Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование сущности и структуры и организации государственного управления таможенным делом.
При написании работы автор поставил перед собой следующие задачи:
- выяснить, что же такое Таможенное дело в Российской Федерации и его правовые основы;
- охарактеризовать основные функции и полномочия таможенных органов;
- рассмотреть структуру Федеральной таможенной службы и выявить направления и порядок взаимодействия таможенных органов и ФСБ России.
Введение
Глава I. Организационно-правовые основы таможенного дела в России
1.1 Таможенное дело в Российской Федерации и его правовые основы
1.2 Функции и полномочия таможенных органов
Глава II. Структура и деятельность Федеральной Таможенной службы РФ
2.1 Структура Федеральной таможенной службы
2.2 Взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности России
Заключение
Список нормативных актов и использованной литературы
Введение
Глава I. Организационно-правовые основы таможенного дела в России
1.1 Таможенное дело в Российской Федерации и его правовые основы
1.2 Функции
и полномочия таможенных
Глава II. Структура и деятельность Федеральной Таможенной службы РФ
2.1 Структура Федеральной таможенной службы
2.2 Взаимодействие
Федеральной таможенной службы
и Федеральной службы
Заключение
Список нормативных актов и использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена государственному управлению таможенным делом в России.
Актуальность темы заключается в том, Россия страна с огромным природным и техническим потенциалом к которой приковано внимание всего мира. Огромный товарооборот России определяет возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации. Изучив курс административного права курсант-пограничник должен осознавать незаменимую роль административно правовых норм в таможенном праве России.
Степень изученности темы. Проблематика структуры административно-правовой нормы широко обсуждается в научной литературе уже ни одно десятилетие. При написании данной курсовой работы использованы труды Д.Н. Бахрах, Т.Н. Трошкин, Ю.Ф. Азаров, М.Н. Марченко, А.Н. Гуев, А.Н. Козырина.
Объектом данной курсовой работы являются взгляды на структуру и содержание административно-правового регулирования Таможенным делом правовые нормы их связь с юридической практикой. Общественные отношения, складывающиеся в управлении таможенным делом России.
Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственной власти в таможенной сфере.
Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование сущности и структуры и организации государственного управления таможенным делом.
При написании работы автор поставил перед собой следующие задачи:
- выяснить, что же такое Таможенное дело в Российской Федерации и его правовые основы;
- охарактеризовать основные
функции и полномочия
- рассмотреть структуру
Федеральной таможенной службы
и выявить направления и
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:
1. Таможенное
дело - составная часть системы
исполнительной власти, принципы
которой полностью
2. По
своей отраслевой
3. Федеральная
таможенная служба важный
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет в своем составе два параграфа и заключения. Первая глава затрагивает общие положения таможенного дела и его правовую базу. Здесь автор раскрывает сущность особенности и содержание таможенного дела, а также функции таможенных органов. Вторая глава данной работы посвящена структуре таможенных органов, полномочиям и их роли в поддержании безопасности Российской Федерации на государственной границы. Раскрыты направления и порядок поддержания взаимодействия с пограничными органами и пограничными войсками ФСБ России.
Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Цели, которые ставятся в ходе реализации таможенной политики государства и конкретных мер всего таможенного дела, состоят в том, чтобы обеспечить наиболее эффективный товарообмен на таможенной территории, стимулировать развитие национальной экономики, участвовать в защите российского рынка, решать иные задачи экономической политики Российской Федерации.
Главные отличительные особенности такого феномена, как таможенное дело, то это, во-первых, его сложный, комплексный характер и, во-вторых, неоднородность составляющих его элементов. Особенности эти обусловлены природой и целевым предназначением таможенного дела, служащего решению многоплановых и весьма разнородных задач. В этом заключается своеобразие и уникальность таможенного дела. Между тем, приведенное из ТК РФ определение не охватывает ряд очень важных составных частей, которые на самом деле включаются в таможенное дело. Остается также не совсем ясным вопрос о месте и содержании таможенной политики в структуре таможенного дела. И почему вообще таможенная политика включается в понятие "таможенное дело"?
Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил, рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил1. При таком подходе обеспечивается расширительное понимание содержания таможенного дела, тем более что включаемые в его структуру вышеназванные дополнительные элементы предусмотрены самим ТК и достаточно развернуто и подробно регламентированы в нем.
С учетом вышеизложенного, структура таможенного дела может быть представлена следующими блоками:
1 - таможенная политика;
2 - перемещение
через таможенную границу
3 - таможенные режимы;
4 - таможенно-тарифное регулирование;
5 - таможенные платежи (федеральные таможенные доходы);
6 - таможенное оформление;
7 - таможенный контроль;
8 - таможенная
статистика и товарная
9 - контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела;
10 - нарушения
таможенных правил и
11 - производство по делам о нарушениях таможенных правил;
12 - рассмотрение
дел о нарушениях таможенных
правил. Выделение названных блоков
в относительно
Значение, роль и статус каждой из вышеперечисленных составных частей таможенного дела неодинаковы. Однако различные по характеру и целям, по месту в системе таможенного дела, в совокупности они составляют органическое единство, поскольку служат единым таможенным (и более широким - внутри- и внешнеэкономическим) задачам Российской Федерации.
Нельзя не видеть серьезной разницы между таможенной политикой, составляющей "душу" таможенного дела, и, скажем, таможенным оформлением или таможенным контролем - очень важными элементами таможенного дела, но все же подчиненными этой политике, обслуживающими ее. Надо различать также нормы материального таможенного права и нормы процессуального таможенного права, которыми регулируется статус тех или иных блоков таможенного дела. Например, вопросы контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и иных преступлений в сфере таможенного дела регулируются нормами материального уголовного права и выделены в отдельные статьи ТК.
Сущность любой деятельности раскрывается через выявление ее целей.
Таможенное дело преследует две группы целей:
Во-первых экономические. В их числе - чисто фискальные, т.е. пополнение доходной части бюджета страны, и регулятивные. Свое регулирующее воздействие на экономику таможенный механизм оказывает посредством таможенных тарифов (методами косвенного руководства), а также запретов, ограничений, лицензирования, квотирования экспорта и импорта (методами прямого административного руководства).
Такое регулирование призвано:
а) стимулировать развитие национальной экономики;
б) защищать российский рынок;
в) привлечь иностранные инвестиции;
г) обеспечить выполнение обязательств перед другими государствами, международными союзами, а также способствовать достижению иных целей, определяемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ.
Во-вторых, защитные, т.е. обеспечение национальной безопасности страны, в том числе экономической, санитарно-эпидемиологической, общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей. Названным целям служат все основные компоненты таможенного дела: таможенная служба, таможенная деятельность, таможенное право, таможенная политика и идеология с использованием юридических норм, таможенных процедур, а также борьбы с контрабандой и иными правонарушениями.
Таможенное дело, защита и охрана таможенной территории и таможенных границ - фактор постоянно действующий в государственной деятельности, который требует и соответствующего устойчивого законодательства. Таможенное законодательство всегда содержало большое количество правил, регулирующих порядок перемещения через таможенную границу товаров и других предметов. Регулирование таможенного дела всегда было в компетенции общегосударственных, общесоюзных органов, равно как и теперь оно относится к ведению федеральных органов Российской Федерации.
По своей отраслевой принадлежности нормы таможенного законодательства являются почти целиком нормами административно-правовыми, что обусловлено самим характером таможенной деятельности, сердцевину которой составляет административный контроль. Лишь отдельные нормы относятся к другим отраслям права - гражданскому праву (о возмещении вреда), к уголовному праву (об уголовной ответственности за нарушение таможенных правил). Поэтому между таможенным правом как институтом административного права и совокупностью норм, регулирующих деятельность рассматриваемого ведомства, нельзя ставить знак равенства. В новом Таможенном кодексе Законодатель не раскрывает административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, посвятив им 16 главу КоАП.
Таким образом, правовая основа таможенного дела складывается из трех частей:
1) норм таможенного права;
2) общих норм административного права;
3) норм иных отраслей.
Нормы второй и третьей групп в институт таможенного права не входят и применяются в тех случаях, когда соответствующие отношения не урегулированы таможенными нормами, т.е. когда они не нуждаются в специальном правовом регулировании.
Источниками таможенного права являются акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти. По содержанию их можно разделить на предусматривающие только нормы данного института, например Закон о таможенном тарифе, и смешанные. В последних могут быть нормы разных правовых институтов и даже отраслей - в их числе законы РФ о государственной границе, о ввозе и вывозе культурных ценностей, о валютном регулировании и валютном контроле, об акцизах.
В зависимости от органов, издавших акты, а значит, и по их юридической силе различают пять видов источников:
1) законы РФ;
2) указы Президента РФ;
3) постановления Правительства РФ;
4) акты ГТК, ФТС;
5) совместные акты ФТС (ГТК) и иных центральных органов исполнительной власти (ФСНП, ФСБ, МВД и т.д.).
Однако этот перечень был бы неполным, если бы не были упомянуты пока еще действующие акты бывших органов СССР (союзные акты). Хотя их число быстро сокращается, но по вопросам, которые пока не урегулированы российским правом, действуют союзные нормы, если они не противоречат российским. "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, - говорится в ст. 6 ТК РФ, - то применяются правила международного договора".
Следовательно, формально можно говорить о трех группах источников таможенного права:
- российских;
- союзных;
- и международных.
С учетом этой специфики таможенного законодательства основным его источником был и остается Таможенный кодекс принятый 25 апреля 2003 года.
Действующий Кодекс предъявляет повышенные (по сравнению со старой редакцией) требования к нормативным актам, издаваемым таможенными органами. утверждает, что такой акт:
1.1 может
быть издан только в случае,
если это прямо предусмотрено
в актах таможенного
1.2 подлежит
обязательной регистрации в
Информация о работе Государственное управление таможенным делом в России