Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Информационные таможенные
технологии. Их роль в таможенной службе……………………………………………………………………………..5
1.1 Информационные таможенные
технологии………………………...……....5
1. 2 Применение информационных
таможенных технологий в таможенной сфере………………………………………………………………………………5Глава
2 Программные средства, используемые
при оформлении транспортных средств
таможенными органами……………………………….11
2.1 Состав и структура передаваемой в базы
данных транспортных средств информации……………………………………………………………………...12
Глава 3. Порядок формирования
первичных, региональных и центральной
баз данных транспортных средств, оформленных
таможенными органами…….13
Заключение……………………………………………………………………....15
Библиографический список…………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей информационных
технологий является управление информацией
внутри таможенной системы с целью повышения
эффективности таможенного оформления
и контроля, создания благоприятных условий
для участников внешнеэкономической деятельности
и при этом максимальное выявление нарушений
таможенного законодательства. В современных
условиях без использования информационных
технологий практически невозможно сделать
таможенное оформление быстрым и прозрачным.
Основным направлением развития информационных
таможенных систем является внедрение
технологий электронного декларирования,
интегрированных с системами управления
рисками.
Внедрение технологий, способствующих
упрощению таможенных операций и процедур,
является инструментом реализации таможенной
политики государства. Целями таможенной
политики России являются обеспечение
наиболее эффективного использования
инструментов таможенного контроля, стимулирование
развития национальной экономики и содействие
в проведении структурной перестройки.
В настоящее время
таможенное дело стремительно развивается,
примером чему служит интенсивная деятельность
по созданию национальной нормативной
правовой базы в сфере организации таможенного
дела.
В период с 2005 г по настоящее
время наиболее значимыми событиями в
сфере организации таможенного дела являются
следующие:
- ввод в эксплуатацию
национальной автоматизированной системы
электронного декларирования (НАСЭД) в
декабре 2008 г.;
- внедрение системы
регистрации и идентификации субъектов
хозяйствования – системы EORI в 2009 г;
- обязательное предварительное
электронное декларирование при ввозе товаров
в ЕС с 1 января 2011 г.;
- введение обновленной
версии проекта TIR-EPD в 2009 г.
Электронное декларирование
содействует улучшению бизнес - климата
благодаря прозрачности таможенных услуг
и сокращению коррупционных проявлений
по причине отсутствие прямого контакта
представителя таможни с субъектом хозяйствования.
Исключен субъективизм инспектора в принятии
решения, поскольку с использованием системы
анализа рисков обеспечивается единое
для всех субъектов хозяйствования применение
норм таможенного законодательства.
Глава 1 Информационные
таможенные технологии. Их роль в таможенной
службе
1.1 Информационные
таможенные технологии
Прогресс экономики сегодня во многом
определяется передовыми информационными
технологиями (далее - ИТ-технологии), без
которых невозможно представить дальнейшее
развитие общества. Этому способствовали
формирование единого всемирного информационного
пространства, создание глобальных информационных
систем и технологий, структурирование
информационных потоков и ресурсов, превращение
информации в предмет рыночной востребованности.
Применение ИТ-технологий в органах государственной
власти, деятельность которых сопряжена
с необходимостью обработки и анализа
большого объема разнородной информации,
на современном этапе особенно актуально.
Именно ИТ-технологии являются одним из
основных факторов, определяющих тенденции
развития Федеральной таможенной службы
(далее - ФТС России) и инструментов таможенного
администрирования.
Согласно
определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ-технологии - это комплекс взаимосвязанных
научных, технологических, инженерных
дисциплин, изучающих методы эффективной
организации труда людей, занятых обработкой
и хранением информации с помощью вычислительной
техники, и методы организации и взаимодействия
с людьми и производственным оборудованием,
их практические приложения, а также связанные
со всем этим социальные, экономические
и культурные проблемы.
1. 2 Применение информационных
таможенных технологий в таможенной сфере
ФТС России, как и любая другая государственная
структура, ориентирована на внедрение
перспективных технологий с целью повышения
эффективности своего функционирования
и качества предоставляемых услуг конечному
потребителю. Одним из инструментов реализации
таких технологий и являются ИТ-технологии.
Разработка и внедрение информационных
таможенных технологий - своевременный
и необходимый процесс, который позволяет
повысить качество и оперативность совершения
таможенных операций.
Реализация таможенной
службой поставленной государством задачи
по созданию стабильных и благоприятных
условий для развития внешней торговли
и проведения эффективного таможенного
контроля не может быть эффективно осуществлена
без внедрения и использования современных
ИТ-технологий, необходимость применения
которых обусловлена быстрым увеличением
объема международного товарооборота,
усложнением его структуры, ограниченностью
кадровых ресурсов таможенных органов
и желанием участников внешнеэкономической
деятельности (далее - ВЭД) свести к минимуму
потери времени и материальных средств
в ходе таможенного декларирования товаров.
Руководители
таможенных служб многих стран мира сходятся
во мнении, что внедрение ИТ-технологий,
несмотря на высокий уровень затрат, не
является прихотью, а представляет собой
суровую необходимость. В настоящий момент
правительства выделяют значительные
бюджетные средства на финансирование
мероприятий, связанных с разработкой,
внедрением, совершенствованием, развитием
ИТ-технологий в органах государственной
власти. Так, по данным Министерства связи
и массовых коммуникаций РФ, на внедрение
и использование ИТ-технологий в государственных
органах Правительством РФ в бюджетах
на 2012 - 2014 гг. заложено около 181 млрд руб.
ФТС России
придерживается мнения, что "за ИТ-технологиями
будущее таможенной службы России".
В связи с этим ФТС России был принят ряд
федеральных программ по модернизации
таможенной системы и внедрению ИТ-технологий
в процессы регулирования и администрирования
внешнеторговой деятельности, благодаря
которым она была признана одной из самых
технологичных и технически оснащенных
служб России.
В
таможенной службе России ведется постоянная
работа по внедрению и адаптации современных
инструментов таможенного администрирования
и контроля, основанных на ИТ-технологиях
и международных нормах. Среди таких инструментов
можно отметить:
- использование ИТ-технологий
при совершении таможенных операций (электронное декларирование и информирование по
каналам связи и через Интернет (ЭД 1 и
ЭД 2));
- разработку новых
программных продуктов, обеспечивающих
защиту, полноту и конфиденциальность
обрабатываемых данных;
- программное использование
системы управления рисками;
- электронный документооборот,
позволяющий осуществлять информационный
обмен данными;
- внедрение электронной
подписи;
- инновационные технические
системы таможенного контроля;
- модернизацию информационной
сети ЕАИС таможенных органов;
- разработку Концепции
создания Интегрированной информационной
системы внешней и взаимной торговли Таможенного
союза.
Благодаря
внедрению и использованию вышеуказанных
инструментов ФТС России уже добилась
существенных результатов в реализации
своих повседневных задач, направленных
на обеспечение экономической безопасности
и совершенствование таможенного регулирования
внешней торговли.
Однако
на сегодняшний день на фоне стремительного
прогресса информационного общества,
постоянного усиления процессов глобальной
интеграции и широкого применения ИТ-технологий
в государственном аппарате, в рамках
реализации Федеральных целевых программ
"Электронная Россия...", "Информационное
общество (2011 - 2020 годы)" [5] и "Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года" Правительство РФ ставит
перед ФТС России новую задачу - повысить
качество и доступность государственных
услуг в таможенной сфере (далее - таможенные
услуги). Для решения данной задачи необходимы
внедрение ИТ-технологий и использование
электронных способов передачи информации.
Распоряжением ФТС России от 16.04.2010 N 96-р
была создана рабочая группа по разработке
и управлению реализацией ведомственной
программы внедрения ИТ-технологий в деятельность
ФТС России и координации перехода к предоставлению
государственных услуг и исполнению государственных
функций в электронном виде.
Среди основных
проблем, выявленных рабочей группой,
стоит отметить "бумажный порядок" оказания таможенных
услуг, установленный в соответствии
с Регламентом ФТС России, утвержденным
Приказом ФТС России от 28.11.2007 N 1479. Большинство
таких услуг направлено лишь на ведение
реестров и носят информационно-справочный
характер. В соответствии с нормами, регламентирующими
порядок предоставления государственных
услуг, существуют следующие ограничения:
- необходимость предоставления
заявителями документов исключительно
на бумажных носителях лично или по почте;
- необходимость межведомственного
взаимодействия путем направления соответствующих
писем, ведения журналов учета на бумажных
носителях;
- необходимость выдачи
результата предоставления государственной
или муниципальной услуги в целом или
ее отдельной процедуры исключительно
на бумажном носителе.
Естественно, что данный
порядок ввиду своей негибкости и объемности
не способен отвечать жестким требованиям
развитого информационного общества.
Еще одним
важным барьером, сдерживающим переход
на оказание таможенных услуг в электронном
виде, является недостаточный уровень
компьютерной грамотности как граждан
- потенциальных потребителей таможенных
услуг в электронном виде, так и государственных
служащих, участвующих в предоставлении
таможенных услуг в электронном виде.
Отсутствуют координация
и единые технологические стандарты при
создании информационных систем федеральными
и региональными органами государственной
власти. Органы государственной власти
в большинстве случаев дублируют разработку
однотипных программных решений.
При
закупке и внедрении программного обеспечения
не уделяется должного внимания применению
решений, основанных на открытых стандартах,
что приводит к несовместимости программно-технических
решений, невозможности обмена данными
между различными государственными информационными
системами.
Правовой
основой использования ИТ-технологий
на единой таможенной территории как таможенными
органами, так и участниками ВЭД является
таможенное законодательство Таможенного
союза, базирующееся на Конвенции ООН
"Об использовании электронных сообщений
в международных договорах" 2005 г., Рамочных
стандартах безопасности и облегчения
мировой торговли 2005 г., практике применения
информационных систем и технологий в
таможенной сфере, установленной в гл.
7 Генерального приложения Международной
конвенции об упрощении и гармонизации
таможенных процедур.
В Таможенном
кодексе Таможенного союза из 372 статей
более чем в 40 предусмотрены порядок и
правила использования информационных
технологий на единой таможенной территории,
основными из них можно считать:
- ст. 43 "Информационные
системы, информационные технологии и
средства их обеспечения, используемые
таможенными органами";
- ст. 44 "Информационные
ресурсы таможенных органов";
- ст. 45 "Защита информации
и прав субъектов, участвующих в информационных
процессах и информатизации";
- ст. 124 "Обмен информацией
между таможенными органами";
- ст. 180 "Таможенная
декларация".
Использование ИТ-технологий
и электронных способов передачи информации
при оказании таможенных услуг и осуществлении
таможенных операций в России дополнительно
регламентировано Федеральными законами
от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг"
и от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании
в Российской Федерации".
Важным нововведением
является установленный для органов, предоставляющих
государственные (муниципальные) услуги,
запрет требовать от заявителя информацию
и документы, которые находятся в распоряжении
данных органов, организаций и (или) иных
государственных органов, органов местного
самоуправления.
Использование ИТ-технологий при осуществлении
таможенных услуг и таможенных операций
регулируют следующие статьи Федерального
закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном
регулировании в Российской Федерации":
- п. 8 ст. 11 "Принципы
деятельности таможенных органов";
- пп. 13 п. 1 ст. 19 "Права
таможенных органов";
- п. 1 ст. 51 "Информирование
об актах таможенного законодательства
Таможенного союза, законодательства
Российской Федерации о таможенном деле
и об иных правовых актах Российской Федерации
в области таможенного дела";
- п. 8 ст. 86 "Специальные
упрощения, предоставляемые уполномоченному
таможенному оператору";
- статьи гл. 7 "Информационные
системы и информационные технологии".
В настоящее время ФТС России подготовила
поправки в указанный Федеральный закон
в части перехода на межведомственное
взаимодействие в электронной форме, которые
устранят препятствия для организации
взаимодействия между федеральными органами
исполнительной власти при предоставлении
таможенных услуг в электронной форме.
Участникам ВЭД не нужно будет представлять
документы на бумажном носителе, выдаваемые
другими федеральными органами исполнительной
власти.
Эффективное внедрение ИТ-технологий
в таможенные услуги может дать следующие
положительные результаты:
- обеспечение доступности
и качества услуг любому гражданину (независимо
от возраста, уровня достатка, образования
и местожительства) или организации в
удобное время в удобном месте (дома или
на рабочем месте), получение результата
при минимальных затратах времени и усилий;
- существенное сокращение
сроков предоставления таможенных услуг
и затрат на передачу, хранение, обработку
информации;
- автоматизация некоторых
процессов, касающихся взаимодействия
участников ВЭД с таможенной службой России,
а также самой таможенной службы с иными
органами исполнительной власти;
- повышение качества
предоставления таможенных услуг;
- перевод большинства
таможенных операций в электронную форму
и упрощение обеспечения соответствия
информационных систем таможенной службы
России с информационными системами зарубежных
стран.
Оказание таможенных услуг в электронной
форме позволяет сократить время, необходимое
для выполнения тех или иных внутренних
типовых процессов и процедур, а также
напрямую влияет на повышение экономической
эффективности деятельности таможенных
органов путем высвобождения площадей,
которые ранее использовались для хранения
документов; повышения производительности
труда; сокращения затрат на бумагу и печать
документов, почтовые отправления, передачу,
хранение и обработку информации.
Кроме того, следует отметить, что удобства,
связанные с использованием ИТ-технологий
при получении таможенных услуг, ведут
к сокращению количества представляемых
документов на бумажных носителях, упрощению
процесса обмена документами и сведениями
между участниками ВЭД и таможенной службой,
устранению коррупционных издержек.
Использование ИТ-технологий в таможенных
услугах позволит объединить таможенную
информационную систему с информационными
системами банков и торговых партнеров,
тем самым ускоряя продвижение товаров
между странами, создавая условия для
развития транзита и повышения уровня
таможенного контроля. Это будет способствовать
созданию благоприятных условий ВЭД, влиять
на темпы роста экономического развития,
активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния
населения.
При вступлении России и стран Таможенного
союза в ВТО в сферу таможенных услуг неизбежно
придут иностранные компании, которые
будут соперничать с российскими таможенными
представителями. Только освоив все современные
информационные технологии и автоматизированные
системы, которые разрабатывает и внедряет
ФТС России, компании таможенных представителей
смогут стать достойными конкурентами
и предложить участникам мировой торговли
услуги высокого качества.
Таким
образом, переход на новый виток развития
таможенной системы немыслим без адекватного
развития информационных таможенных технологий.
Электронному бизнесу, электронной торговле
и электронным внешнеторговым документам
должны соответствовать информационно-компьютерная
таможенная служба и таможенные услуги,
отвечающие требованиям современного
информационного общества.
Глава 2 Программные
средства, используемые при оформлении
транспортных средств таможенными органами
1) АРМ "ТПО - Т" - инструментальное
средство, обеспечивающее автоматизацию
работы должностного лица таможенного
органа по проведению операций,
связанных с оформлением удостоверения
ввоза ТС, в том числе ввезенных
временно.
Используется для заполнения
и печатания таможенного приходного ордера
и добавочного листа к нему, удостоверения
ввоза ТС, а также ПТС и (или) ПШТС, формирования
их электронных копий и автоматизированной
базы данных ТС, ТПО на уровне таможенного
поста и отдела таможни.
2) АРМ "Таможенный инспектор"
- инструментальное средство, обеспечивающее
автоматизацию работы должностного
лица таможенного органа по
проведению операций, связанных
с оформлением грузовых таможенных
деклараций.
Используется для заполнения
грузовой таможенной декларации и добавочных
листов к ней, а также для заполнения и
печатания ПТС и (или) ПШТС, формирования
их электронных копий и автоматизированной
базы данных ТС, ГТД на уровне таможенного
поста, отдела таможни и по таможне в целом.
3) АСТО - автоматизированная
система таможенного оформления
для таможенных постов и ОТО
и ТК, обеспечивающая комплексное оформление
ГТД.
Используется для заполнения
грузовой таможенной декларации и добавочных
листов к ней, а также для заполнения и
печатания ПТС и (или) ПШТС, формирования
их электронных копий и автоматизированной
базы данных ТС, ГТД на уровне таможенного
поста, отдела таможни и по таможне в целом.
4) КПС "Автоконтроль - Т"
- инструментальное средство, обеспечивающее
на уровне таможни прием данных из структурных
подразделений таможни в базу данных ТС
таможни, в том числе временно ввезенных
ТС, с осуществлением форматно - логического
контроля, ведение базы данных ТС таможни,
формирование аналитических справок об
информации, содержащейся в базе данных
ТС таможни, передачу данных в региональную
базу данных ТС, ведение журнала учета
временно ввезенных ТС.
5) КПС "Автоконтроль - Р"
- инструментальное средство, обеспечивающее
на уровне регионального таможенного
управления (регионального отдела ГНИВЦа)
прием данных из подчиненных таможенных
органов в региональную базу данных ТС
с осуществлением форматно - логического
контроля, ведение региональной базы данных
ТС, формирование аналитических справок
об информации, содержащейся в региональной
базе данных ТС, передачу данных в центральную
базу данных ТС.
6) КПС "Автоконтроль - К"
- инструментальное средство, обеспечивающее
на уровне ГНИВЦа и управлений ГТК России
прием данных из починенных таможенных
органов в центральную базу данных ТС
с осуществлением форматно - логического
контроля, ведение центральной базы данных
ТС, формирование аналитических справок
об информации, содержащейся в центральной
базе данных ТС.
2.1 Состав и структура
передаваемой в базы данных транспортных
средств информации
Для формирования первичных
и региональных баз данных ТС подлежат
передаче файлы базы данных ТС AVTOMOVE.DBF
и BLANK.DBF.
Данные DBF - файлы подлежат архивации
в файл AAYMMDDN.999, который вместе с сопроводительным
файлом SAYMMDDN.999 подлежит передаче в вышестоящий
таможенный орган.
Имена передаваемых файлов
AAYMMDDN.999 и SAYMMDDN.999 формируются следующим
образом:
1) для передачи в таможню
(из АРМ ТИ или АРМ ТПО):
AA - буквы "AA" и "SA"
для АРМ ТИ (АСТО) и буквы "AT"
и "ST" для АРМ ТПО;
Y - последняя цифра года;
MM - месяц;
DD - день отсылки;
N - номер посылки за
день;
999 - OON для отдела таможни
(где N - условный код отдела) или 990
для поста (где 99 - код поста по
классификатору таможен).
2) для передачи в РТУ
из АРМ "Автоконтроль - Т" или АРМ
"Автоконтроль - Р":
AA - буквы "AA" и "SA";
Y - последняя цифра года;
MM - месяц;
DD - день отсылки;
N - номер посылки за
день;
999 - первые 3 цифры кода
таможни или РТУ по классификатору
таможен.
Состав и структура файла базы
данных AVTOMOVE.DBF приведены в таблице 1, 2.
Глава 3 Порядок формирования
первичных, региональных и центральной
баз данных транспортных средств, оформленных
таможенными органами
В целях практического выполнения совместного Приказа МВД России, ГТК России и Госстандарта
России от 30 июня 1997 г. N 399/388/195 "О мерах
по реализации Постановления Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1996 г.
N 1445" в части предусмотренной в п. 7.3 Приказа разработки в таможенных органах
комплекса программных средств для учета
выданных таможенными органами паспортов
транспортных средств и для ведения первичных,
региональных и центральной баз данных
оформленных таможенными органами транспортных
средств, указанных в п. 1.5 утвержденного названным Приказом Положения
о паспортах транспортных средств и шасси
транспортных средств, приказываю:
1. Ввести
в действие с 01.01.98 технологию сбора и передачи
таможенными органами в первичные, региональные
и центральную базы данных информации
об оформленных таможенными органами
транспортных средствах (ТС) и выданных
на них таможенными органами паспортах
транспортных средств (ПТС) и (или) шасси
транспортных средств (ПШТС) и иных документах
(Приложение 1).
2. При
производстве таможенного оформления
и проведении таможенного контроля
ТС, в том числе ввозимых временно,
и работе с базами данных
таких ТС применять только
штатные программные средства, разработанные
и (или) направленные в соответствии
с установленным порядком в
таможенные органы ГНИВЦем .
3. Автоматизированное
таможенное оформление ТС и
ведение баз данных ТС на
всех уровнях осуществлять только
с использованием нормативно - справочной
информации, поддерживаемой и рассылаемой
ГНИВЦем.
4. Учет
временно ввозимых в Российскую Федерацию
транспортных средств с выдачей удостоверения
ввоза транспортного средства, в том числе
при регистрации таможенными органами
транспортных средств в соответствии
с Временными правилами регистрации
и учета таможенными органами транспортных
средств, зарегистрированных в других
странах и временно находящихся на территории
Российской Федерации сроком до 6 месяцев
(утверждены Приказом ГТК России от 02.03.95
N 137), производить с использованием комплекса
программных средств (КПС) "Автоконтроль".
5. РИТТУ
(А.Н. Чупланов) и ГНИВЦу (Ю.А. Чеботов):
5.1. В
недельный срок доработать программные
средства АСТО, АРМ ТИ, АРМ ТПО
с целью обеспечить автоматизированное
заполнение баз данных ТС в
КПС "Автоконтроль" информацией из
данных АРМов и выслать их в таможенные
органы для опытной эксплуатации.