Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:26, реферат
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий легкой промышленности. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Введение…………………………………………………………………….2
Стандартизация. Цель стандартизации…………………………………...4
Принципы стандартизации………………………………………………...5
Задачи стандартизации…………………………………………………….7
Эталоны, их классификация…………………………………………….....8
Метрологическое обеспечение испытаний продукции
для целей подтверждения соответствия…………………………………..9
Правовые основы подтверждения соответствия…………………………10
Список используемой литературы………………………………………... 14
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Стандартизация. Цель стандартизации…………………………………...
Принципы стандартизации…………………
Задачи стандартизации………………………
Эталоны, их классификация……………………………………………
Метрологическое обеспечение испытаний продукции
для целей подтверждения соответствия…………………………………..9
Правовые основы подтверждения соответствия…………………………10
Список используемой литературы………………………………………... 14
Введение.
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна
для всех стран независимо от зрелости
их рыночной экономики. Чтобы стать
участником мирового хозяйства и
международных экономических
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, производящие верхнюю одежду, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий легкой промышленности. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Стандартизация, сертификация
и метрология в том виде
как это было в плановой
экономике, не только не
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает
организационно-техническую
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Стандартизация. Цель стандартизации.
Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации —
достижение оптимальной степени
упорядочения в той или иной области
посредством широкого и многократного
использования установленных
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкреизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:
• безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
• совместимость и
• качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
• единство измерений;
• экономию всех видов ресурсов;
• безопасность хозяйственных
объектов, связанную с возможностью
возникновения различных
• обороноспособность и мобилизационную готовность страны.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно закону РК «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:
- безопасность продукции,
работ и услуг для окружающей
среды, жизни, здоровья и
- безопасность хозяйственных
объектов с учетом риска
- обороноспособность и
мобилизационная готовность
- техническая и информационная
совместимость, а так же
- единство измерений;
- качество продукции,
работ и услуг в соответствии
с уровнем развития науки,
- экономия всех видов ресурсов
Принципы стандартизации.
Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.
Можно выделить 10 важнейших принципов стандартизации:
1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию(услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги с одной стороны и требования потребителя - с другой, должны найти консенсус, который принимается как общее согласие - стремление учесть мнение всех сторон.
2. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение данного объекта как части более важной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает СОВМЕСТИМОСТЬ всех элементов сложной системы.
3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально действующие закономерности в хозяйстве страны. Однако, научно-технический процесс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.
4. Эффективность стандартизации.
Применение НД должно давать
экономический или социальный
эффект. Непосредственный
5. Приоритетность разработки
стандартов, способствующих обеспечению
безопасности, совместимости и
6. Принцип гармонизации.
Этот принцип предусматривает
разработку гармонизированных
7. Четкость формулировок
положений стандарта.
8. Соответствие законодательству,
а также нормам и правилам
надзорных органов. При
9. Комплексность стандартизации
взаимосвязанных объектов. Качество
готовых изделий определяется
качеством сырья, материалов, полуфабрикатов
и комплектующих изделий.
10. Объективность проверки
требований. Стандарты должны
Задачи стандартизации.
Основными задачами стандартизации являются:
— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
— установление оптимальных
требований к номенклатуре и качеству
продукции в интересах
— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
— установление метрологических норм, правил, положений и требований;
— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
— установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
— создание и ведение систем классификации и кодирования технико экономической информации;
— нормативное обеспечение
межгосударственных и государственных
социально-экономических и
- создание системы
- содействие реализации законодательства РК методами и средствами стандартизации.
Эталоны, их классификация.
Эталон — это высокоточная
мера, предназначенная для
Первичный эталон – это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным. Национальный эталон утверждается в качестве исходного средства измерения для страны национальным органом по метрологии. В Казахстане национальные (государственные) эталоны утверждает Госстандарт РК.