Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:59, лекция
Строительство - отрасль материального производства, обеспечивающая получение строительной продукции в результате реализации комплекса производственных процессов строительно-монтажных работ (СМР), выполняемых непосредственно на строительной площадке. Производственный процесс - совокуп¬ность ряда строительных и организационных процессов, реализуемых при выполнении СМР.
Рис 1.3. Структурная схема оптимального управления СМ:
Верхний уровень управления производит логический анализ объема информации о ходе выполнения цикла, дополнительных условиях и ограничениях, имеющих место при его реализации и принимает решение о переходе от одной операции к другой, путем включения необходимых цепей привода. В зависимости от сложности СМ и технологического цикла для реализации алгоритмов верхнего уровня используют управляющие микропроцессоры, перепрограммируемые электронные командоаппараты или контроллеры.
Ходовое оборудование в
составе ходовой части и
В качестве движителей наиболее широко используются рельсовые и пневматические колеса, гусеницы. Кроме движителя, в состав ходового оборудования входят подвеска -устройство для соединения их с рамой машины и исполнительные устройства, обеспечивающие непосредственную передачу движения на ведущие движители.
Машины, оснащённые приводом хода, называют самоходными. Упруго-демпфирующие подвески, используемые в них, обеспечивают возможность реализации высоких скоростей движения (до 60 - 80 км/ч, при требуемой плавности хода). Часть машин, не имеющих привода хода, называют передвижными.
Основными характеристиками ходового оборудования являются:
Рабочее оборудование строительных машин – система механизмов, участвующих в непосредственной реализации рабочего процесса. Рабочее оборудование включает рабочий орган, механизмы крепления его к раме машины и исполнительное устройство привода.
Рабочее оборудование предназначено для реализации энергии привода, на выполнение рабочего процесса. Рабочее оборудование по технологическому назначению разделяют на группы по аналогии с классификацией СМ: грузоподъемное, погрузочное - разгрузочное, землеройное, уплотняющее, дробильное, сортировочное, отбойки и бурения и другое.
Рабочими органами СМ являются детали или механизмы, непосредственно взаимодействующие с объектом (средой) обработки. Сам процесс "взаимодействия называется рабочим процессом. По технологическому признаку различают рабочие процессы подготовительные основные и финишные, а также транспортные. Конструкция рабочего органа определяется видом реализуемых операций (грузозахватные, грузонесущие, режущие, уплотняющие, буровые, измельчающие...) и режимом их осуществления (статическим, динамическим).
Динамические режимы более интенсивны и в ряде технологических операций находят более широкое применение. Среди указанных режимов наиболее часто используются вибрационные и виброударные, создаваемые с помощью соответствующих механизмов.
Размеры рабочих органов входят в число основных, а иногда и главных параметров СМ. Так, например, вместимость ковшевых рабочих органов часто является главным параметром всей машины (одноковшовые экскаваторы, скреперы и пр.)
Часто машины оснащают различными видами рабочих органов (инструментов), или разными видами рабочего оборудования. Такие машины называют универсальными, т.е. выполняющими различные виды рабочих процессов: копание грунта, его уплотнение, бурение и пр.
Характеристиками рабочего оборудования является:
Реализация перемещений рабочего органа внутри зоны действия и рабочей зоны производится исполнительными устройствами привода с помощью элементов (механизмов) рабочего оборудования.
Мощность энергопотока подводимая от первичного двигателя к рабочему органу и движителю с учётом имеющихся потерь, оцениваемых КПД, характеризует те реальные энергетические затраты, которые могут быть реализованы для выполнения рабочих и транспортных операций.
Привод машины имеет два вида цепей передачи энергопотока: силовые и управления. В силовых цепях реализуется до 98% энергии первичных двигателей, а в цепях управления - от 2 до 5 %. В результате подвода энергопотока к рабочему органу СМ, и взаимодействия его с объектом обработки по соответствующей программе, происходит выполнение рабочего процесса, в результате чего получают продукцию.
Интенсивность реализации отмеченных операция - их производительность (П), прямо пропорционально подводимой мощности энергопотока.
Для оценки эффективности реализации энергопотока привода вводят понятие энергоёмкости рабочего процесса - затрат энергии, требуемых на получение единицы продукции.
В качестве этого показателя кВт/ед. прод. принимают:
Nдв/П, либо
Nро/П=Nдвηтр·ηро/П,
где Nдв- мощность на валу первичного двигателя, кВт;
Nро - мощность, реализуемая на рабочем органе, кВт;
ηтр ηро - КПД соответственно трансмиссии и рабочего оборудования СМ.
Реализацию рабочих
процессов стремятся
Еще одной структурной составляющей СМ является ее несущая система. Она выполняет роль базовой поверхности(базы) при конструктивной реализации СМ, обеспечивая координацию положения агрегатов, узлов и систем рассмотренных ранее структур. Основными характеристиками несущей системы СМ являются ее прочность, жесткость, мобильность, устойчивость к опрокидыванию.
1.4. Классификация и индексация строительных машин.
Термин строительные
машины (СМ) рассматривается как
собирательное понятие
Строительно-дорожных машин (СДМ),горных машин, машин и оборудования стройиндустрии, автотракторного транспорта и коммунальных машин.
Каждый из отмеченных классов техники имеют свою классификацию.
За основу классификации СМ принимают обычно обобщенную классификацию СДМ, включающую следующие подклассы:
Указанные подклассы машин дополняют «средствами автотракторного транспорта», а так же «машинами и оборудованием дробления и сортировки каменных материалов»
Внутри каждого подкласса имеются отдельные группы и подгруппы машин.
В состав каждой подгруппы могут входить несколько видов СМ, каждый из которых может иметь отличное конструктивное исполнение-подвид, который, в свою очередь, может включать несколько моделей.
Представленная
Разработка моделей машин каждого типа («конструкции») осуществляется на базе их типоразмерных рядов, составляющих геометрическую прогрессию с коэффициентом «2,0; 1,6; 1,25…» по значению главного параметра СМ с учетом из производительности и универсальности методом агрегатирования.*
Разделение СМ на подклассы проведено по классификационному признаку, отражающему вид строительных работ выполняемых ими. Особым подклассом в ней является подкласс «ручных машин», представители которого используются для широкого спектра строительных работ, но выделены отдельно в связи с их особым конструктивным исполнением.
Среди СМ условно выделяют средства малой механизации «СММ», куда включают малогабаритные машины, используемые в стесненных условиях строительства из разных подклассов и групп, а также машины для отделочных работ и ручные машины. СММ строительства используется для выполнения как основных (миниэкскаваторы, погрузчики, …) так и вспомогательных операций большинства СТП.
Внутри приведенных подклассов СМ имеются машины общего назначения и специальные. Последние используются в особых случаях строительства: гидротехнического, высотного, подземного, подводного, и особых видов работ: реконструкции зданий, приготовления грунтовых, асфальтобетонных смесей и т.д., а также в условиях температурного диапазона и влажности отличных от обычных.
В зависимости от места расположения пульта управления, безопасности и условий труда оператора выделают 4 группы СМ. В СМ первых двух групп пульт управления расположен на самой машине. В машинах первой группы он находится в кабинах, обеспечивая повышенный уровень комфортности (краны, погрузчики, экскаваторы, землеройно-транспортные машины) в сравнении с машинами 2 группы, не имеющими кабин (катки, бетоноотделочные машины, …)
В третью группу включены машины, работающие в стационарных условиях, или имеющие пульты дистанционного управления (молоты, бетоносмесительные установки, бетононасосы, а также группы машин подземного и подводного исполнения).
К четвертой группе относятся машины и механизмы управляемые и перемещаемые вручную (подкласс ручных машин, а также ручная лебедка, вибраторы и другие).
Модели машин каждого типа имеют свой индекс. Структура и форма индексации не является единой и определяется разработчиками машин. Во всех случаях она включает буквенно – цифровые обозначения. Начальные буквы индексации определяют подкласс или группу СМ, цифровая часть – значение главного параметра, а последующая буквенная часть, при ее наличии, очередную модернизацию модели (А, Б, В, Г …) и основные климатические исполнения (ХЛ – для холодного климата, Т – тропического климата, ТВ – тропического влажного климата). Наиболее часто СМ основных групп указанных подклассов имеют следующие начальные буквенные индексы
Так, группа экскаваторов подкласса «машин для земляных работ», - Э. При этом подгруппа экскаваторов одноковшовых – ЭО, а траншейных - ЭТЦ, или ЭТР, в зависимости от конструкции рабочего оборудования: цепного или роторного.
Подкласс «дорожных машин», включающий в частности отдельные группы машин для обработки грунта, в качестве основного буквенного индекса имеет начальную букву Д. Основные группы машин обозначают так: ДП – подготовительных работ, ДЗ – землеройно-транспортные, ДУ – уплотнение грунтов и строительных составов, ДЭ – эксплуатации и ремонта, и т.д.
Подкласс машин для буровых
работ имеет буквенное
Подклассы строительных машин для свайных, бетонных и отделочных работ - соответственно: СП, СБ, СО, где буквы С - строительные, а П, Б и О- вид работ.
Подкласс ручных машин – механизированного инструмента имеет (начальное буквенное обозначение И - инструмент) внутри этого подкласса машины с различным видом привода обозначают: ИЭ – с электроприводом; ИП – с пневмоприводном; НГ- с гидроприводом; ИМ – с мотоприводом, и вибраторы – ИВ.
Средства транспорта, входящие в состав разных подклассов наиболее часто в качестве начальной буквы индекса имеют букву Т. Кроме средств автотракторного транспорта сюда входят подъёмники, конвейеры, погрузочно-разгрузочные машины подкласса «подъёмно-транспортных машин» (ПТМ). Машины подгруппы «кранов» подкласса ПТМ обозначают буквой К: КБ – краны башенные, КС- краны стреловые самоходные, КК – краны козловые.
Буквенная индексация основных групп машин подкласса «машины и оборудование» дробления и сортировки каменных материалов содержит три буквы: одна из них отражает наименование группы машин: Д – дробилки, Г – грохоты, а другие конструктивное исполнение и область применения: ЩКД – щековая дробилка крупного дробления; ГИС – грохот инерционный среднего типа.
Для характеристики машин применяют
набор классификационных
Информация о работе Строительные машины в современном строительном производстве