Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 00:51, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов проблемы планировки складских зон и определения площади склада. Исходя из этого, определим основные задачи, которые будет необходимо решить в данной работе: - изучение принципов технологического процесса на складе; - изучение структурного анализа складских процессов; - проанализировать транспортно – технологическую схему переработки грузов на складе; - провести расчёт общей площади склада методом расчёта отдельных складских зон предприятия ООО «Гардарика».
При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.
Требования к планировке складских помещений:
На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаются состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.
Рассмотрим планировку общетоварного склада как наиболее распространенного на рисунке 1.
Рисунок 1
Основные складские зоны.
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров и приемочной экспедиции. Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов.
К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей (участок комплектования). В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.
Участок разгрузки (на рис.1. - железнодорожная рампа):
Приемочная экспедиция (
Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.
Участок приемки (размещается в основном помещении склада):
Участок хранения (главная часть основного помещения склада):
Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):
Отправочная экспедиция:
Участок погрузки (на нашей схеме - автомобильная рампа):
Остановимся на параметрах погрузочных и разгрузочных рамп, а также участка приемки, т.е. тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузов.
Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства. Большинство отечественных грузовых автомобилей имеет двери и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как это позволяет вводить в кузов погрузочно-разгрузочную технику. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги. Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м.
Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, т.е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м.
Расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.
Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.
При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м (56 дюймов), то к середине 80-х оптимальное значение снизилось до 1,2 м.
В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.
На железнодорожном транспорте,
так же как в автотранспорте, существует
тенденция к увеличению габаритов
вагонов как рефрижераторных, так
и обычных: дверные проемы становятся
шире, длина вагонов увеличивается.
Появилось множество
Независимо от того, будут
поступать на склад специализированные
вагоны или нет, необходимо проектировать
участок разгрузки таким
2.3. Определение основных
параметров складских зон (
Определяем общую площадь склада методом расчёта площадей отдельных складских зон. [4]
Общая складская площадь (Sскл) формируется из площадей технологических зон и определяется по формуле:
Sскл = Sгр + Sпрох + Sпр + Sкм + Sрм + Sпэ + Sоэ
Sгр- грузовая площадь, занимаемая оборудованием (стеллажами, поддонами, контейнерами), предназначенным для хранения товара;
Sгр = Sст*Nст+Sшт*Nшт,
де Sст, Sшт- площадь, занятая соответственно под один стеллаж, один штабель;
Nст, Nшт- количество стеллажей и штабелей.
Sпрох – площадь проходов и проездов, определяемая в соответствии с используемым технологическим и подъёмно-транспортным оборудованием
Sпрох = Sпрох. ст + Sпрох. шт,
где Sпрох. cт - площадь, занятая проездами и проходами между стеллажами, м2;
Sпрох.шт - площадь, занятая проездами и проходами между штабелями, м2.
Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых на складе ресурсов, размеров грузооборота, видов, применяемых для перемещения ресурсов подъёмно-транспортных механизмов.
Главные проходы должны быть проверены на возможность свободного поворота в них напольных подъёмно-транспортных средств, тележек, погрузчиков для этой цели пользуются формулой:
Sпрох. ст = L*A*n/2,
где L- ширина стеллажа, м;
А - ширина проездов, м;
n-количество стеллажей, шт.
А = 2В+3С,
где В-ширина транспортного средства, м;
С-ширина зазора между транспортными средствами, между ними и стеллажами по обе стороны от проездов (принимается равной 15-20см).
Sпрох. шт – находится аналогично.
Sрм – площадь рабочих мест.
Рабочее место заведующего складом и кладовщиков оборудуют, как правило, вблизи участка комплектования. Дислокация рабочего места должна обеспечивать возможность максимального обзора складского помещения. Допускается ограждать эти места остеклёнными перегородками на высоту 1,8 м. Площадь на одно рабочее место следует принимать в размере 3 - 4 кв. м.
Sпр.,Sкм – площади участков приёмки и комплектования.
Площади данных участков рассчитываются
на основании укреплённых
Площади участков приёмки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:
Sпр=Qср*Кн*tпр/g,
где Qср – среднесуточное поступление ресурсов на склад, т;
Кн – коэффициент неравномерности поступления ресурсов на склад ( при рациональной загрузке склада равным 1,2 – 1,5 );
tпр – количество дней нахождения ресурсов на приёмочной площадке (до 2 дней );
g – нагрузка на 1 м2 полезной площади по складу в зависимости от вида хранения ресурсов, т/м2.
Sкм = Qсро*Кн*tотг/g,
где Qсро – среднесуточный объём отправки ресурсов со склада, т;
Кн – коэффициент неравномерности отправки грузов со склада (при рациональной загрузкесклада равным 1,2 - 1,5);
Tотг – количество дней нахождения ресурсов в зоне комплектования (до 2 дней);
g – нагрузка на 1 м2 полезной площади по складу в зависимости от вида хранения ресурсов, т/м2.
Наряду с рабочими зонами, к складской площади относятся так же такие помещения как экспедиция приёмки (Sэп) и экспедиция отправки (Sэо).
Экспедиция приёмки необходима для приёмки грузов в вечернее и ночное время суток, т.е. в то время, когда склад не функционирует, а транспортное средство необходимо разгружать.
Экспедиция отправки предназначена
для комплектации партий отгрузки,
она особенно необходима, когда склад
делится на несколько складских
помещений или при
Sэп – площадь экспедиции приёмки. Рассчитывается по формуле:
Sэп = Qср*Кн*tпр / (g*h*Кэп),
где Qср – среднесуточное поступление ресурсов на склад, т;
Кн – коэффициент неравномерности поступления товаров, на склад (при рациональной загрузке склада К = 1,2 – 1,5);
Tпр – количество дней нахождения ресурсов на приёмочной площадке (до 2 дней);
g – нагрузка на м2 полезной площади по складу в зависимости от вида хранения ресурсов, т/м2;
h – высота укладки груза в экспедиции приёмки;
Кэп – коэффициент использования площади экспедиции приёма (Кэп = 0,3-0,4).
Sэо – площадь экспедиции отправки. Рассчитывается аналогично площади экспедиции приёмки по формуле:
Sэо = Qср*Кн*tотп / (g*h*Кэо),
где Qср – среднесуточный объём отправки ресурсов со склада, т;
Кн – коэффициент неравномерности отправки ресурсов со склада (при рациональной загрузке склада К = 1,2- 1,5);
Tотп – количество дней нахождения ресурсов на площадке отправки (до 2 дней);
g – нагрузка на м2 полезной площади по складу в зависимости от вида хранения ресурсов, т/м2);
h – высота укладки груза в экспедиции отправки;
Кэо – коэффициент использования площади экспедиции отправки
(Кэо = 0,4 – 0,5).
Информация о работе Планирование складских зон и определение площади склада