Исследование механизмов принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет изучено понятие таможенной пошлины, её виды, функции, особенности, а также последствия их введения. Кроме того, следует выявить экономическую роль и сущность ввозной таможенной пошлины.
К рассмотрению так же представлен вопрос о понятии механизма принятия решений в экономике. Рассматривается трансформация механизма принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин в России с 1995 года по наше время.
Кроме того, в работе изучены результаты вступления России в ВТО, как это отразилось на таможенных пошлинах. По этому поводу существует множество мнений и высказываний как частных лиц, так и экономистов, политиков. Результаты вступления России в ВТО до сих пор анализируются и делаются выводы по различным направлениям внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность ввозных таможенных пошлин…………………………………...5
2. Механизмы принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин…………………………………………………………………………..12
3. Субъекты принятия решений и регламентация их действий...…………….17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование механизмов принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин.docx

— 96.30 Кб (Скачать файл)

Таким образом, таможенная пошлина  создает стоимостной барьер, повышая цену ввозимого товара; в свою очередь, государство, применяя таможенные пошлины, стимулирует развитие определенных отраслей, создавая  для них благоприятные условия. Поэтому экономическая сущность таможенной пошлины состоит в том, что она ликвидирует разницу между среднемировыми и национальными издержками производства. И чем выше эта разница, тем выше таможенная пошлина в стране импортере.

 

2. Механизмы принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин

 

Механизм принятия решений  – это последовательная деятельность субъектов, определяющая собой какое-либо действие, явление.

В нашем случае под механизмом принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин будем  понимать последовательные действия субъектов  принятия решений, которые определяют порядок изменения ставок ввозных  таможенных пошлин.

С 1995 года по наше время механизм изменения ставок ввозных таможенных пошлин претерпел существенные изменения. Первый такой механизм был предложен  в законе «О таможенном тарифе».

Ставки ввозных таможенных пошлин определялись Правительством Российской Федерации до 2010 года. Национальный уровень регулирования определялся положением Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", закрепляющим полномочия Правительства РФ в сфере экономики и внешней политики, в соответствии с которыми Правительство РФ "осуществляет общее руководство таможенным делом" (ст. 14), а также "осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности" (ст. 21).

Полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин соответствуют нормам, содержащимся в п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с которыми Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение", "устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом".

Однако со временем произошла  трансформация с национального  уровня регулирования ставок ввозных  таможенных пошлин на наднациональный, что обусловлено созданием Таможенного Союза.

Ставки ввозных таможенных пошлин Таможенного Союза с 1 января 2010 года систематизированы в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и отражены в Едином таможенном тарифе Таможенного Союза.

Формирование Единого таможенного  тарифа осуществляется Правительствами стран Таможенного союза с учетом следующих факторов:

1)  уровень унификации таможенных тарифов, достигнутый Сторонами в ходе реализации Соглашения об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 года;

2)  импорт конкретного товара на таможенные территории государств Сторон;

3)  чувствительность ставок ввозных таможенных пошлин для конкретной отрасли промышленности;

4)  международные обязательства Сторон.

Правительства стран Таможенного  Союза согласуют принципы и порядок формирования Единого таможенного тарифа, включая сроки, этапы, обязательства Сторон о согласовании решений об изменении ставок ввозных таможенных пошлин в период формирования Единого таможенного тарифа, условия и механизм применения тарифных квот.

Стороны, как правило, не изменяют в одностороннем порядке ставки  ввозных таможенных  пошлин,  предусмотренные базовым перечнем Единого таможенного тарифа.

Механизм изменения ввозных  ставок таможенных пошлин в Таможенном Союзе до 12 ноября 2012 года представлен  на рисунке 3.

 

 

Правительство РФ


Правительство РБ

Правительство РК

переговоры по согласованию ставок ввозных таможенных пошлин

протокол

Комиссия Таможенного  Союза

изменение ставок ввозных  таможенных пошлин


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Механизм изменения ставок ввозных  таможенных пошлин в ТС

до 12 ноября 2012 г.

Правительства Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана не реже одного раза в квартал проводят переговоры по согласованию ставок ввозных таможенных пошлин в целях формирования Единого таможенного тарифа.

Итоги переговоров оформляются  протоколами, которые направляются в Комиссию Таможенного союза, учрежденную  в соответствии с Договором о  Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года.

В случае согласия всех Сторон протоколам, Комиссия формирует базовый перечень Единого таможенного тарифа либо изменяет ставки ввозных таможенных пошлин, содержащихся в базовом перечне Единого таможенного тарифа.

Единый таможенный тариф считается  сформированным, если ставки ввозных  таможенных пошлин Сторон совпадают  по всей номенклатуре товаров.

Однако, решением Совета Евразийской экономической комиссии № 86, принятым 12.10.2012г. «О ликвидации Комиссии Таможенного союза», с 1 ноября 2012 года Комиссия Таможенного Союза упразднена. 

Таким образом, Евразийская экономическая  комиссия унаследовала полномочия Комиссии таможенного союза в сферах таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования и технического регулирования. 

Механизм по изменению ставок ввозных  таможенных пошлин подвергся небольшим  доработкам – помимо правительств стран ТС, оказывает влияние Консультативный комитет по торговле. Это подразделение было создано в 2012 году Коллегией Евразийской экономической комиссии и также предоставляет результаты заседаний в виде протоколов.


Правительство РК


Правительство РФ


Правительство РБ


 Схематично рисунок действующего механизма по изменению ставок ввозных  таможенных пошлин в ТС представлен на рисунке 4.


 

переговоры по согласованию ставок ввозных таможенных пошлин



протокол



 

Консультативный комитет  по торговле


протокол


Евразийская экономическая  комиссия



 


 

изменение ставок ввозных  таможенных пошлин



 

Рис. 4 Механизм по изменению  ставок ввозных таможенных пошлин в ТС

с 12 ноября 2012 г.

Консультативный комитет по торговле создается Коллегией Евразийской  Экономической Комиссии, которая  состоит из двух организационных  блоков – Совет Комиссии и Коллегия Комиссии7.

Комитет рассматривает вопросы8:

1) внесения изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭДТС);

2) установления и изменения ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС);

3) применения Сторонами более  высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставкой ЕТТ ТС;

4) и другие вопросы, касающиеся таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Согласно соглашению об установлении и применении в Таможенном Союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное  действие) нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны устанавливаются  в следующих размерах:

1. Республика Беларусь  – 4,70%

2. Республика Казахстан  – 7,33%;

3. Российская Федерация –  87,97%.

Рассмотрев трансформацию органов, занимавшихся изменением ставок ввозных  таможенных пошлин можно отметить, что такое существенное развитие обусловлено интеграцией России в мировую экономику.

Однако, несмотря на это, остается важным тот факт, что по-прежнему изменение ставок ввозных таможенных пошлин как в России, так и в мире является прерогативой правительства.

 

3. Субъекты принятия решений и регламентация их действий

Исходя из сущности импортной  таможенной пошлины, её введение увеличивает  издержки импортера и тем самым  заставляет его повышать цену товара. В результате спрос на иностранные  товары на внутреннем рынке снижается. Увеличивается конкурентоспособность  национальных производителей по сравнению  с зарубежными. Пошлины, таким образом, сокращают импорт, что позволяет защищать от конкуренции отечественное производство и уменьшать дефицит платежного баланса, который является одним из основных источников инфляции.

Влияние импортных пошлин на отечественную промышленность неоднозначно. В краткосрочном плане сдерживание  импорта способствует развитию или  сохранению национального производства. Но ослабление конкуренции лишает это  производство долгосрочных стимулов к  совершенствованию. Отрасль, которой  тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой и утрачивает способность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замедляется повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают устаревшую по мировым стандартам продукцию. Кроме того, переплачивая за продукцию данной отрасли, потребители включают эти затраты в издержки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.

При введении импортного таможенного  тарифа потребители, по сути, платят налог  в пользу производителей. При этом производители получают дополнительную прибыль только за счет надбавки к  цене отечественных товаров. Потребители  же вынуждены платить эту надбавку как за отечественный, так и за импортный товар. Поэтому совокупный выигрыш производителей меньше, чем совокупный ущерб для потребителей.

Общество несет убытки от введения пошлины, но может понести  убытки и от их не введения.

Получая доход от пошлин, государство в состоянии поддерживать структурную перестройку экономики. Если в результате конкуренции импортных  товаров некоторые отрасли погибнут, то на организацию новых производств  потребуются гораздо большие средства. Чтобы получить их, скорее всего, придется прибегнуть к помощи государства, которое вынуждено будет обложить производителей и потребителей дополнительными налогами.

Ввозной таможенный тариф  должен быть гибким, чтобы предоставлять  одним отраслям избирательную защиту, а другим – открывать путь на мировую арену.

Новая редакция ЕТТ была принята  советом Евразийской экономической  комиссии (ЕЭК) в июле 2012 года. Снижение ввозного таможенного тарифа затрагивает ставки примерно по 1 тысяче товарных позиций из примерно 11 тысяч. По предварительным расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,5% до 7,36%.

Речь идет в первую очередь о  возврате импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008-2009 годах, на исходный уровень.

Для импорта еще четверти товаров  пошлины будут снижены до того уровня, о котором договорились переговорщики, спустя три года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок - восемь лет для мяса птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов.

Как сообщал ранее министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, примерно по 25% от общего числа товарных позиций  ставка тарифа может быть впоследствии повышена до уровня тарифных обязательств (уровня связывания), что дает дополнительные возможности нивелировать негативные последствия присоединения России к ВТО для отдельных отраслей и производителей.

Наибольшие изменения тарифов  произошли для продуктов питания  и других потребительских товаров, причем в части продовольствия сильнее  всего они затронут мясную и молочную группы, а также некоторые виды овощей и фруктов.

Так, пошлина на импорт свинины  в рамках квоты будет снижена  до 0% с нынешних 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм; на импорт свинины вне  квоты - до 65% с нынешних 75%, но не менее 1,5 евро за килограмм. Импортная пошлина  на готовые мясные изделия снижается  до 20%, но не менее 0,4 евро за килограмм  с 25%, но не менее 0,4 евро за килограмм.

Предполагается, что квота на импорт свинины будет отменена с 1 января 2020 года, а квоты по говядине и  птице будут действовать до тех  пор, пока Россия не решит их отменить. В частности, квота на охлажденную  говядину в соответствии с документами  по ВТО составляет 40 тысяч тонн на неопределенный период.

Новая пошлина на ввоз сливочного масла составила с 23 августа 15%, но не менее 0,29 евро за килограмм против прежних 15%, но не менее 0,4 евро. Изменятся пошлины и на ввоз многих сыров. В частности, ввозная пошлина на молодые сыры с содержанием жира не более 40% снизится до 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм. А, например, пошлина на импорт таких сыров как камамбер и бри опустится до 15%, но не менее 0,3 евро за килограмм с прежних 15%, но не менее 0,6 евро за килограмм.

Информация о работе Исследование механизмов принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин