Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа
Проектирование воздушной линии (ВЛ) электропередачи ведется на основании разработанной схемы развития энергосистемы и включает в себя широкий круг вопросов, касающихся как механической, так и электрической частей ВЛ.
В данном курсовом проекте рассматривается ВЛ напряжением 35 кВ, выполненная на одноцепных металлически-решетчетых опорах. При строительстве ВЛ используются провода марки АС-150/24 и грозозащитный трос марки ТК-50, материал изоляторов – фарфор.
где Сmax – толщина стенки гололеда, мм;
d – диаметр провода или троса, мм;
F – фактическое сечение провода или троса, мм2;
Кn – коэффициент надежности по ответственности, принимаемый равным: 1,0 – для ВЛ до 220 кВ;
Кp – региональный коэффициент, принимаемый равным от 1,0 до 1,5 на основании опыта эксплуатации (допускается принимать Кp = 1,0);
Кf – коэффициент надежности по гололедной нагрузке, равный: 1,3 – для районов по гололеду 1 и 2;
Кd – коэффициент условий работы, равный 0,5.
3. Удельная нагрузка от собственного веса провода (троса) и веса гололеда, Н/(м·мм2):
(3.9) |
4. Удельная нагрузка от давления ветра, действующего перпендикулярно проводу, при отсутствии гололеда, Н/(м·мм2):
(3.10) |
где kl – коэффициент, учитывающий влияние длины пролета на ветровую нагрузку, для lp = 168 м, kl = 1,03 (определении методом линейной интерполяции);
kH – коэффициент, учитывающий неравномерность скоростного напора ветра по пролету, для Wmax =400 Па, kH = 0,76;
Сх – коэффициент лобового сопротивления, равный 1,2 – для всех проводов, покрытых гололедом;
Kp – региональный коэффициент, принимаемый равным от 1,0 до 1,3 исходя их опыта эксплуатации;
Kf – коэффициент надежности во ветровой нагрузке, равный 1,1.
5. Удельная нагрузка от давления ветра, действующего перпендикулярно проводу, при наличии гололеда, Н/(м·мм2):
(3.11) |
где Для ВЛ до 220 кВ ветровое давление при гололеде должно приниматься не менее 200 Па.
6. Удельная нагрузка от давления ветра и веса провода троса) без гололеда, Н/(м·мм2):
(3.12) |
7. Удельная нагрузка от давления ветра и веса провода (или троса), покрытого гололедом.
(3.13) |
При расчетах проводов и тросов ВЛ на механическую прочность необходимо определять напряжения в проводах (тросах) и стрелы провесов при всех возможных эксплуатационных сочетаниях климатических условий. Поскольку таких сочетаний может быть большое количество. То ПУЭ устанавливают следующие расчетные сочетания климатических условий (режимов):
В районах со среднегодовой температурой ниже минус 5°С и ниже температуры для режимов 2, 5 и 6 следует принимать минус 10°С. Режимы 1 и 2 определяют наибольшую вертикальную стрелу провеса, которая может быть при высшей температуре или при гололеде без ветра. В режимах 3, 4, 5 и 6 выполняется проверка проводов и тросов по допустимому напряжению в условиях низшей и среднегодовой температуры и в условиях наибольшей внешней нагрузки γmax. При γ7 ≥ γ6 наибольшая внешняя нагрузка будет обусловлена гололедом (режим 6), при γ6 ≥ γ7 ветровом (режим 5). Режим 7 необходим для проверки условий защиты элементов ВЛ тросом во время грозы.
Важным моментом механического расчета проводов является определение наиболее тяжелого режима, то есть такого режима, при котором напряжение в проводе в пролете длиной l достигает допустимого значения, а в остальных режимах – напряжения в проводе меньше допустимых. Этот наиболее тяжелый режим называется исходным режимом.
Выбор исходного режима определяется соотношением длины расчетного пролета lp и пролетов lк1, lк2 и lк3, называемых соответственно первым, вторым и третьим критическим пролетами.
Первый критический пролет - это пролет такой длины, при котором напряжение в проводе в режиме среднегодовой температуры равно допустимому при среднегодовой температуре, а в режиме низшей температуры равно допустимому напряжению при низшей температуре. Первый критический пролет определяется по формуле, м:
(4.1) |
где Е – модуль упругости из таблицы 1, х104 Н/мм2;
α – температурный коэффициент линейного удлинения из таблицы 1, х10-6 град-1;
tcp и tmin – среднегодовая и минимальная температуры соответственно, °С;
σtcp и σtmin – допустимые напряжения при средней и низшей температурах соответственно, Н/мм2.
Второй критический пролет – это пролет такой длины, при которой напряжение в проводе при наибольшей нагрузке равно допустимому напряжению при наибольшей нагрузке, а в режиме низшей температуры равно допустимому напряжению при низшей температуре, м:
(4.2) |
где tгол – температура гололеда, равная -10°С при tcp ≤ -5°C;
σymax – допустимое напряжение при наибольшей нагрузке, Н/мм2;
γmax – максимальная удельная нагрузка равная γ7, Н/(м·мм2).
Третий критический пролет – это пролет такой длины, при которой напряжение в проводе в режиме среднегодовой температуры равно допустимому при среднегодовой температуре, а в режиме наибольшей нагрузки равно допустимому напряжению при наибольшей нагрузке, м:
(4.3) |
В результате получаем следующие соотношения критических пролетов и расчетного пролета: lк1 – мнимый и lр ≥ lк3. Таким образом исходным режимом является режим с параметрами: σ=[σymax]=135 Н/мм2, t=tгол = -10°С, γ=γmax=106·10-3 Н/(м·мм2).
Расчет напряжения в проводе ведется по уравнению состояния провода:
(4.4) |
где σp, γp, tp – напряжение в материале провода, удельная нагрузка и температура в рассчитываемом режиме;
σu, γu, tu – напряжение в материале провода, удельная нагрузка и температура в исходном режиме;
E, α – модуль упругости и температурный коэффициент линейного удлинения провода;
lp – расчетная длина провода.
Относительно неизвестной величины σp уравнение состояния является неполным кубическим уравнением вида:
(4.5) |
где B и D – числовые коэффициенты, полученные в результате подстановки в уравнение состояния всех известных параметров.
В это уравнение подставляются параметры исходного режима - режима наибольшей нагрузки и значения температуры и нагрузки, отвечающие каждому из режимов, указанных в п. 4.1. В результате определяются напряжения в проводе для этих режимов.
Расчет напряжения в проводе для режима низшей температуры выполнен «вручную».
Данное уравнение приводится к виду, соответствующему выражению (4.5):
Решение полученного уравнения выполняется итерационным методом касательных.
Поправка определяется по формуле:
(4.6) |
где i – номер итерации. На первой итерации σi принимается равным σ0.
В качестве нулевого приближения принять значение σ0=100 Н/мм2.
Поправка на первой итерации составит:
Новое значение напряжения определяется по формуле:
(4.7) |
Выполняется проверка окончания итерационного процесса по условию:
(4.8) |
где ε – заранее заданная точность расчета, которую принимаем равной 0,1 Н/мм2.Если условие выполняется, то расчет прекращается, значение σi принимается за искомое: σр= σi.
Следовательно, расчет необходимо продолжить, приняв в качестве нового приближения σ=.
Поправка на второй итерации:
Новое напряжение:
Выполняется проверка точности:
Поправка на третьей итерации:
Выполняется проверка точности:
Следовательно, за искомое значение принимаем σ2:
Н/мм2
Остальные режимы рассчитываются на ПЭВМ и результаты вычислений занесены в таблицу 5.
Выполняется проверка механической прочности проводов по условиям:
(4.9) |
Условия выполняются – значит, механическая прочность проводов будет достаточной для условий проектируемой линии.
Таблица 5.
Режим |
t, °С |
γ, х10-3 Н/(м·мм2) |
σ, Н/мм2 |
[σ], Н/мм2 |
Низшей температуры |
-20 |
3,46 |
110,53 |
135 |
Средней температуры |
5 |
3,46 |
84,59 |
90 |
Наибольшей нагрузки |
-10 |
106 |
135 |
135 |
Высшей температуры |
40 |
3,46 |
61,96 |
- |
Гололеда без ветра |
-10 |
100,37 |
114,79 |
- |
Грозовой |
15 |
3,46 |
65,84 |
- |
4.4 Определение стрел провеса
Стрелы провеса проводов в режимах: гололеда без ветра, высшей температуры и грозовом режиме определяются по формуле:
(4.10) |
где γi и σi – удельная нагрузка и напряжение в проводе в соответствующем режиме.
Проверяем соблюдение требуемых расстояний от низшей точки провисания провода до земли по условиям:
(4.11) |
где [f] – допустимая стрела провеса провода, определяемая по формуле (3.4).
Условие выполняется – значит, расстояние от провода до земли будет не менее допустимого.
Для расчета грозозащитного троса используются методы и приемы расчета проводов. Кроме того, расположение троса на опоре должно быть таким, чтобы гарантировать защиту проводов от ударов молнии. Во избежание перекрытия изоляции между тросом и проводом во время удара молнии должны соблюдаться соответствующие расстояния между тросом и проводами в середине пролета. Напряжение в тросе при наибольшей нагрузке, низшей и среднегодовой температурах не должны превышать соответствующих допустимых напряжений.
Допустимые расстояния должны соблюдаться для условий грозового режима, когда на провода и тросы воздействуют нагрузки от собственного веса, ветер отсутствует и температура воздуха равна плюс 15°С. Поэтому указанный режим принимается в качестве исходного для механического расчета троса.
Стрела провеса троса в грозовом режиме определяется по формуле, м:
(4.12) |
где fгр – стреле провеса провода в середине пролета в грозовом режиме, м;
h1 – расстояние по вертикали между верхней траверсой и точкой крепления троса, м;
λ - длина гирлянды изоляторов, м;
z – допустимое расстояние между тросом и проводом в середине пролета, м.
Напряжение в тросе в грозовом режиме по найденной стреле провеса троса, Н/мм2:
(4.13) |
В качестве исходного режима принимается грозовой режим с параметрами: =61,92 Н/мм2, =8,610-3 Н/(м·мм2), t=+15°C.
Расчет напряжения в тросе в режимах максимальной нагрузки , низшей и средней температурах выполнен аналогично пункту (4.3) итерационным методом касательных. Результаты вычислений занесены в таблицу 6.
Таблица 6.
Режим |
t, °С |
γ, х10-3 Н/(м·мм2) |
σ, Н/мм2 |
[σ], Н/мм2 |
Низшей температуры |
-25 |
80 |
108,24 |
600 |
Средней температуры |
-5 |
80 |
90,87 |
420 |
Наибольшей нагрузки |
-10 |
224,74 |
185,00 |
600 |
Механическая прочность троса проверяется по условиям:
(4.14) |
Условия выполняются, следовательно, выбранный трос пригоден для условий проектируемой линии в нормальных режимах работы.
На промежуточных опорах ВЛ 110 кВ применяются поддерживающие гирлянды подвесных изоляторов, прикрепленные к траверсам опор с помощью линейной арматуры. Гирлянда комплектуется из отдельных изоляторов. Каждый изолятор имеет в верхней части гнездо для пестика, а в нижней части - стержень с пестиком. Сцепление изоляторов друг с другом осуществляется фиксацией пестика одного изолятора в гнезде другого.