Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в следующем: вместе с глобальным развитием мировых экономических отношений, внедрением экономики нашей страны в международное экономическое пространство увеличивается и число правонарушений а области таможенного дела. Все большую роль играет правоохранительная деятельность таможенных органов как средство предотвращения и расследования правонарушений в данной сфере.
Объект исследования - правоохранительная деятельность таможенных органов.

Содержание

Введение
Глава 1. Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
.1 Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФ
.2 Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов. Структура подразделений ФТС в области охраны права
.3 Дознание в таможенных органах
.4 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы
Глава 2. Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе
.1 Борьба с нарушением таможенных правил
.2 Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов: основные направления и важные вопросы
.3 Взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

 

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится  оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые в соответствии с ТКТС и Федеральным законом  РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" имеют право осуществлять оперативно-розыскную  деятельность по борьбе с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

 

Оперативно-розыскная деятельность является видом государственной  деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции  путем проведения оперативно-розыскных  мероприятий и использования  при этом специальных сил, средств  и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства  от преступных посягательств.

 

Из данного определения  следует, что оперативно-розыскной  деятельностью может заниматься только узкий круг государственных  органов, специально уполномоченных законом.

 

Данный вид государственной  деятельности регулируется в своей  основе законом. Нормативные акты в  этой области, издаваемые руководителями ведомств, наделенных правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью, не должны выходить за пределы их компетенции  и противоречить законам, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.

 

Как указано в законе, оперативно-розыскная  деятельность осуществляется гласно и  негласно. Для оперативно-розыскной  работы наиболее типичен негласный  характер.

 

К гласной форме оперативно-розыскной  деятельности прибегают в тех  случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости в применении специальных сил и средств.

 

Оперативно-розыскная деятельность близко примыкает к уголовному процессу и, в первую очередь, к такой его  части, как дознание, которое в  МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-розыскные  подразделения.

 

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на фундаментальной  правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.

 

В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об  оперативно-розыскной деятельности», а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

 

В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных  и негосударственных органов, организаций  и граждан, в том числе и  для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 

Прокуратура выступает как  орган надзора за соблюдением  законности в оперативно-розыскной  деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, подлежат обязательному  исполнению. Вместе с тем согласно ч.2 ст.24 Федерального закона "Об органах  федеральной службы безопасности в  РФ" сведения о лицах, оказывающих  органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

 

Иными правовыми актами в  области оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции руководителей центральных государственных  органов, в том числе руководителя ФТС РФ, наделенных правами на осуществление  оперативно-розыскной деятельности.

 

Нормативные акты в области  оперативно-розыскной деятельности, издаваемые руководителями центральных  государственных органов, должны быть согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом Российской Федерации. Они носят закрытый (секретный) характер и должны касаться только организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

Согласно ст. 15 Закона таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:

 

) проводить гласно и  негласно оперативно-розыскные мероприятия  (опрос граждан, наведение справок,  сбор образцов для сравнительного  исследования, проверочные закупки,  исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности  и транспортных средств, контроль  почтовых отправлений, прослушивание  телефонных и иных переговоров,  снятие информации с технических  каналов связи, оперативное внедрение,  контролируемая поставка, оперативный  эксперимент);

 

) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать  органам, осуществляющим ОРД;

 

) использовать в ходе  оперативно-розыскных мероприятий  служебные помещения, имущество  предприятий, учреждений, организаций,  воинских частей, а также жилые  и нежилые помещения, транспортные  средства, иное имущество частных  лиц;

 

) использовать в целях  конспирации документы, зашифровывающие  личность должностных лиц, ведомственную  принадлежность подразделений, организаций,  помещений и транспортных средств  таможенных органов, осуществляющих  ОРД, а также личность граждан,  сотрудничающих с этими органами  на конфиденциальной основе;

 

) создавать предприятия,  учреждения, организации и подразделения,  необходимые для решения оперативно-розыскных  задач.

 

В соответствии с ТКТС и  пунктом 6 ст. 13 Закона "Об оперативно-розыскной  деятельности" в системе таможенных органов сформированы оперативно-розыскные  подразделения и отделы собственной  безопасности, которые функционируют  в структуре ФТС РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они находятся между собой  в строгой подчиненности: нижестоящие  подразделения подчинены вышестоящим  и замыкаются на руководство ФТС  РФ.

 

Другие подразделения  ФТС РФ не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью  и, следовательно, прибегать к использованию  специальных сил, средств, приемов  и методов в своей повседневной служебной деятельности.

 

Принципами оперативно-розыскной  деятельности являются основные правовые идеи, закрепленные в законодательных  актах, регулирующих оперативно-розыскную  деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности.

 

Ст.3 Закона "Об оперативно-розыскной  деятельности" называет следующие  принципы: законность, уважение прав и  свобод личности, конспирация, сочетание  гласных и негласных методов  деятельности. Сущность этих принципов  такова:

 

. Принцип законности состоит  в том, что должностные лица, осуществляя оперативно-розыскные  мероприятия, должны строго выполнять  все требования Конституции Российской  Федерации, законы и другие  правовые акты, регулирующие данную  специфическую деятельность.

 

Согласно ч.9 ст.5 указанного закона оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением данного закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности выступает прокурорский и судебный контроль.

 

. Принцип уважения прав  и свобод человека состоит  в защите указанных ценностей  от противоправных действий должностных  лиц. Они, осуществляя оперативно-розыскную  деятельность, обязаны защищать  права и свободы личности.

 

. Принцип конспирации  заключается в том, что оперативно-розыскные  мероприятия проводятся, как правило,  с соблюдением тайны, которая  обеспечивает успех в решении  поставленных задач. Результаты  такой деятельности, а также сведения  об организации, тактике оперативно-розыскных  мероприятий и лицах, оказывавших  помощь компетентным органам  на конфиденциальной основе, являются  государственной тайной.

 

. Принцип сочетания гласных  и негласных методов деятельности  состоит в том, что исполнитель  оперативно-розыскных мероприятий  обязан использовать обе формы  деятельности, причем в различных  пропорциях, учитывая при этом  решаемую задачу, целесообразность  применения тех или иных приемов  и методов, а также оперативную  обстановку. Применение гласных  и негласных методов в значительной  мере находится на усмотрении  компетентного должностного лица  и его начальника.

 

Задачи оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов вытекают из общих задач, указанных в ст. 2 упомянутого закона. Их можно сформулировать следующим образом:

 

) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных  органов, преступлений в сфере  таможенного дела, а также выявление  лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

 

) получение упреждающей  оперативной информации об обстановке  в зоне таможенной деятельности  для принятия правильных решений  с целью защиты экономических  интересов Российской Федерации;

 

) оказание помощи органам  расследования, прокуратуры и  суда в сборе доказательств  по уголовному делу, выполнение  их поручений;

 

) розыск лиц, скрывающихся  от органов расследования и  суда и уклоняющихся от уголовного  наказания за преступления, а  также розыск без вести пропавших;

 

) добывание информации  о событиях или действиях, создающих  угрозу экономической или экологической  безопасности РФ;

 

) участие в совместных  оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и  другими компетентными органами  в интересах обеспечения экономической  безопасности Российской Федерации;

 

) оказание помощи международным  таможенным организациям, иностранным  таможенным органам и полиции  в борьбе с контрабандными  операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными  договорами РФ;

 

) обеспечение собственной  безопасности объектов таможенной  инфраструктуры;

 

) обеспечение безопасности  сотрудников таможенных органов,  членов их семей, их имущества,  а также лиц, оказывающих таможенным  органам конфиденциальную помощь;

 

) выявление, предупреждение  и пресечение фактов коррупции  и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных  органов.

 

Оперативно-розыскные подразделения, решая поставленные задачи, должны тесно взаимодействовать со всеми  структурными подразделениями таможенных органов.

 

Указанные задачи оперативно-розыскные  подразделения решают на основе всесторонней оценки оперативной обстановки.

 

Оперативная обстановка - это  совокупность условий, прямо или  косвенно влияющих на деятельность конкретного  оперативно-розыскного подразделения  или оперативного работника в  пределах их территориальной и функциональной ответственности. Она включает в  себя: пространственные и временные  характеристики; особенности географической и социально-политической среды; определенные черты правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств, специфику  решаемых оперативных задач и  т.д.

 

К основным элементам оперативной  обстановки относятся: преступная деятельность участников внешнеэкономических связей, объекты их посягательств, преступные элементы и антиобщественные социальные процессы; общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности, деятельность оперативно-розыскных  подразделений таможенных органов; среда, в которой она осуществляется.

 

 

Глава 2. Деятельность таможенных органов Российской Федерации в  правоохранительной сфере на современном  этапе

 

 

.1 Борьба с нарушением  таможенных правил

 

 

Таможенный Кодекс Таможенного  Союза, используя фундаментальные  положения административного права  и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно  меняет регулирование вопросов о  субъектах ответственности (введена  ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и другие положения.

 

Нарушениями таможенных правил признаются:

 

) действие или бездействие  лица, посягающего на таможенный  контроль, установленный Кодексом, Законом РФ О таможенном тарифе, другими законодательными актами  и международными договорами;

 

) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  перемещения (включая применение  таможенных режимов) через таможенную  границу РФ товаров и транспортных  средств;

 

) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  таможенного контроля и таможенного  оформления товаров и транспортных  средств, перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации;

 

) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  обложения таможенными платежами  и уплаты их, предоставления таможенных  льгот и пользования ими. 

Информация о работе Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе