Глава 3. Реимпорт. Проблемы правовых
аспектов и возможные пути их устранения.
3.1. Проблемы при применении
таможенных процедур.
Главное управление организации
таможенного контроля ФТС России ведет
постоянный мониторинг по применению
экономических таможенных режимов. Его
результаты показывают, что участники
внешнеэкономической деятельности по-прежнему
не используют в полной мере те возможности,
которые им дает законодательство, несмотря
на то что уже минуло полтора года с момента
ввода в действие нового Таможенного кодекса
РФ. участники внешнеторговой деятельности
не спешат воспользоваться преимуществами,
которые им предоставил новый Таможенный
кодекс. В частности, это касается упрощения
технологии оформления товаров.
По-прежнему остро стоит проблема,
связанная с тем, что не урегулированы
в законодательном плане вопросы применения
запретов и ограничений неэкономического
характера при перемещении товаров. Таможенным
кодексом предписано только, что ограничения
эти должны применяться, а конкретно в
каких случаях и в какой форме это отнесено
к действию других законов. Но беда в том,
что в этих законах конкретных оговорок
о порядке применения ограничений в различных
случаях не имеется.
Очень злободневный сейчас
вопрос применение сертификатов соответствия
и сертификатов безопасности. В законе
"О техническом регулировании", например,
лишь в отношении одного случая внесена
определенность. В нем записано, что при
отказе в пользу государства владельцу
товара не требуется предъявлять эти сертификаты,
но по остальным случаям фактически ничего
нет. В европейских странах в ряде случаев
подписывается соглашение между таможней
и заинтересованной компанией, как правило,
крупной. По данному соглашению компания
в рамках закона получает определенные
послабления и, со своей стороны, обязуется
соблюдать законодательство, гарантирует
предоставление дополнительной отчетности
и ведение учета по устраивающей таможню
форме.
По российскому законодательству
таможня не может устанавливать для фирмы
определенную систему учета. Хотя нам
очень бы хотелось иметь такое право для
экономических таможенных процедур, в
особенности, связанных с переработкой
товаров. Многие организации сейчас наладили
связи с нашими соседями и возят туда товары
из Европы через российскую территорию.
Они заключают два контракта купли-продажи
один с европейским поставщиком товара,
а второй с покупателем этого товара в
соседнем государстве. Самый удобный для
такого бизнеса таможенная процедура
реэкспорт. Но некоторые предприниматели
просто не знают, как это сделать. Поэтому
они ввезенный на территорию России товар
выпускают для внутреннего потребления
и при этом уплачивают ввозную пошлину,
НДС, в ряде случаев акциз, а потом вывозят
свой товар в режиме экспорта. Налог на
добавленную стоимость они таким образом
себе возвращают, но пошлина остается
у государства. Для предпринимателя это
накладно. Есть еще причина, по которой
фирмы не используют процедуру реэкспорта,
плохо поставленная логистика. Для минимизации
издержек поставки надо осуществлять
таким образом, чтобы товар как можно меньше
находился на территории России.
Редко в таком бизнесе товары
помещают и под процедуру таможенного
склада с использованием так называемой
консигнации (ввоз товаров на хранение
с последующей продажей). А это на самом
деле очень удобно. Процедура таможенного
склада предусматривает хранение товара
в течение трех лет без уплаты пошлин и
налогов и неприменения к нему запретов
и ограничений экономического характера.
За это время можно найти покупателя как
внутри страны, так и за рубежом. И даже
можно вернуть товар назад поставщику.
Допускается перепродажа товара на самом
складе (это новое положение в Таможенном
кодексе, заимствованное из зарубежного
опыта), причем неоднократная и из разных
товарных партий. Все права и обязанности
по уплате пошлин и налогов при перепродаже
на складе переходят к новому владельцу.
При этом пошлины и налоги уплачиваются
только в том случае, если товар выпускается
для внутреннего потребления. В кодексе
прописано, что вернуть назад в реимпорте
(соответственно без уплаты пошлин и налогов)
товары, ранее экспортированные или временно
вывезенные, можно в течение трех лет с
момента их вывоза из России. Но есть сферы
сотрудничества, например, военно-техническая,
где связи с иностранными государствами
осуществляются на долгосрочной основе,
превышающей трехлетний срок. Когда приходит
время их возвращать, выясняеттся, что
без уплаты пошлин и налогов сделать это
нельзя, так как они не входят в очень узкий
перечень товаров (оборудование для строительства,
промышленного производства и геологоразведки),
для которых срок действия режима реимпорта
можно продлевать. А изделия и материалы,
поставляемые в рамках военно-технического
сотрудничества, как правило, очень дорогостоящие.
Конечно, мы идем навстречу заинтересованным
организациям, потому что другого выхода
у нас просто нет. Необходимо как можно
скорее расширить перечень товаров, в
отношении которых можно продлевать сроки
реимпорта.
Очень много возникает вопросов
из-за неточностей формулировок закона
о применении в отношении транспортных
средств (используемых для обслуживания
товарных потоков) режимов временного
ввоза и временного вывоза. Нет четко прописанных
условий их полного освобождения от пошлин
и налогов.
В соответствии с Решением Межгоссовета
ЕврАзЭС на уровне глав государств
от 27.11.2009 № 15 предложения, касающиеся
введения, применения, изменения или прекращения
действия мер регулирования внешней торговли
товарами в отношении государств, не входящих
в таможенный союз, в рамках переданных
Комиссией таможенного союза полномочий
представляются в Секретариат Комиссии
таможенного союза уполномоченным органом
государственной власти, который определен
каждым из государств-членов таможенного
союза для взаимодействия с Комитетом
по вопросам регулирования внешней торговли.
Предложение по мерам регулирования внешней
торговли сопровождается справочными
материалами, содержащими обоснование
необходимости принятия решения Комиссии
таможенного союза.
Для рассмотрения вопроса об
изменении ставок ввозных таможенных
пошлин Комиссией таможенного союза со
стороны Российской Федерации необходимо
принятие положительного решения Правительственной
комиссии по экономическому развитию
и интеграции. Для рассмотрения вопроса
на данной комиссии субъекту хозяйствования
необходимо направить предложения с обосновывающими
материалами в подкомиссию по таможенно-тарифному
и нетарифному регулированию, защитным
мерам во внешней торговле Правительственной
комиссии по экономическому развитию
и интеграции. Все верно, при разработке
кодекса удалось создать реальную законодательную
базу, обеспечивающую единообразие подхода
к вопросам порядка таможенного декларирования
в государствах - членах Таможенного союза.
Если в каких-то других вопросах ряд проблем
мы еще можем регулировать на уровне национальных
законодательств, то в части таможенного
декларирования, на мой взгляд, это недопустимо.
Здесь хочу особое внимание обратить на
статью 191 ТК ТС, которая определяет порядок
изменения и дополнения сведений, заявленных
в таможенной декларации. До недавних
пор в России у таможенной службы и бизнеса
возникали проблемы из-за отсутствия в
Таможенном кодексе РФ нормы, позволяющей
вносить изменения в декларацию на товары
после выпуска. В статье 191 союзного кодекса
такая норма существует, но так как этот
вопрос носит технологический характер,
порядок внесения изменений в декларацию
на товары определен решением КТС от 20.05.2010
N 255. Считаю, что эксперты сумели урегулировать
данную проблему максимально четко и детально.
3.2. Возможные пути совершенствования
правовой базы таможенной процедуры
реимпорта.
Практика применения нового
таможенного законодательства выявила
значительное количество проблемных вопросов.
Часть из них связана с неурегулированностью
отдельных вопросов, отсутствием необходимых
нормативно-правовых документов, касающихся применения
перспективных технологий таможенного
оформления товаров и транспортных средств.
Связано с тем, что используемые таможенными
органами программные средства должны
обеспечивать реализацию положений союзного
кодекса, решений Комиссии Таможенного
союза и соглашений. Для таможен необходимо
повысить ответственность, обеспечить
личный контроль по вопросам таможенного
оформления и таможенного контроля товаров
и транспортных средств в условиях действия
Таможенного кодекса Таможенного союза,
а также как таможенным органам, так и
участникам ВЭД необходимо дальше осваивать
новые нормы и правила, чтобы обеспечить
уверенное, грамотное и эффективное их
использование в процессе таможенного
оформления и таможенного контроля.
Так же необходимо уделить внимание
на управление рисками в сфере применения
таможенных процедур в Таможенном союзе. Определение
рисков в таможенной службе заключается
в том, что риск - это возможные нарушения
таможенного законодательства в процессе
таможенного контроля при выпуске товаров
(а также налогового, валютного или иных
видов законодательства в сфере таможенного
дела). При этом, неблагоприятные исходы
при таможенных рисках это - выпуск партии
товаров при наличии нарушений законодательства
(при этом ущерб наносится интересам государства)
или необоснованная задержка товаров
(в этом случае потери несут предприниматели).
Тогда общий ущерб от неблагоприятных
исходов, будет представлять собой сумму
потерь предпринимателей и государства,
может быть выражен в денежной форме. Так,
потери государства складываются из недопоступлений
таможенных платежей в федеральный бюджет
по причине недостоверного декларирования
товаров, необоснованного возврата НДС
участникам внешнеэкономической деятельности,
потерь отечественных производителей
при занижении цен на импортные товары.
Потери импортеров и экспортеров складываются
из издержек в результате порчи товаров
и увеличения срока их реализации.21
Управление риском сфере применения
таможенных процедур на таможенной территории
Таможенного Союза это систематическая
работа по разработке и практической реализации
мер по предотвращению и минимизации рисков,
оценке эффективности их применения, а
также контролю за применением таможенных
процедур и таможенных операций, предусматривающая
непрерывное обновление, анализ и пересмотр
имеющейся у таможенных органов информации.
Таможенные службы России, Белоруссии
и Казахстана с целью организации информационного
взаимодействия для подтверждения фактического
вывоза товаров через внешнюю границу
Таможенного союза рассмотрели программу
проведения внутригосударственных процедур,
необходимых для подписания проекта Договора
об Объединенной коллегии таможенных
служб государств-членов Таможенного
союза и проекта Соглашения об особенностях
применения Таможенной конвенции о международной
перевозке грузов с применением книжки
МДП /от 14.11.1975/ на таможенной территории
Таможенного союза.
В ходе встречи в том числе обсуждались
проблемные вопросы, возникающие при реализации
Временной технологии информационного
взаимодействия таможенных органов государств-членов
Таможенного союза при контроле за перевозками
товаров в соответствии с таможенной процедурой
таможенного транзита, утвержденной 11
марта 2010 года.
Киотская конвенция оказывает максимальное содействие
развитию международной торговли, устраняя
расхождения в таможенных процедурах
и правилах, а также упрощая их и гармонизуя,
без ущерба для эффективности таможенного
контроля. Преамбула Конвенции определяет
основные принципы деятельности сторон.
В частности, таможенные процедуры должны
быть предсказуемыми, последовательными
и прозрачными; необходимая информация,
касающейся таможенного законодательства,
должна предоставляться в полном объеме;
при осуществлении таможенного регулирования
должны применяться современные методы,
такие как контроль на основе управления
рисками, аудит, и максимальное практическое
использование информационных технологий.
Присоединяясь к Конвенции, Россия принимает
на себя обязательства выполнять нормы
и принципы Генерального приложения, являющегося
ее неотъемлемой частью. Оно содержит
базовые принципы и правила контроля,
оформления, процедур, платежей, взаимоотношений
между таможенными органами и участниками
внешнеэкономической деятельности, разрешения
споров по таможенным вопросам и т.д.
На дальнейшее формирование
правовой базы таможенного союза в рамках
ЕврАзЭС направлено Соглашение, ратифицированное
в тот же день российскими сенаторами.
Оно заключено с целью обеспечения благоприятных
условий торговли таможенного союза с
третьими странами и дальнейшего развития
экономической интеграции сторон таможенного
союза.
Спорные вопросы разрешаются
путем переговоров, а при невозможности
их урегулирования - в Суде Евразийского
экономического сообщества.
Парламент Казахстана уже ратифицировал
данное соглашение, а Белоруссии осуществляются
внутригосударственные процедуры по его
ратификации.
РФ приняла Федеральный
закон Государственной Думой 20 октября
2010 года и одобрен Советом Федерации 27
октября 2010 года., а Президент подписал
Федеральный закон «О присоединении Российской
Федерации к Международной конвенции
об упрощении и гармонизации таможенных
процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола
о внесении изменений в Международную
конвенцию об упрощении и гармонизации
таможенных процедур от 26 июня 1999 года». Данным законом предусмотрено
присоединение Российской Федерации к
Международной конвенции об упрощении
и гармонизации таможенных процедур от
18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении
изменений в Международную конвенцию
об упрощении и гармонизации таможенных
процедур от 26 июня 1999 года, являющееся
необходимым этапом на пути вступления
Российской Федерации во Всемирную торговую
организацию.
Беларусь в Европейском союзе
10 января представила в секретариат Всемирной
таможенной организации подтверждение
о присоединении Беларуси к Международной
конвенции об упрощении и гармонизации
таможенных процедур. Беларусь стала 72
государством, присоединившимся к Киотской
конвенции.
Заключение.
Таможенное дело – это один
из базовых институтов любой экономики.
Особенно важна его роль в государствах,
которые осуществляют переход от централизованной
экономики к рыночной.
Это прямо относится к России:
при таких масштабных переменах, какие
сейчас происходят в нашей стране, необходимо
опираться на те инструменты, которые
изначально, в силу своей природы, должны
быть проводниками рыночных реформ.
В настоящее время установился
определенный баланс функций Всемирной
таможенной организации по созданию оптимального
режима обслуживания добросовестных участников
международной торговли и эффективному
пресечению правонарушений недобросовестных
и криминалитета.
Используя преимущества таможенного
союза, вытекающие из применения единого
таможенного тарифа и общей торговой,
в том числе тарифной политики стран-членов,
ЕС не только успешно защищает свой внутренний
рынок, но и добивается путем предоставления
преференций отдельным странам и группам
стран благоприятных условий доступа
европейских предприятий на внешние рынки.22
Единый кодекс принес больше
плюсов участникам ВЭД: отмена таможенного
контроля на границах с Белоруссией, выдача
лицензий на ввоз ряд товаров по единым
правилам. по данным ФТС, из-за отмены сборов
за оформление на границе с Белоруссией
и Казахстаном сборы за таможенное оформление
в 2010 г. упали по сравнению с 2009 г в 3,7 раза
- до 39,6 млрд рублей. В любом случае существенно
российский бюджет не пострадал - по данным
на 21 декабря, ФТС перевыполнила план и
перечислила в казну 4,1 трлн. рублей. Все
грузы, пребывающие по импорту в одну из
стран таможенного союза, после таможенного
оформления в стране-участнице ТС приобретают
статус "товара таможенного союза"
и право свободного обращения на всей
территории Таможенного союза.