Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:21, курсовая работа
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ белорусской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов белорусских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части республиканского бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза.
С 1 сентября 2010 г. стало действовать соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.
В конце 2010 г. начался следующий этап экономической интеграции – создание Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. В декабре 2010 г. Россия, Казахстан и Беларусь подписали 17
документов по созданию Единого экономического пространства, которые были ратифицированы Беларусью уже 21–22 декабря 2010 г. В ноябре следующего года были подписаны документы следующего этапа интеграции:
- Декларация о Евразийской экономической интеграции;
- Договор о Евразийской экономической комиссии;
- Регламент работы Евразийской экономической комиссии.
Несмотря на то, что участие Беларуси в данных интеграционных объединениях было в значительной мере обусловлено высокой степенью зависимости ее экономики от российского рынка и льготных условий поставок российского сырья (участие в Таможенном союзе и
Едином экономическом пространстве было условием их сохранения) и отсутствие политически приемлемых интеграционных альтернатив в европейском регионе, непосредственно процесс интеграции сопровождался периодически возникающими противоречиями между субъектами хозяйствования Беларуси и России, многие из которых сохраняются и сегодня, хотя и проявляются более умеренно.
Важным преимуществом вступления Беларуси в Таможенный союз и Единое экономическое пространство является расширение рынка и создание единых органов, регулирующих свободное перемещение товаров и услуг.
Предполагается, что при отсутствии административных ограничений со стороны других участников Таможенного союза, произведенная в Беларуси
продукция будет пользоваться стабильно высоким спросом.
До вступления в силу ТК ТС на территории Республики Беларусь действовал Таможенный Кодекс Республики Беларусь, который регулировал все вопросы, касающиеся таможенного дела.
Если анализировать выпуск товаров, необходимо отметить, что в Таможенном Кодексе Республики Беларусь такого термина не было установлено, использовался термин таможенное оформление. Также термин таможенный режим, использовавшийся в Таможенном Кодексе Республики Беларусь больше не применяется. Вместо него введен новый термин – таможенная операция.
Для определения произошедших изменений необходимо рассмотреть основные положения относящиеся к таможенному оформлению в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь и сравнить их с выпуском товаров в Таможенном Союзе.
В соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь таможенное оформление производится таможенным органом, в зоне оперативной деятельности которого находятся товары, если иное не установлено Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
От имени таможенных органов таможенное оформление производят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на производство таможенного оформления в соответствии со своими должностными обязанностями.
Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, и категорий лиц, перемещающих товары.
Таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и страны назначения товаров.
Для целей таможенного оформления товары должны быть предъявлены таможенному органу путем их размещения в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом, которым будет производиться таможенное оформление [2].
В ТК ТС данные положения конкретно не оговорены, однако т.к. они не противоречат таможенному законодательству Таможенного Союза, то данные положения необходимы для исполнения.
Согласно Таможенному Кодексу Республики Беларусь таможенное оформление начинается с момента принятия таможенным органом документов и сведений, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершения таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока, либо для получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории.
Таможенное оформление завершается:
- при помещении товаров под таможенный режим – выдачей таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим либо отказом в выдаче такого свидетельства;
- при помещении товаров под таможенную процедуру – выдачей таможенным органом разрешения на использование товаров в соответствии с таможенной процедурой либо отказом в выдаче такого разрешения;
- при завершении таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока, – выдачей таможенным органом таможенного документа, свидетельствующего о завершении таможенной процедуры, либо отказом в выдаче такого таможенного документа;
- при убытии товаров с таможенной территории – выдачей таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории либо отказом в выдаче такого разрешения.
Говоря о сроках, производство таможенного оформления должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь.
Указанный срок включает срок проведения операций таможенного контроля.
Начальник таможенного органа, лицо, его замещающее, либо иное должностное лицо таможенного органа, уполномоченное в соответствии со своими должностными обязанностями на продление срока проведения отдельных операций таможенного контроля, вправе продлить этот срок при наличии достаточных оснований полагать, что такое продление может привести к выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства.
Таможенное оформление завершается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока продления операций таможенного контроля.
При применении предварительного таможенного декларирования товаров таможенное оформление должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, принявшему таможенную декларацию.
В ТК ТС увеличены сроки предъявления товаров таможенному органу при предварительном декларировании (при несоблюдении данного срока таможенный орган отказывает в выпуске товаров), также сроки уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров; переработки товаров на таможенной территории (Комиссия таможенного союза для отдельных категорий товаров может определять более продолжительный срок переработки); срок, позволяющий помещать под таможенную процедуру реэкспорта товары, ранее помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Сокращены сроки:
- выпуска товаров, в том
числе срок выпуска
- регистрации таможенным органом транзитной декларации.
В соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь таможенное оформление производится в пунктах таможенного оформления во время работы таможенных органов в таких пунктах.
По мотивированному обращению декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться с письменного разрешения таможенного органа вне пунктов таможенного оформления и (или) вне времени работы таможенных органов в таких пунктах.
В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вправе устанавливать определенные пункты таможенного оформления, за исключением пунктов ввоза и вывоза, для производства таможенного оформления отдельных видов товаров только:
- в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления отдельных видов товаров, в том числе культурных ценностей, животных и растений, относящихся к видам, охраняемым или включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных веществ, в том числе делящихся и воспроизводящих ядерных материалов, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров;
- в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы неоднократные случаи нарушения таможенного законодательства, либо товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе.
Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления, в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь, применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам, с учетом категорий лиц, перемещающих товары, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов и таможенных процедур или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу, устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
После вступления Республики Беларусь в Таможенный Союз, документами, регулирующими выпуск товаров, стали решения Комиссии Таможенного Союза, международные договора государств – членов Таможенного Союза, а в первую очередь ТК ТС. Поэтому перечень документов, необходимых для предоставления в таможенный орган будет следующий:
- Разрешительные документы (лицензии, сертификаты и пр.);
- Коммерческие документы (контракт, инвойс и пр.);
- Транспортные документы (накладные, книжки МДП и пр.);
- Банковские документы;
- Прочие документы (однако исключены, например, документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, полномочия лица, подающего декларацию, совершение внешнеэкономической сделки или транспортные документы.).
Формы таможенных документов определялись Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь или постановлениями Правительства Республики Беларусь. В настоящее время формы таможенных документов определяются международными договорами государств – членов Таможенного Союза
Как и в Таможенном Кодексе Республики Беларусь, так и в ТК ТС документы, необходимые для выпуска товаров, могут представляться в виде оригиналов либо их копий, заверенных нотариально или органом, выдавшим такие документы, либо заверенных декларантом или лицом, их представившим или получившим.. При представлении копий указанных документов, заверенных декларантом либо лицом, их представившим или получившим, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.
Таможенные органы принимают документы, необходимые для выпуска товаров, составленные на белорусском, русском и (или) иностранном языках. В случаях, когда документы составлены на иностранном языке, таможенному органу представляется письменный перевод их на белорусский или русский язык. Неизменным осталась возможность представления документов в электронном виде.
В соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь при ввозе на таможенную территорию и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных веществ, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и других материалов для средств массовой информации, таможенное оформление производится в первоочередном порядке. В соответствии с ТК ТС к данному перечню были добавлены товары, предназначенные для гуманитарной и технической помощи.
В ТК ТС включена глава, регламентирующая порядок задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.
Теперь таможенное декларирование будет производиться только в письменной и электронной форме, с использованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.
В целях содействия экспорту высокотехнологичных товаров установлен сокращенный и закрытый перечень документов при подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров [6].
3.2 Сравнительный анализ Таможенного Кодекса Таможенного Союза с Таможенным Кодексом Российской Федерации
Информация о работе Выпуск товаров: нормативно - правовая база и механизм реализации