Валютный контроль и валютное регулирование РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны. Объектом исследования выступает валютный контроль. Предметом исследования – валютный контроль РФ, осуществляемый таможенными органами.
Задачами исследования выступает изучение:
- понятия, целей и принципов валютного контроля;
- органов, осуществляющих валютный контроль;
- осуществления валютного контроля при экспорте товаров;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Валютный контроль: основное содержание…………………………………..5
Понятие, цели и принципы валютного контроля…………………………5
Органы, осуществляющие валютный контроль…………………………13
Механизм валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………19
Осуществление валютного контроля при экспорте товаров……………19
Валютный контроль импортных операций………………………………24
Особенности валютного контроля при осуществлении бартерных операций……………………………………………………………………28
Воздействие государственного валютного контроля на экономику России………………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль курсовая.docx

— 67.49 Кб (Скачать файл)

- осуществлять валютный  контроль и контроль за исполнением  внешнеторговых бартерных сделок  в пределах своей компетенции  в соответствии с установленным  порядком;

- выполнять решения вышестоящих  таможенных органов по вопросам  осуществления валютного контроля, а также связанного с ним  таможенного оформления товаров;

- обеспечивать своевременное  и должного качества информационное  взаимодействие с Федеральной  таможенной службой в целях  организации валютного контроля;

- осуществлять контроль  за соблюдением таможенного и  валютного законодательства и  законодательства в области государственного  регулирования внешнеторговых бартерных  сделок в процессе целевых  проверок экспортно-импортных операций.

Наделение Центрального банка России функцией валютного контроля прямо соотносится с целями его деятельности, установленными Конституцией Российский Федерации. Для реализации данной функции в его структуре создано Главное управление валютного регулирования и валютного контроля. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к числу агентов валютного контроля относятся уполномоченные банки. Их специальный статус выражается в том, что Центральный банк России уполномочивает данные организации на осуществление функций валютного контроля путем выдачи им лицензии на право операций с валютой.

Функции валютного контроля осуществляет также Министерство финансов Российской Федерации. В соответствии с приказом Минфина России на территории страны образованы территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которые осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Федеральная таможенная служба осуществляет тесное взаимодействие с данной службой, обмениваясь информацией по вопросам осуществления правоохранительной деятельности, предоставляя друг другу ведомственные нормативные акты, осуществляя совместные мероприятия, издавая единые документы по вопросам валютного контроля.

Итак, валютный контроль в  области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области  образования, распределения и использования  валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

Осуществление валютного  контроля внешнеторговой деятельности строится на ряде принципов:

- принцип законности предполагает, что действия всех участников валютных правоотношений в области таможенного дела должны быть основаны на соблюдении законодательных норм. Органы и агенты валютного контроля реализуют свои полномочия исходя из правила «все, что не разрешено законом,  - запрещено». Кроме того, они осуществляют проверку валютных операций субъектов внешнеэкономической деятельности с целью обеспечения соблюдения законности, что свидетельствует о надзорном характере валютного контроля;

- принцип федерализма выражается в определении отношений между Федерацией и ее субъектами. Конституционное отнесение валютного регулирования к исключительному ведению центра предопределяет и регламентацию Российской Федерацией правовых, экономических и организационных основ осуществления валютного контроля;

- принцип охраны экономических интересов страны имеет в своей основе задачи деятельности таможенных органов. Именно они стоят на экономических рубежах российского государства. Проблема экономической безопасности является важнейшей для выживания любого государства. Крайне нестабильное положение российской экономики, массовый отток капитала за границу, «долларизация» хозяйственных отношений – все эти факторы обусловливают важность валютного контроля с точки зрения государственных интересов;

- принцип всесторонности означает, что валютному контролю подвергаются все валютные операции, осуществляемые субъектами внешнеэкономической деятельности. Реализация данного принципа возможна благодаря тесному взаимодействию таможенных органов и кредитных организаций;

- принцип профессионализма характеризуется тем, что должностные лица органов и агентов валютного контроля обладают компетентностью, отличаются высокими профессиональными качествами, поддерживают уровень квалификации, необходимый для осуществления своих полномочий;

- презумпция невиновности предполагает, что привлечение к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и к уголовной ответственности за преступления в валютной сфере возможно лишь в строго определенном законом порядке и при установлении вины в действиях лиц.

Система валютного контроля в таможенной сфере в первую очередь  включает в себя: валютный контроль за экспортом товаров, валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной  валюте за импортируемые товары, валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями. Кроме того, данный институт включает и контроль за перемещением физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации российской и иностранной валюты. Так как валютный контроль осуществляется за проведением валютных операций, все субъекты, связанные с этими операциями, попадают в сферу его действия.

Итак, валютный контроль в  области таможенного дела предполагает контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений.

 

1.2 Органы, осуществляющие валютный контроль

 

Для рассмотрения системы  валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные  с ее функционированием.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативными актами Банка России и других органов власти. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации. Он управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей.

Кроме того, Центральный банк Российской Федерации определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, а также уполномочен на проведение всех видов валютных операций.

Агенты валютного  контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Уполномоченные  банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Обязательный срок для  предоставления документов по запросам органов и агентов валютного  контроля не может составлять менее  семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Физические и юридические  лица, как отечественные, так и  иностранные, принимающие участие  в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов.

Согласно Федеральному закону от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются:

  • физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
  • физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории Российской Федерации.

К нерезидентам Закон относит, например, физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России; находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации.

Расчеты между резидентами  на территории страны в российских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичной форме. Использование иностранных валют  и выраженных в них платежных  документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории России запрещается, за исключением таких  случаев:

  • при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
  • за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для отечественных предприятий и организаций в случаях, когда расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;
  • при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организацией, если эти организации несли расходы в иностранной валюте и т. д.

Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной  валюте производятся на основании заключенных  между ними договоров (контрактов).

В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного  контроля в Российской Федерации расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

При этом расчеты по внешнеэкономическим  сделкам, по которым участниками  деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых заключены  сделки, предусматривающие перевод  из Российской Федерации иностранной  валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной  валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее  переведенной в течение 90 календарных  дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченные банки  за выполнение ими функций агентов  валютного контроля имеют право  взимать с клиентов, оформивших в  этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

Объектами системы валютного  контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство Российской Федерации.

В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

Информация о работе Валютный контроль и валютное регулирование РФ