Анализ процесса управления Благовещенской таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление и обоснование основных направлений совершенствования управления персоналом таможенной службы России.
Объектом исследования является деятельность Благовещенской таможни по управлению кадрами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ
1.1 Процесс управления. Структура, понятие и функции.
1.2. Процесс управления в системе таможенных органов.
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ТАМОЖНИ
2.1. Общая характеристика Благовещенской таможни.
2.2. Кадровая обеспеченность Благовещенской таможни.
2.3. Диагностика проблем в организации процесса управления.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 137.09 Кб (Скачать файл)

              Учитывая такие масштабы таможенной территории, административное устройство и численность населения в регионе деятельности таможни, а также условия динамично изменяющейся внешней среды и первоочередные задачи по реализации стратегической цели, в деятельности таможенной службы до 2020 г.  ФТС России поставлена планка по достижению целевого индикатора развития таможенных услуг – коэффициента эффективности организационно – управленческой  деятельности таможенного органа не ниже 95%. При этом главными кадровыми  задачами становятся оценка эффективности деятельности должностных лиц, их обучение, воспитание, сохранение патриотических традиций  и формирование личности как представителя государственного органа. Во многом на выделение этих приоритетов влияют доводимые ежеквартально ФТС России и региональными таможенными управлениями до своих структурных подразделений контрольные показатели эффективности деятельности (КПЭД). Реализация мероприятий, обеспечивающих выполнение таких показателей, оценивается баллами, рейтингом таможенных органов, стимулируется морально, а также материально_ финансированием через фонды поощрения подразделений. Кроме того, используются кадровое выдвижение на конкурсной  основе и подготовка в резерв последующего должностного роста. Такая мотивация является хорошим стимулом для должностных лиц в их стремлении к учебе, к профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

       Подготовка,  переподготовка  и повышение квалификации проводятся  на базе институтов переподготовки  и повышения квалификации, Института  правоохранительной деятельности  РТА, Владивостокского филиала  РТА, филиала РТА г. Санкт-Петербурга. В настоящее время в Благовещенской  таможне 5 человек без отрыва  от службы продолжают обучаться в высших учебных заведениях, в адъюнктуре и аспирантуре. Два должностных лица имеют ученые степени, причем один их них защитил кандидатскую диссертацию, являясь сотрудником таможни.

            Стремление к непрерывному образованию  личного состава обусловлено прежде всего созданием в таможенном коллективе высокой требовательности руководства к кадрам и уровню их профессиональной пригодности, а также желанием должностных лиц к самореализации и улучшению своего материального положения.

              За 2012 г. обучение прошли 112 должностных  лиц таможни (от 72 часов -24 человека). На краткосрочных семинарах (менее  40 часов) обучилось 10 человек.  Иностранными языками по программе  дополнительного профессионального  образования занимаются 6 человек.

            Важно отметить, что показателем  правильно поставленной цели  в непрерывном образовании должностных  лиц является связь каждого  учебного модуля с конечной  целью работы таможни. Ежеквартально  до нее доводятся контрольные  показатели эффективности деятельности  с общим количеством  395 баллов. Чтобы получить рейтинговую положительную  оценку, необходимо обеспечить выполнение  КПЭД не менее чем на 95% или получить 375 зачетных баллов.

                На Благовещенской таможне с  укреплением кадрового потенциала  высокопрофессиональными специалистами  не возникает проблем. Все это положительно влияет на конечные результаты деятельности таможенного органа.

        Кроме того, взаимодействуя с  федеральными контролирующими органами исполнительной власти в сфере осуществления мер, направленных на предотвращение поступления на внутренний рынок некачественных товаров народного потребления, таможня активно использует современные технологии и технологические средства таможенного контроля – такие как минимизация общероссийских, региональных , зональных и срочных профилей рисков, применение мобильного инспекционно-досмотрового комплекса и современной аппаратуры «Янтарь», переносные дозиметрические приборы на грузовом и пассажирском направлениях международных пунктов пропуска.

       Следует отметить, что в рамках реализации Концепции  таможенного оформления и таможенного  контроля товаров в местах, приближенных  к государственной границе РФ, непрерывно усовершенствуются инфраструктуры, повышается уровень технического и технологического обеспечения деятельности таможенных органов.

        В первый  период выполнения Концепции  (2009-2010гг) Благовещенский таможенный  пост разместился в новом служебном  здании на территории, прилегающей  к международному пункту пропуска  «Благовещенск –Хэйхэ», здесь открыт и функционирует таможно-логистический терминал «Благовещенский». Это позволило исключить транзит товаров, обеспечить участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) хорошо обустроенными складами временного хранения (СВХ) закрытого и открытого типа, создать технические и технологические условия для участников внешнеторговой деятельности.

     Для оперативного  решения задач все подразделения  работают в единой ведомственной  интеграционной телекоммуникационной сети (ВИТС) и в единой автоматизированной информационной системе ЕАИС ФТС России. В настоящее время более 99% деклараций на товары подаются участниками ВЭД таможенному органу через Интернет. Осуществляется 100% информирование таможенного органа участниками ВЭД о прибытии товаров на таможенную территорию автомобильным транспортом. Кроме того, проводится работа по предварительному информированию о прибытии речного транспорта. Наряду с этим модернизируется структура таможни в соответствии со структурой грузопотоков и совершенствованием таможенных операций. На грузовом направлении международных пунктов пропуска в регионе деятельности таможни структурными подразделениями обеспечивается транспортный контроль в полном объеме, а также проверка документов в отношении подконтрольных товаров для осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля.

          Активизирована  оперативно-розыскная работа по  пресечению нарушений таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности. По итогам за 2012 г. таможней обращено к исполнению 469 постановлении по делам об административных правонарушениях, о наложении административного взыскания в виде штрафа на общую сумму 11 млн. 135,85 тыс. рублей, что на 85% больше, чем в 2011 г. В доходную часть российского бюджета перечислено более 7 млрд.126 млн. рублей таможенных платежей, что на 2,9 млрд. рублей больше по сравнению с 2011г. Оформлено свыше 2 млрд.106 млн. тонн грузов, 75 тысяч транспортных средств, 1 млн. 84 тыс. граждан. Стоимость грузовых поставок составила 872,2 млн. долларов США, это больше, чем в предыдущие годы, что характеризует динамичность развития внешней торговли Амурской области со странами АТР.

       В 2013 г. работа таможни будет строиться в соответствии с принятой стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 г. Основной акцент делается на том, чтобы вся деятельность таможенных органов была направлена на всемерную поддержку развития внешней торговли, повышение уровня экономической безопасности РФ. В этой связи необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и результативности таможенного администрирования.

     Для успешного решения  этих задач сейчас особенно  важно понимать, что придется  в комплексе решать вопросы  применения современных технологий, использовать накопленный опыт, профессионализм и высокую ответственность на каждом участке таможенного подразделения, обеспечивать динамичное выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Диагностика проблем  в организации процесса управления.

Таможенная деятельность находится  на стыке внутренней и внешней  политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических планов и программ. Сейчас все больше и больше внимания уделяется вопросам таможенной политики. Ведь от грамотного и принципиального ведения дел в этой сфере напрямую зависит как национальная безопасность, так и пополняемость федерального бюджета.

На данный момент существенных проблем  в процессе управления таможенной службы нет. Правительство в полной мере реализует концепции развития. Сейчас существует Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая так же направлена на развитие и оптимизацию работы таможенной службы. Однако, в связи с происходящими процессами реформирования структуры таможенных органов проведение организационно-штатных мероприятий стало достаточно распространенным явлением.

Разработанная Федеральной таможенной службой России Концепция таможенного  оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной  границе Российской Федерации, предусматривает  перенос таможенных органов к Государственной границе Российской Федерации. Реализация данной Концепции сопряжена с масштабным проведением организационно-штатных мероприятий, которое неминуемо повлекло за собой массовое увольнение сотрудников таможенных органов.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения организационно-штатных мероприятий, необходимо раскрыть сущность самого термина "организационно-штатное мероприятие".

Определение данного понятия можно  найти в Положении об организационно-штатной  работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся  в ведении ФТС России, утвержденном Приказом ФТС от 18.10.2005 N 970. Согласно данному Положению, организационно-штатные мероприятия - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации или изменению структуры таможенного органа либо по сокращению численности или штата таможенного органа, сокращению в таможенном органе должностей гражданской службы.

Реализация данной программы происходит в соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2010 г. N 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов", рассчитанным сроком на три года (с 2011 по 2013).Размер указанного сокращения составляет:

а) не менее 5 процентов - до 31 марта 2011 г.;

б) не менее 10 процентов - до 31 марта 2012 г.;

в) не менее 20 процентов - до 31 марта 2013 г.

Также, в целях совершенствования структуры таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе в соответствие с Приказом ФТС РФ 1922 от 26.09.12 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе» регион деятельности Якутской таможни был включен в регион деятельности Благовещенской таможни. Два таможенных поста Якутской таможни (Нерюнгринский и Якутский) с указанной даты без изменения местонахождения переподчинены Благовещенской таможне. При этом штатная численность федеральных государственных гражданских служащих Якутской таможни сократилась.

Существует несколько точек зрения по поводу сложившейся ситуации после проведения данных мероприятий. По одному мнению проведение этих организационно-штатных мероприятий сказалось на эффективности работы таможни, привело к задержкам оформления и увеличению очередей на границе, в то время, как товарооборот и вся внешнеэкономическая деятельность имеют тенденции к росту. По другому мнению, сокращение персонала таможенных органов нисколько не повлияло на качество предоставления таможенных услуг. В этом нас убеждает и правительство. Для достижения поставленных целей была разработана Программа совершенствования управления человеческими ресурсами, основным принципом которой является единый комплексный подход, направленный на получение максимальной отдачи от знаний, умений и навыков персонала. С помощью новой Программы управление намерено в условиях сокращения штатной численности таможен обеспечить выполнение поставленных задач с не менее высоким качеством. Также в регионе проводятся мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования за счет внедрения новых технологий, в том числе электронного декларирования и удаленного выпуска.

Для того, чтобы понять, какая из точек зрения является верной следует посмотреть основные внешнеэкономические показатели, такие как: экспорт, импорт, количество оформленных грузовых таможенных деклараций и поступившие таможенные платежи. Данные взяты в целом по Амурской области.

Импорт (в тыс.долл. США)

(Количество (тонны))

Экспорт (в тыс.долл. США)

(Количество (тонны))

ГТД (всего экспортных и импортных, шт.)

По выше представленным графикам видно, что импорт и экспорт имеют  тенденции к росту, начиная как  раз с 2010 года, рост наблюдается не только в стоимостных показателях, но и в физических, что подтверждает рост и совершенствование внешнеторговой деятельности. Со статистикой грузовых таможенных деклараций складывается та же ситуация.

Для более полной оценки следует  рассмотреть и динамику таможенных платежей.

Таможенные платежи (в млрд. руб.)

За 9 месяцев 2012 года Благовещенской таможней перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 6 млрд. 67 млн. рублей, что составило 112 % от доведенного планового задания.

За аналогичный период предыдущего года перечислено 3 млрд. 122 млн. рублей т.е. по сравнению с 9 месяцами 2011 года наблюдается увеличение перечислений таможенных платежей на 2 млрд. 945 млн. рублей.

Та же ситуация возникает при  сравнении показателей одинакового  периода 2010 и 2011 годов, происходит их увеличение.

Следовательно можно сделать вывод, что проведение организационно-штатных мероприятий не отразилось на качестве предоставляемых таможенных услуг, т.к. все выше представление показатели имеют тенденции к росту.

 

 

 

 

 

3.  Рекомендации по совершенствованию управления в таможенных органах.

В условиях проведения организационно – штатных мероприятий, большое внимание следует уделить совершенствованию управления персоналом, т.к. вследствие уменьшения количества работников следует уделять больше внимания их качеству. Это является важной частью процесса управления, ведь таможенная служба предоставляет своего рода услуги, а качественное их предоставление зависит, в большинстве своем, от работников этой сферы.

Таким образом, основными задачами по совершенствованию управления персоналом таможенных органов в настоящее время являются:

  • Разработка и совершенствование технической базы. Совершенствованию таможенного администрирования за счет внедрения новых технологий, в том числе электронного декларирования и удаленного выпуска
  • Создание гибкой, научно-обоснованной системы организационно штатной работы на основе экономного структурного построения, способного обеспечить эффективность деятельности таможенной системы и максимальное использование ее кадрового потенциала при ограниченных ресурсах. Определение оптимальной потребности таможенных органов, комплектование их профессиональными кадрами необходимой специальности и квалификации.
  • Внедрение современных методик подбора и определения профессиональной пригодности кандидатов на службу в таможенные органы; плановое перемещение кадров по службе на основе современных подходов к работе с резервом.
  • Создание системы непрерывной профессиональной подготовки кадров, переход к интенсивным методам и формам обучения и повышения квалификации сотрудников, госслужащих, позволяющим получить положительные результаты как в профессиональной сфере, так и в сфере личностного развития каждого таможенника.
  • Создание необходимых условий и эффективности системы работы с резервом на выдвижение, позволяющим выдвигать на руководящие должности наиболее достойных, профессионально подготовленных сотрудников.
  • Разработка и реализация комплекса правовых, оперативных и воспитательно - профилактических мер по обеспечению законности в деятельности таможенных органов и их персонала, воспитанию дисциплины и высокой ответственности кадров.
  • Повышение мотивации к эффективной служебной деятельности, включая совершенствование системы правового регулирования и правовых гарантий в таможенной службе, обеспечивающих возможности профессионального и должностного роста, осуществления мер по социальной защите сотрудников (госслужащих, работников) таможенных органов.

Информация о работе Анализ процесса управления Благовещенской таможни