Мировой рынок ссудного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной курсовой работы было как можно более детально описать сектора и элементы рынка, их взаимодействие между собой, представляющее основу его функционирования. Без понимания этих основных вещей невозможно осознать мировой рынок ссудных капиталов как единое целое - почти все исследования в этой сфере останавливаются лишь на некоторых отдельных сторонах деятельности рынка. Поэтому можно предположить, что многим студентам также будет интересно познакомиться хотя бы с первыми главами данной работы.

Содержание

Введение
1. Мировой рынок ссудных капиталов
1.1 Понятие МРСК
1.2 Структура и участники МРСК
1.3 Особенности МРСК
2. Сегменты МРСК
2.1 Мировой кредитный рынок
2.1.1 Рынок евровалют
2.1.2 Рынок еврокредитов
2.2 Мировой финансовый рынок
2.2.1 Мировой рынок облигаций
2.2.2 Мировые рынки необлигационных ценных бумаг
2.3 Еврорынок как звено МРСК
3. Институциональные единицы МРСК
3.1 Международные организации-участники МРСК
3.2 Транснациональные компании и банки
3.3 Вненациональные финансовые центры
4. Тенденции и проблемы развития МРСК
4.1 Интернационализация рынков капитала
4.2 Проблемы контролируемости МРСК
4.3 Место России в МРСК
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ,по дисциплине Валютное регулирование и валютный контроль ..docx

— 139.40 Кб (Скачать файл)

Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. табл. 4.1 в приложении). Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;

наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;

сохранение стабильного налогового режима.

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодного заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ - с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.

С 1992 по 1996 г. включительно Россия получила от МВФ 10,5 млрд. долл. Наиболее значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало предоставление ей резервного кредита "стэнд бай" №1 в 1992 г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит "стэнд бай" №2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

В 1996 г. вступило в силу четвертое соглашение с МВФ - программа расширенного кредитования сроком на три года. В этой связи Правительством РФ был принят ряд решений во внешнеэкономической области, прежде всего отказ от количественных ограничений на экспорт и импорт.

Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, в свою очередь предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.

Основная масса предоставленных России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Набирает темпы сотрудничество России с другими влиятельными финансовыми структурами. Россия, имея статус наблюдателя в Азиатском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправным членом. Это дает ей широкие возможности для расширения своего экспорта в рамках программы помощи АзБР странам СНГ и Вьетнаму. В перспективе налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским банком, Межамериканским банком развития.

Следует подчеркнуть, что при всей важности помощи международных финансовых организаций России их роль и значение в развитии российской экономики, влияние на экономические реформы достаточно ограничены.

С середины 90-х гг. Россия активно осваивает европейский рынок капиталов. За три года Россия разместила четыре транша еврооблигаций.

Таблица 4.2. Выпуски российских еврооблигаций в 1996-1998 гг.

 

Выпуск

Срок обращения

Объем выпуска

Спрэд*, базисных пунктов

Цена размещения

Купон, %

Дата погашения

 

Россия I

5 лет

$ 1 млрд.

345

99,567

9,25

29.11.2001

 

Россия II

7 лет

DM 2 млрд.

370

101,75

9

25.03.2004

 

Россия III

10 лет

$ 2 млрд.

365

99,164

10

26.06.2007

 

Россия IV

7 лет

DM 1,25 млрд

475

99,668

9,375

31.03.2005

 
               

* Превышение  доходности над государственными  облигациями (США - для выпусков в  американских долларах, Германии - для  выпусков в немецких марках) с  аналогичным сроком обращения, 100 базисных пунктов - 1%.

Выпуск российских евробондов номинирован в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах.

Заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем. Привлекательность еврооблигаций обусловлена большой емкостью данного рынка и отсутствием ограничений, которые, как правило, присутствуют в кредитах международных организаций или правительств других стран. Кроме государственных российских евробондов облигации на европейском рынке размещают Москва и Санкт-Петербург, ряд других субъектов РФ, например Татарстан, Московская область, Нижегородская область, Красноярский край и др. Стали популярными заимствования через вклады еврооблигаций для крупных российских предприятий, банков.

Следует отметить, что на рынке еврооблигаций до сих пор обращаются облигации, выпущенные в конце 80-х гг. Внешэкономбанком СССР. Их сумма оценивается примерно в 1 млрд. долл. Обслуживание долга и погашение по нему производятся точно в срок.

Внешний долг России. Осуществляя те или иные заимствования за рубежом, Россия становится одним из крупнейших должников в мире. По размеру внешнего долга, оцениваемого на начало 1998 г. в 130,8 млрд. долл., Россия заняла третье место в мире, уступая лишь Мексике (165,7 млрд. долл.) и Бразилии (159,1 млрд. долл.). Основная часть российского внешнего долга перешла по наследству от бывшего СССР - 97,8 млрд. долл., а долги самой России составляют лишь 33,8 млрд. долл.

Для улучшения платежной ситуации и обеспечения бюджета по части долговых обязательств Россия в 1982 г. пыталась заключить соглашения с кредиторами о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. В 1996 г. было подписано первое такое соглашение рамочного типа со странами Парижского клуба, объединяющего страны-кредиторы, о 25-летней реструктуризации бывшей советской задолженности государствам-членам этого клуба в размере 42 млрд. долл. Условия соглашения предоставляют России шестилетний льготный период, в течение которого выплачиваются только проценты по этому долгу. Сам долг начнет выплачиваться после 2002 г. в течение 20 лет. В соответствии с этим документом заключены конкретные соглашения со многими странами-членами клуба.

В октябре 1997 г. подписано соглашение о реструктуризации долга с Лондонским клубом банков-кредиторов (долг 32,3 млрд. долл.), которое предусматривает 25-летнюю отсрочку по выплате основного долга - 24 млрд. долл. Накопившиеся проценты по долгу - 8,3 млрд. долл. будут обслужены путем выпуская облигаций с 20-летним сроком погашения.

Благодаря соглашениям с Лондонским и Парижским клубами, а также льготным ссудам МВФ и МБРР выплата процентов по внешнему долгу будет составлять около 7 млрд. долл. в год (1,3% ВВП). Это меньше половины того, что пришлось бы выплачивать России в соответствии с текущими рыночными процентными ставками.

Государственный внутренний и внешний долг России за 1997 г. вырос с 1059,9 млрд. до 1278,1 млрд. руб. При этом внутренние заимствования к началу 1998 г. составили 500,9 млрд. руб. Объем внешнего долга иллюстрируют приведенные ниже данные (по состоянию на 31 декабря каждого года):

 
 

1996 г.

1997 г.

авг. 1998 г

 

Объем внешнего долга, млрд. долл. США

134,6

133,1

151,5

 
         

Самое опасное в том, что резко возрастают расходы по обслуживанию общей задолженности государства. Уже сейчас они превышают 30% расходной части бюджета. А к 2003 г. эта доля могла бы возрасти до 70%, если бы не успешный раунд переговоров с кредиторами Лондонского клуба, проведенный в 1999-2000 гг. министром Касьяновым. С другой стороны, такое облегчение означает лишь перекладывание с больной головы на здоровую: тяжесть выплат теперь перенесена на более поздние сроки (см. рис. 4.1 в приложении).

Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн. долл. Хотя российские чиновники ежегодно берут взятки в размере свыше 6 млрд. долл., а граждане вывозят из страны, как минимум, 20 млрд. долл. в год, по мнению некоторых оптимистично настроенных экономистов, такое положение дел не катастрофично.

Россия как кредитор. Россия не только должник, но и солидный кредитор для многих стран. Так, долг развивающихся стран России в 1993 г., по разным оценкам, составил 140-176 млрд. долл., как видим, эти цифры значительно превышают долг России Западу.

В сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно расширяет возможности возвращения долгов. Долги стран-членов клуба России составляют 52 млрд. долл. из общей суммы задолженности. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд. долл. Но это реальные деньги. По некоторым оценкам, речь может идти о 300-500 млн. долл. ежегодных выплат России ее должниками.

Ниже приведены суммы долгов (на конец 1997 г.) крупнейших должников России, млрд. долл.:

 

Куба

20

Монголия

8,5

Индия

7,9

Алжир

4

 

Сирия

13

Афганистан

8,2

Йемен

6,7

Мозамбик

3

 

Вьетнам

9,5

Ирак

8

Эфиопия

5,5

     
                 

Россия является также и кредитором стран СНГ, и их долг в последние годы возрастает. Текущая задолженность стран СНГ России составляет 9 млрд. долл. Основными должниками являются Украина, Казахстан, Узбекистан и Белоруссия. Исходя из того, что финансово-кредитная система стран СНГ находится на стадии становления и многие страны-члены СНГ не в состоянии рассчитаться с долгами, считается целесообразнее проводить зачет долгов поставками товаров, которые можно было бы выгодно продать на российском рынке.

Сбалансированная, гибкая политика России по управлению своими зарубежными займами и кредитами будет способствовать ее выходу из нынешнего тяжелого финансового положения.

Иностранные инвестиции. Россия, по западным оценкам, в состоянии в ближайшие 10-15 лет поглотить 200 - 300 млрд. долларов иностранных капиталовложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынка. Однако инвестиционный климат в стране продолжает оставаться крайне неблагоприятным. По уровню инвестиционного риска Российская Федерация находится на уровне Ирака. Эксперты Банка Австрии, проанализировавшие возможности размещения инвестиций в России с учетом политической и экономической конъюнктуры, социального климата и экологии, пришли к выводу, что лишь в 6 из 89 регионов России существует относительно благоприятный инвестиционный климат, а в 33 регионах климат "относительно пригоден". Основные факторы, препятствующие крупномасштабному притоку иностранного капитала, известны: политическая нестабильность, кризисное состояние экономики, неразвитость инфраструктуры, высокие трансакционные издержки и отсутствие соответствующей правовой базы.

Таблица 4.3. Приток частного капитала в Россию с 1992 по 1999 гг., млрд. долл. Источник: International Capital Markets. Developments, Prospects, and Key Policy Issues/ By a Staff Team led by Donald J. Mathieson and Garry J. Schinasi. - Internationl Monetary Fund, Sept 2000, p.46.

 
 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

 

Чистые прямые зарубежные инвестиции

0.7

0.9

0.6

2.0

2.5

6.2

2.8

2.7

 

Чистые портфельные инвестиции

0.0

5.0

16.3

10.3

17.6

18.4

3.9

-1.1

 

Ссуды банков и прочие поступления

0.0

0.0

-16.2

4.0

-20.1

-23.2

-20.1

-17.8

 

Итого приток частного капитала

0.7

5.9

0.6

16.4

-0.1

1.4

-13.4

-16.2

 
                   

В последнее время правительство России предпринимает необходимые шаги в направлении совершенствования законодательства, касающегося иностранных инвесторов. Определенное значение в стимулировании иностранных инвесторов будут иметь принятые решения о распространении режима налогообложения прибыли малых предприятий на предприятия с иностранными инвестициями, реализующие проекты в материальном производстве; об освобождении от НДС и спецналога технологического оборудования, импортируемого предприятиями с иностранным участием в рамках развития собственного производства; об освобождении от НДС и спецналога валютных кредитов, предоставляемых российским юридическим лицам зарубежными банками и материнскими компаниями СП; об отмене с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда; об отмене ограничений на количество текущих счетов российских юридических лиц; о выведении суммы курсовых операций из налогооблагаемой прибыли для предприятий, не специализирующихся на операциях на валютном рынке.

Положительный эффект может дать принятие уже подготовленных законопроектов: о свободных экономических зонах, о концессиях, а также новой редакции закона об иностранных инвестициях.

Еще более важно, что многие факторы, препятствующие притоку в Россию иностранного капитала, нельзя устранить в короткий период времени никакими - даже самыми преференциальными для иностранных инвесторов - законодательными акциями. Среди главных факторов низкой конкурентоспособности России как получателя иностранного капитала - полное, с точки зрения инвесторов, отсутствие элементарного хозяйственного порядка в экономике на микроуровне, т.е. в отношениях между предприятиями и властями, между предприятиями и властями и т.д. Поэтому на кардинальное улучшение инвестиционного климата в ближайший год - два рассчитывать нельзя.

Информация о работе Мировой рынок ссудного капитала