Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:26, контрольная работа
Реакция человека на цвет имеет комплексный характер и несколько аспектов; аспект физиологический, когда наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия его на наблюдателя, от условий наблюдения; аспект психологический, признающий за цветом самостоятельную и активную роль, способность вызывать ассоциации и эмоционально окрашивать реакцию человека; аспект эстетический, исходной предпосылкой которого является признание за цветом способности гармонизовать цветовую схему интерьера.
Введение 3
1. Изучение цветового воздействия 4
2. Информационная сущность цвета 6
3. Психофизиологическое воздействие цвета 8
4. Цветовое решение производственных помещений 10
5. Функциональная окраска и знаки безопасности 13
Заключение 16
Список литературы 17
ТЕМА: Цвет интерьеров промышленного здания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Изучение цветового воздействия
2. Информационная сущность цвета
3. Психофизиологическое
4. Цветовое решение
5. Функциональная окраска и
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук.
Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности воздействия различных цветов и их сочетаний на настроение и работоспособность людей.
Трудовая деятельность
людей большинства профессий
протекает в искусственных
Реакция человека на цвет имеет комплексный характер и несколько аспектов; аспект физиологический, когда наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия его на наблюдателя, от условий наблюдения; аспект психологический, признающий за цветом самостоятельную и активную роль, способность вызывать ассоциации и эмоционально окрашивать реакцию человека; аспект эстетический, исходной предпосылкой которого является признание за цветом способности гармонизовать цветовую схему интерьера.
Задачей специалистов (архитекторов, физиологов, психологов, инженеров, гигиенистов), занимающихся разработкой цветовой окраски интерьеров, является создание в цехах оптимального цветового климата, под которым понимают художественно осмысленное, рационально подобранное с учетом психофизических требований сочетание цветов в помещении.
1. ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Изучение цветового воздействия имеет многовековую историю, и нашими сегодняшними сведениями о реакциях человеческого организма на цветовые раздражения внешней среды человечество обязано как априорным данным художников и архитекторов, так и фактологическому материалу и выводам, сделанным представителями точных наук.
Естественные науки накопили большой экспериментальный материал о влиянии цвета на человеческий организм. Методы оценки цветового воздействия включают опрос, использование тестовых таблиц и инструментальные замеры, так как психофизиологическая реакция человека на цвет объясняется наличием связи между цветовым зрением и вегетативной нервной системой (по данным Л. Орбели, С. Кравкова и др.). В начале XX века появились работы М. Догеля, Тривуса, Стефанеску-Гоанга, в которых авторы указывали на существование прямой зависимости между изменениями цветового освещения и частотой и амплитудой колебания пульса человека.
Ш. Фере, В. Шеварева, Е. Плотникова, А. Князева, Г. Каменская изучали влияние цвета на работоспособность. Работа Ш. Фере была одной из первых, в которой указывалось на зависимость между цветом света и мышечной работоспособностью. Автор провел две серии опытов. В первой серии он с помощью динамометра измерял демогенную силу руки при разном цвете света и получил данные, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 – Данные измерений
Цвет света |
Данные динанометра (кГм) |
Красный |
42 |
Оранжевый |
35 |
Жёлтый |
30 |
Зелёный |
28 |
Синий |
24 |
Во второй серии опытов Фере производил измерения с помощью эргографа и сделал следующие выводы: при очень кратковременной работе красный цвет повышает производительность; оранжевый, желтый и зеленый действуют подобно дневному свету; синий и фиолетовый намного снижают производительность; прерывающееся действие цвета, т. е. отдых в условиях белого дневного света после труда при другом освещении, значительно повышает производительность.
Приведенные выше работы позволили рассматривать цвета средневолновой части спектра в качестве "оптимальных", но это еще не могло быть решением проблемы цветового климата в целом. Исследования середины ХХ века показали, что физиологические сдвиги происходят у человека под воздействием насыщенных и ярких цветов (Ф. Ламперт, 1968). Исследования Е. Юстовой (1948), Г. Каменской (1967),. Н. Беляевой (1978) показали, что на цветовую зрительную адаптацию и зрительное утомление влияет в основном насыщенность цвета, а не цветовой тон излучения.
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ЦВЕТА
Встречающиеся в природе цвета разделяют на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета (белый, серый и черный) отличаются один от другого только светлотой. Хроматические (все цвета, кроме белого, серого и черного) отличаются друг от друга, кроме того, по цветовому признаку.
Хроматические цвета, расположенные по кругу в спектральном порядке между фиолетовым и красным, образуют цветовой круг (рис. 1).
Рис.1 – Цветовой круг
Цвета, находящиеся в круге рядом, образуют гармоническое сочетание, которое может состоять из двух, трех или более цветов, а цвета, расположенные диаметрально один против другого, называют взаимно дополнительными.
Оптическое смешение любой пары взаимно дополнительных цветов солнечного спектра в равном отношении теоретически дает белый цвет, а помещенные рядом, эти цвета обладают способностью усиливать друг друга.
Для более точного и всестороннего определения любого цвета и оттенка, понятного и равнозначного для всех и в любых условиях, цвет характеризуется тремя параметрами: цветовым тоном (длиной волны), насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Несовпадение любого из этих параметров указывает, что перед нами два различных цвета.
Различие между цветовыми тонами, называемое цветовым контрастом, становится более заметным с увеличением расстояния между цветами в круге (рис. 2).
Рис. 2 – Основные контрастные гармонии
Максимальный цветовой контраст наблюдается между парой взаимно дополняющих цветов (например, между красным и зеленым). Это свойство цветов используют в отделке интерьеров; так как, при желании создать спокойный цветовой контраст применяют цвета, расположенные в цветовом круге рядом или в одной его четверти, а если хотят оформить интерьер на больших цветовых контрастах, прибегают иногда к взаимно дополнительным цветам.
Цветовые пятна с одинаковой цветностью могут иметь разную яркость, т. е. одни из них могут казаться светлее или темнее других. Этот контраст относят к яркостным. Эффекты яркостного контраста используют в случае необходимости выделить в помещении детали сигнального назначения. Яркостный контраст может компенсировать такие недостатки зрения у работающих, как неполное цветовосприятие.
Использование в интерьере одновременного контраста (и цветового, и яркостного) дает возможность зрительного исправить недостатки конфигурации помещения, например удлиненное помещение будет казаться более коротким. Явление одновременного контраста проявляется тем сильнее, чем выше цветовой и яркостный контрасты, взятые вместе.
3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА
В проекте окраски
интерьера производственного
Общий характер психофизиологического воздействия различных цветов представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Общий характер психофизиологического
воздействия различных цветов
Кроме того, установлено, что скорость возникновения зрительных ощущений от раздражителей разного цветового тона неодинакова. Скорость нарастания силы ощущения цветовых тонов равной интенсивности, как правило, возрастает по мере перехода от цветов коротковолновых к цветам длинноволнового участка спектра. При этом с изменением интенсивности освещения порядок нарастания скорости зрительного ощущения различных цветовых тонов не изменяется.
Это означает, что красный, оранжевый и жёлтый при всех условиях могут вызвать реакцию быстрее, чем цвета коротковолнового участка и, следовательно, их целесообразно использовать в промышленных зданиях для сигнализации об опасности, запрете каких-либо действий, а также для обозначения наиболее активных или потенциально опасных веществ. Средняя скорость возникновения реакции на зеленый и синий цвет меньше и
поэтому логично применять их для информации о мероприятиях и средствах безопасности, для обозначения менее активных, нейтральных и безопасных материалов и т.п.
Из весьма кратко охарактеризованных здесь закономерностей и особенностей восприятия цвета вытекают основные принципы цветового решения внутреннего пространства промышленных зданий, которые помимо зависимости от психофизиологических факторов должно также формироваться по определенному архитектурно-композиционному замыслу, учитывающему последовательность восприятия отдельных частей интерьера во времени.
4. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Цветовое решение
–– общего характера работ;
–– степени точности работ;
–– характера и интенсивности освещения, в том числе спектрального состава света, обусловленного типом источника или ориентацией помещения по сторонам горизонта;
–– санитарно-гигиенических
–– особенностей объемно-пространственной структуры интерьера;
–– требований техники безопасности
(сигнально-предупреждающая и
–– наличия поверхностей, не подлежащих цветовой отделке и окраске, или таких, цвет которых назначается исключительно по правилам применения функциональной окраски.
В зависимости от вида и характера производства, а также климатического района строительства и ориентации здания по странам света для окраски интерьера выбирают холодную или теплую гамму цветов, так как ощущение тепла или холода меняется в зависимости от того или иного цветового окружения. Рекомендуется применять теплую гамму цветов в неотапливаемых зданиях и цехах, расположенных в холодных районах, а также в зданиях с северной ориентацией остекленных поверхностей. Холодную гамму следует применять в цехах с избыточными тепловыделениями, а также в южных районах строительства или имеющих южную ориентацию.
Первое дифференцирование вытекает из деления цветов в производственных помещениях в зависимости от занимаемой ими площади в интерьере на три группы – основные, вспомогательные и акцентные.
Следующее дифференцирование цветов зависит от расположения той или иной поверхности или архитектурной формы во внутреннем пространстве интерьера.
Элементы покрытия одноэтажных, а также потолки, и конструктивные элементы многоэтажных промышленных зданий обычно бывают затенены, так как получают свет преимущественно за счет отражения его от других поверхностей интерьера.
Стены и оборудование, которые наряду с обрабатываемыми деталями и материалами и их непосредственным фоном на рабочих поверхностях обычно оказываются в поле зрения работающих и составляют основной элемент их окружения, должны иметь меньшую яркость и, следовательно, в целом менее светлую, чем в верхней зоне интерьера, отделку.
Наименее светлую отделку обычно имеют полы и примыкающие к ним подверженные загрязнению части стен и оборудования.