Чудеса света

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.
Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.7 чудес света: статуя зевса олимпийского

Вложенные файлы: 1 файл

0442956_2486D_chudesa_sveta.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального  зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.

В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.

Когда слухи об этом дошли  до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после  долгих переговоров и множества  взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские ученые по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".

Убедившись в том, что  Галикарнасский музей надо искать в  Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.

За девять месяцев, проведенных  в Будруне, Ньютон отыскал обломки  мавзолея, а под слоем земли  и мусора - еще четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к  концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряженные в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу. 

 

Мир готов для новых чудес

Список как будто взят из каталога какого-нибудь бюро путешествий: Акрополь, статуя Свободы, величественные, овеянные легендами статуи острова Пасхи, Эйфелева башня, сказочный замок  Нойшванштайн, Тадж-Махал. Все они отмечены точками на карте туристов-путешественников.

К тому же они входят в  список 21 лучшего архитектурного сооружения мира. Семь из них войдут в историю  как самые впечатляющие и прославленные  шедевры архитектуры. Речь идет о  семи чудесах света, на сей раз нового времени. Античные чудеса света уже выглядят слишком древними, и их нужно дополнить блестящими достижениями "современности".

Идея проекта принадлежит  швейцарцу Бернарду Веберу, который  с 2000 года посвятил себя чудесам этого  света. Половину средств, вырученных от этого мирового представления, он обещает потратить на реставрацию памятников культуры.

Ему оказывает серьезную  поддержку комитет из семи известных  архитекторов, в который входят среди  прочих Заха Хадид из Великобритании, Сезар Пелли из Аргентины, а также уроженец Вены Гарри Зайдлер, который уже в течение многих десятилетий работает в Австралии. Под председательством бывшего генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора сейчас был проведен более узкий отбор, в ходе которого старались соблюдать принцип равновесия и политкорректности. Австрия не удостоилась особой чести, ни один из памятников австрийской архитектуры не попал в "топ 21".

Сейчас все жители Земли могут сказать свое слово. До конца 2006 года каждый может голосовать за своих фаворитов, чтобы выбранный ими архитектурный памятник попал в ранг избранной "семерки". На сегодняшний момент в интернете проголосовало уже 19 млн человек.

Тем не менее, некоторая безвкусица, связанная с этим глобальным событием, остается: транслировать выборы в конце 2006 года будет телекомпания Endemol, которая до сих пор занималась не очень претенциозными проектами (такими, как "Большой брат", например).

           Идея создать "список лучших", конечно, не является чем-то новым. Семь чудес света времен античности Антипатр из Сидона назвал еще во II веке до н.э. – в качестве рекомендаций по путешествиям для испытывающих потребность в самообразовании античных туристов.

Висячие сады, Колосс Родосский, гробница Мавсола, Фаросский маяк, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды – из былых достопримечательностей до наших дней сохранилась только одна – пирамиды в Гизе. И в XXI веке н.э. они могут быть выбраны чудом света. Они тоже номинированы.

 

<< Чудеса света    

                                                Храм Артемиды Эфесской.

 

Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали  или гибли от нередких здесь землетрясений  и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы.

В архитекторах, художниках и скульпторах  недостатка не было. Лучшим был признан  проект знаменитого Херсифрона. 7 чудес  света: храм артемиды эфесскойТот предложил  строить храм из мрамора, причем по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства  в Эфесе заставил задуматься архитектора  над тем, как обеспечить храму  долгую жизнь. Решение было смелым и  нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма  было сплошной инженерной головоломкой, о чем есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчетах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашел гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колеса послушно покатывались за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон  оказывался бессильным, на помощь ему  приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия, Херсифрон  не смог уложить на место каменную балку порога. Нервы архитектора после нескольких лет труда, борьбы с недобросовестными подрядчиками, отцами города, толпами туристов и завистливыми коллегами были на пределе. Он решил, что эта балка - последняя капля, и начал готовиться к самоубийству. Артемиде пришлось принять срочные меры: Утром к запершемуся в "прорабской" архитектору прибежали горожане с криками, что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной  смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры.

Как он был украшен, какие стояли в нем статуи и какие там  были фрески и картины, как выглядела  сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Все, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории  нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал еще никто. Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - все  это оказалось отличной пищей  для огня. С треском лопались балки  перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую  страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало  подобной идеи? Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов  и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Еще несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжег наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить  с притязаниями Герострата одним  ударом и совершили трагическую  ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде  и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе. Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли…

А храм эфесцы решили построить  вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.

Правда, на этот раз строительство  заняло считанные годы. И заслуга  в том давно уже умершего Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в еще больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 - в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причем часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас.

Этот храм и был  признан чудом света, хотя, может  быть, больше оснований к этому  званию имел первый, построенный Херсифоном.

"После того как  некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма",- пишет Страбон.

Внутри храм был украшен  замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но еще более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении  греческое античное искусство - это  в первую очередь скульптура, затем  архитектура. А вот греческой  живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней,- одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

В храме находился  портрет Александра Македонского (художник Апеллес), в виде полководца с молнией  в руке, подобно Зевсу. Там же в  храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погруженных в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна...

Расчеты архитекторов, построивших  храм на болоте, оказались точными. Храм простоял еще половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу  и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм все еще стоял.

Когда Эфес попал под  власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную  облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А еще через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались  английскому археологу Вуду, чтобы  отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент  храма был вскрыт только в нашем  веке. А под ним - следы храма, сожженного Геростратом.

 

< Чудеса света     

Египет. Большой  сфинкс.

 

Загадка Сфинкса (арабское название означает «Отец Ужаса») не даёт покоя людям не меньше чем  пирамиды. Хотя сейчас египтологи убеждены, что Сфинкс датируется эпохой IV династии, мы сталкиваемся с полным отсутствием упоминания о нем в текстах Древнего царства. Почему же видные современные ученые продолжают связывать Сфинкса с Хафрой (египетский фараон IV династии конца 27 - начала 26 вв. до н. э. Более известен под древнегреческом именем Хефрен) и настаивать, что «(его) датировка временем IV династии Древнего царства... больше не подлежит сомнению»?

Одна из причин — слог, высеченный на гранитной стеле, которая  стоит между передними лапами монумента, и использовавшийся как  доказательство того, что Сфинкса воздвиг Хафра.

Информация о работе Чудеса света