Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:14, контрольная работа
Задание: Требуется рассчитать и законструировать сварную подкрановую балку крайнего ряда пролетом L=6 м под кран среднего режима работы грузоподъемностью Q= 500/50 кН. Пролет здания 24 м, длина здания 96 м. Материал балки необходимо подобрать, зная, что конструкция находится в г. Ухта (- 41˚С).
Федеральное агентство по образованию РФ.
Сыктывкарский Лесной Институт (филиал)
Санкт-Петербургской Государственной
Лесотехнической Академии им. С.М. Кирова
Кафедра дорожного, промышленного и гражданского строительства
Контрольная работа «Расчет подкрановой балки»
по дисциплине «Металлические конструкции»
Выполнила |
Павилайнен Нина Владимировна, контрактная форма обучения, 4 курс, ________ гр.; группа 2, специальность ПГС № зач. книжки 111 270
|
Проверила |
Корчагина А.А. |
Сыктывкар, 2012.
Задание: Требуется рассчитать и законструировать сварную подкрановую балку крайнего ряда пролетом L=6 м под кран среднего режима работы грузоподъемностью Q= 500/50 кН. Пролет здания 24 м, длина здания 96 м. Материал балки необходимо подобрать, зная, что конструкция находится в г. Ухта (- 41˚С).
Решение:
Согласно СНиП 11-23-81* «Стальные конструкции» по таблице 50 (Приложение 1) выбираем сталь С390 с расчетной температурой -40>t≥-50. По ГОСТ 27772-88 (Нормативные и расчетные сопротивления при растяжении, сжатии и изгибе листового, широкополосного универсального и фасонного проката для стальных конструкций зданий и сооружений) получаем следующие данные для стали С390:
Толщина проката, мм |
От 4 до 50 мм |
Предел текучести, Н/мм2 (кгс/мм2) |
R = 390(40) |
Временное сопротивление, Н/мм2 (кгс/мм2) |
σВ = 540(55) |
Относительное удлинение, % |
δ5= 20 |
Расчетное сопротивление листового, широкополосного универсального проката, МПа (кгс/см2) |
Ry= 380(3850) Ru= 530 (5400) |
По техническим условиям выбираем нагрузки и габарит мостовых кранов среднего режима работы. Принимаем расчетные данные для крана грузоподъемностью Q = 500/50 кН по ГОСТ 3332-54:
Основные габаритные размеры: ширина крана |
B = 6760 мм |
Основные габаритные размеры: база крана |
К = 5250 мм |
Давление колеса на подкрановый рельс |
= 465 кН |
Масса тележки |
Gтел = 18 т |
Масса крана с тележкой |
М кт = 66,5 т |
Пролет крана, м |
lкр= 22,5 м |
Тип кранового рельса |
КР - 80 |
Из ГОСТ 4121-96 «Рельсовые краны. Технические условия» берем следующие данные для кранового рельса КР – 80:
Высота рельса |
h = 130 мм |
Ширина подошвы |
b = 130 мм |
Площадь поперечного сечения рельса |
F = 76,19 см2 |
Момент инерции |
Jx = 1504,57см4 |
Момент инерции |
Jy = 438,96 см4 |
Момент инерции кранового рельса |
JР = 1943,53 см4 |
Масса 1 метра рельса |
q = 59,81 кг |
Вертикальное давление колеса крана определяем по формуле:
кН,
где: - коэффициент динамичности - для кранов легкого и
среднего режимов работы;
n – коэффициент перегрузки равный 1,2;
- понижающий коэффициент равный 0,85 для кранов легкого и среднего режимов работы.
Горизонтальное боковое давление колеса крана от поперечного торможения тележки:
кН,
где: n – коэффициент перегрузки равный 1,2;
- понижающий коэффициент равный 0,85 для кранов легкого и среднего режимов работы;
– нормативная
поперечная горизонтальная
кН,
где: Q – грузоподъемность крана, т;
- масса тележки крана, кН;
- число колес на одной стороне мостового крана.
Для определения наибольших
изгибающих моментов и поперечных сил
устанавливаем краны в
,
где: Р – вертикальное давление колеса крана, кН;
В – ширина крана, м;
К – база крана, м.
Далее последовательно определяем:
кН;
кН.
кН*м.
,
где: при пролете балок 6 метров.
.
кН.
Определяем наименьшую высоту балки из условия обеспечения жесткости при предельном относительном прогибе 1/n0 = 1/600 и среднем коэффициенте перегрузки nq = 1,2:
см, где .
Определяем требуемый момент сопротивления балки:
см3 ,
где: m = 1 – коэффициент условий работы;
(R-2) – расчетное сопротивление стали, уменьшенное примерно
на 20 МПа для учета действия горизонтальных сил торможения.
Предварительно толщину стенки назначаем по формуле:
мм.
Принимаем мм.
Оптимальная высота балки равна:
см.
Принимаем стенку высотой мм по ширине листового проката (ГОСТ 19903-74). Проверяем толщину стенки на прочность при срезе по формуле:
- неверно.
Значит необходимо взять большую hст. Проверяем следующие значения: 800 мм, 850 мм, 900 мм, 950 мм, 1000мм, 1100 мм.
- верно.
Следовательно мм.
Минимальная толщина стенки при проверке ее прочности от местного давления колеса крана составит:
0,74< 0,9 см,
где:
n1=1,1 – для кранов с гибким подвесом;
=1943,53 см4, момент инерции подкранового рельса КР-80
по ГОСТ 4121-96;
m = 1 – коэффициент условий работы;
R – расчетное сопротивление стали.
Определяем площадь сечения поясов балки:
см2, следовательно см2.
Принимаем симметричное сечение балки:
Состав сечения тормозной балки:
Поддерживающий швеллер №16 в пролете необходимо опирать на стойку фахверка или на подкосы, прикрепленные к ребрам балки; если это не предусмотрено, то сечение швеллера назначают по расчету на изгиб, принимая нормативную нагрузку на площадку не менее 1,5 кН/м2, коэффициент перегрузки n=1,4, предельный относительный прогиб 1/250.
Определяем геометрические характеристики балки:
см4;
см3;
см3.
Определяем геометрические характеристики тормозной балки, включающей в себя верхний пояс балки, рифленый лист и поддерживающий швеллер №16:
см4
см3.
Проверку нормальных напряжений в верхнем поясе проводят по формуле:
кН/см2 (243МПа) < R=390 МПа;
некоторое недонапряжение допустимо
ввиду необходимости
Проверяем опорное сечение балки на прочность при действии касательных напряжений с учетом работы поясов:
кН/см2 (84,1 МПа)<Rср=130 МПа
то же, без учета работы поясов
кН/см2 (105 МПа)<Rср=130 МПа
Вычисляем относительный прогиб балки от вертикальных нормативных нагрузок приближенно:
< [1/n0=1/600]
где кН*см
E = 2,1*105 МПа
Определяем отношение:
>
Проверка устойчивости стенок и постановка ребер жесткости необходимы.
Назначаем расстояние между ребрами жесткости 1500 мм. Определяем сечение ребер жесткости по конструктивным требованиям норм:
Для проверки местной устойчивости стенки балки выделяем два расчетных отсека: у первой опоры, где наибольшие касательные напряжения, и второй в середине балки, где наибольшие нормальные напряжения. Так как длина отсека a=1,5 м превышает его высоту м, то напряжения проверяем в сечениях, расположенных на расстояниях см. от края отсека: длину расчетного отсека принимаем 1100 мм.
Вычисляем x1 и x2:
x1=1500-550=950 мм; x2=3000-550=2450 мм.
Проверяем местную устойчивость стенки балки первого отсека. Расположение катков кранов и эпюры Q и M показаны на рис. Опорная реакция равна:
QA=(3,55+5,05)*Р/6= 1,43 Р = 681 кН.
Средние значения изгибающего момента и поперечной силы на расстоянии x1= 0,95 м от опоры ( с учетом коэффициента α1= 1,03 на массу тормозной балки) составляют:
в сечении 1-1:
кН*м;
кН;
в середине отсека при x1= 0,95 м:
кН*м;
кН;
в сечении 2-2:
кН*м;
кН;
в середине значения момента и поперечной силы в расчетном отсеке:
кН*м;
кН.
Определяем напряжение в стенке опорного отсека при x1=0,95 м:
кН/см2 (114 МПа),
где ус = 0,5hст = 0,5*110 = 55 см;
кН/см2 (37 МПа)
Местные напряжения под колесом мостового крана равны:
кН/см2 (162 МПа),
где = 1,1 — при проверке устойчивости стенки;
P1 = 1,2*465 = 558 кН;
см;