладений и землепользований………….. 46
Глава 7 - Прогнозирование природоохранных мероприятий………….. 50
Глава 8 - Эффективность мероприятий и технико-экономические
показатели курсового проекта………………………………... 54
Заключение………………………………………………………………… 56
Список использованной литературы……………………………………...
Численность акционерных обществ и сельскохозяйственных производственных кооперативов в период с 1991 года по 2005 год претерпевают увеличение. В 1991 году СПК в городе Краснодаре составляют 1 единицу на площади 37 га. В 1998 году площадь АО и СПК составила 17729 га, численностью 39 единиц. К 2005 году их площадь немного увеличилась и составила 18968 га, с численностью 51 единиц. Такое резкое увеличение произошло благодаря проведению земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов в АО и СПК.
Колхозы и совхозы существуют только в 1991 году. Их численность составляет всего 2 единицы на площади 7663 га. В дальнейшем они прекратили своё существование и в 1998 и в 2005 году их нет. Это говорит о том, что земельная реформа и реорганизация к 1991 году пока ещё не набрала темп, Постановление Правительства РФ № 86 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было принято лишь 29 декабря 1991 года, поэтому они ещё не были реорганизованы.
Госхозы в период с 1991 года по 1998 год немного уменьшились. Численность их составила в 1991 году 27 единиц, а в 1998 году - 23 единиц с уменьшением площади от 43383 га до 28487 га. А в период с 1998 года по 2005 год их число увеличилось на 1 единицу – до 24 единиц. Площадь также увеличилась и составила 33873 га. Эта тенденция говорит о том, что в связи с перестройкой и развалом СССР в период с 1991 года по 1998 год из-за скудного финансирования число госхозов уменьшается, а в период с 1998 года по 2005 год финансирование госхозов было восстановлено и их число начинает увеличиваться.
Подводя итог и анализируя общую ситуацию можно сказать, что в период с 1991 года по 1998 год, в связи с проведением земельной реформы и реорганизацией колхозов и совхозов началось интенсивное образование КФХ, идёт увеличение числа граждан владельцев садовых участков, а также идёт образование АО и СПК благодаря реорганизации колхозов и совхозов и уменьшение площади и числа госхозов. В период с 1998 года по 2005 год эта тенденция начинает выравниваться, число госхозов, КФХ, АО и СПК растёт небольшими темпами, число граждан владельцев садовых участков начинает уменьшаться, а колхозы и совхозы после реорганизации полностью исчезли.
Таблица 2 - Распределение земельного фонда города Краснодара
по землевладельцам и
№ п/п |
Наименование землевладельцев и землепользователей |
годы |
Число хозяйств |
Всего земель, га |
с/х угодий |
пашни |
В расчёте на хозяйство, га | ||
Всего земель |
с/х угодий |
пашни | |||||||
1 |
КФХ |
1991 |
40 |
49 |
49 |
49 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1998 |
1177 |
2620 |
2609 |
2578 |
2,2 |
2,2 |
2,2 | ||
2005 |
1216 |
2902 |
2853 |
2761 |
2,4 |
2,3 |
2,3 | ||
2 |
Ассоциации КФХ |
1991 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1998 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
2005 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
3 |
Коллективы граждан по садоводству и животноводству |
1991 |
66242 |
4582 |
4582 |
4582 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1998 |
116880 |
8389 |
7527 |
7527 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | ||
2005 |
83700 |
5036 |
4532 |
4532 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | ||
4 |
АО, СПК |
1991 |
1 |
37 |
37 |
37 |
37 |
37 |
37 |
1998 |
39 |
17729 |
15408 |
12672 |
454,6 |
395,1 |
324,9 | ||
2005 |
51 |
18968 |
16223 |
13963 |
371,9 |
318,1 |
273,8 | ||
5 |
Колхозы |
1991 |
2 |
7663 |
7130 |
6683 |
3831,5 |
3565 |
3341,5 |
1998 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
2005 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
6 |
Госхозы |
1991 |
27 |
43383 |
38579 |
32210 |
1606,8 |
1428,9 |
1193 |
1998 |
23 |
28487 |
26578 |
22533 |
1238,6 |
1155,6 |
979,7 | ||
2005 |
24 |
33873 |
29809 |
26342 |
1411,4 |
1242,0 |
1097,6 |
3. Прогнозирование межотраслевого баланса
земельных ресурсов
3.1 Выявление потенциальных резервов земель для
сельскохозяйственного освоения
Источниками земельных ресурсов для сельскохозяйственного освоения могут быть: залежи, кустарники, лесные и болотные земли, нерекульвируемые земли и земли, используемые под торфоразработками.
Резервы за счет кустарников. Установив процент почв под кустарниками, пригодных для сельскохозяйственного освоения, рассчитываем площади земель, которые могут быть освоены в сельскохозяйственные угодья. Из этой площади надо вычесть площади кустарников почвозащитного и водоохранного значения. Резервы за счёт кустарников без включения почвозащитных лесных полос в городе Краснодаре составляют 118 га.
Резервы за счет лесных земель. Леса в пределах изучаемой территории должны быть полностью сохранены, если лесистость её не превышает 35-40% для таёжной зоны, 20-25% для лесостепной и 10-15% для степной зоны (величина оптимальной лесистости). Потенциальными резервами сельскохозяйственного освоения могут служить (при проценте лесистости территории, превышающей оптимальную) площади не покрытые лесом (гари, редины, прогалины, пустыри), а также эксплуатируемые леса II и III групп. В первую очередь в фонд сельскохозяйственного освоения нужно отнести непокрытые лесом участки среди лесных площадей, а затем установить наличие эксплуатируемых лесов II и III групп по площади, превышающей величину оптимальной лесистости.
Как сказано выше, площадь лесов для степной зоны должна быть 10-15% от общей площади. В нашем случае Краснодар занимает степную зону, и общая площадь лесов здесь составляет 662 га. Это около 1% от всей площади, поэтому для сельскохозяйственного освоения мы берём только земли непокрытые лесом и земли несомкнувшихся лесных культур. Эта площадь составляет 45 га.
Резервы за счет болот. Резервы сельскохозяйственного освоения за счет болотных земель целиком падают на долю низинных и близких к ним переходных болот площадью свыше 100 га. Эти площади обычно устанавливаются при характеристике болотного фонда. В городе Краснодаре площадь занятая болотами составляет 853 га.
Резервы земель за счет нерекультивированных площадей. Для этой категории земель по проектам рекультивации, имеющимся в землеустроительном деле по отводу земель, подсчитывают площади земель, возвращаемые в сельскохозяйственное пользование по пятилетиям соответствующего расчетного срока перспективы.
Для земель нарушенных и не имеющих проектов рекультивации, по делам отводов земель и материалам почвенных и геологических обследований устанавливаются площади и местоположение отдельных участков по видам нарушений и характер почв и подстилающих пород.
Затем на основе имеющихся инструкций и практических рекомендаций по проектированию рекультивационных работ подсчитываются площади, которые могут быть возвращены в сельскохозяйственный оборот. В городе Краснодаре площадь нарушенных земель составляет 32 га.
Все рассчитанные потенциальные резервы земель, для их сельскохозяйственного освоения на перспективу сведены в таблицу № 3.
Полученные потенциальные резервы земель для сельскохозяйственного освоения являются лишь первым приближением в определении их действительной величины.
Следующий важный этап это расчет реальных резервов земель для освоения с учетом пространственного фактора - местоположения массивов потенциальных резервов земель, а также ограничений по материальным, финансовым и трудовым ресурсам, для предплановых разработок такие расчеты следует произвести по материалам хозяйственных, проектных и научно-исследовательских организаций и учреждений. В результате эти работ устанавливается очередность и объемы освоения земель. Результаты расчетов сведены в таблицу 4.
В сенокосы, как правило, переводят переувлажненные, заболоченные участки, требующие осушение открытой сетью каналов, а также мелкоконтурные разобщенные и удаленные участки, которые по территориальным условиям или рельефу нецелесообразно использовать под пашню или для пастьбы скота. В пашню можно переводить земли кустарников, а в пастбища - нарушенные земли.
В таблице 3 приведены потенциальные резервы для сельскохозяйственного освоения в городе Краснодаре на 2005 год. Это кустарники – 118 га, леса – 45 га, болота – 853 га, земли рекультивации – 32 га. В итоге 1048 га можно использовать для сельскохозяйственного освоения.
Исходя из 4 таблицы на 2007 год в городе Краснодаре будет освоено 18 га земель кустарников в пашню, 8 га болот в сенокосы и 9 га нарушенных земель в пастбища. До 2011 года будет также освоено 39 га земель кустарников в пашню, 15 га болот в сенокосы и 13 га нарушенных земель в пастбища. В общем, будет освоено 102 га, из них 57 га в пашню, 23 га в сенокосы и 22 га в пастбища.
Таблица 3 - Потенциальные резервы для с/х освоения в 2005 году
Район |
Резервы земель за счёт, га | |||||
залежи |
кустарников |
лесов |
болот |
рекультивации земель |
ВСЕГО | |
г. Краснодар |
- |
118 |
45 |
853 |
32 |
1048 |
Таблица 4 - Очерёдность и объёмы освоения земель
Показатели |
Общий объём и освоение, га | |||
Всего |
в том числе | |||
пашня |
сенокосы |
пастбища | ||
на 2007 год | ||||
Итого: |
35 |
18 |
8 |
9 |
на 2011 год | ||||
Итого: |
67 |
39 |
15 |
13 |
Всего на расчётный срок схемы: |
102 |
57 |
23 |
22 |
3.2 Определение резервов изъятия земель для
несельскохозяйственных нужд
На основании статей 30 и 79 Земельного кодекса РФ «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и «Особенности использования сельскохозяйственных угодий», земли для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельного участка не с/х назначения или не пригодные для с/х, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится за счет площадей непокрытых лесом или занятых малоценными насаждениями.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Определение величин потерь с/х производства, вызванные изъятием сельхозугодий вследствие размещения на них предприятий других отраслей, подлежат возмещению в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель (с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию повышению плодородия почв до уровня плодородия изъятых земель).
На участках, где размещаются несельскохозяйственные объекты, плодородный слой с сельхозугодий должен быть снят, сохранен и использован для улучшения других угодий.
В данном курсовом проекте прогнозирование изъятия земель из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на 2007 и 2011 год. Изъятие земель проводится для строительства дорог и различных предприятий в городе Краснодаре.
Потребность в землях для нового строительства промышленных предприятий определяются по формуле:
ПНС = УЗК ∙ КНС +/-m
где: ПНС - потребность в землях промышленного предприятия при новом строительстве;
УЗК - удельная землеёмкость капитальных вложений для нового строительства (га/млн.руб);
КНС - капитальные вложения, предусмотренные на новое строительство промышленного предприятия (млн. руб);
+/-m - ошибка прогноза.
Потребность в землях при реконструкции и расширении промышленного предприятия определяется по формуле:
ПР = УЗК ∙ КР +/-m
где: ПР - потребность в землях промышленного предприятия для реконструкции и расширения (га);
УЗК - удельная землеёмкость капитальных вложений при реконструкции и расширении (га/млн, руб.);
КР - капиталовложения на реконструкцию и расширение промышленного предприятия (млн. руб.);
+/-m - ошибка прогноза.
В данной курсовой работе выделяются земельные участки для строительства промышленных предприятий и дорог, для этих целей составляются таблицы размещения промышленных предприятий района (города) и развития дорожной сети.
Размещение промышленных предприятий, расчёт площади, занятой ими и их характеристики приведены в таблице 5.
В результате расчётов на территории города Краснодара планируется разместить следующие промышленные предприятия:
Информация о работе Использование земельных ресурсов города Кранодара