Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 19:39, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть национальную систему экспортного контроля.
Задачи:
1. Исследовать цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля.
2. Проанализировать особенности организации экспортного контроля в России.
Введение 3
1. Цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля 5
1.1. Цели экспортного контроля 5
1.2. Принципы экспортного контроля 10
1.3. Методы осуществления экспортного контроля 15
2. Особенности организации экспортного контроля в России 26
2.1. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля 26
2.2. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю 30
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приоритет интересов Российского государства и его безопасности проявляется и в Федеральном законе от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ9. Согласно этому Закону государственная политика при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами строится на основе принципов сохранения и поддержания политических, экономических и военных интересов Российской Федерации; соблюдения взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов с иностранными государствами на приемлемых для Российской Федерации условиях.
В абзаце 2 статьи 5 Закона указано, что осуществление государственной политики в области экспортного контроля должно строиться на следующих принципах:
-
добросовестности выполнения
- законности;
- гласности;
-
доступности информации по
-
приоритета интересов
-
осуществления экспортного
-
гармонизации процедур и
-
взаимодействия с
Под добросовестностью выполнения международных обязательств для целей Закона надо понимать выполнение в полном объеме взятых в соответствии с международными договорами и соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права обязательств по принятию мер для нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также контролю за экспортом продукции военного и двойного назначения. Необходимо помнить, что к данному принципу необходимо относить также обязанность исполнения взятых Российской Федерацией обязательств по противодействию распространения международного терроризма, хотя напрямую и непоименованную в данной статье.
Выполнение международных обязательств вытекает из общих принципов, установленных Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.10 и закрепленных в ст. 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"11, согласно которой международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии и с условиями самих международных договоров, норм международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных актов законодательства Российской Федерации.
Принцип законности при осуществлении государственной политики в сфере экспортного контроля раскрывается в ст. 15 Конституции Российской Федерации12 в виде точного и неукоснительного соблюдения, исполнения законов и нормативно-правовых актов всеми участниками, а именно государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении ими внешнеторговой деятельности.
Гласность как принцип осуществления государственной политики в области экспортного контроля выражается в создании условий для открытого и понятного для всех лиц доступа к процессам осуществления уполномоченными органами экспортного контроля. Принцип гласности неразрывно связан с принципом доступности информации по вопросам экспортного контроля, то есть органы, осуществляющие экспортный контроль, обязаны предоставить для свободного доступа информацию о правилах и требованиях, установленных законодательством об экспортном контроле, порядке осуществления системы экспортного контроля, а также мерах ответственности за нарушения в сфере экспортного контроля.
В настоящее время обязанность по реализации данных принципов согласно Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 108513 возложена на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, а именно Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации.
В качестве одного из принципов государственной политики России в сфере экспортного контроля статья 5 Закона выделяет приоритет интересов безопасности государства. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Экспортный контроль должен осуществляться на основе приоритета интересов безопасности государства с обязательным условием одновременного соблюдения интересов личности и общества.
Осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей, является принципом, согласно которому процедура экспортного контроля должна быть ограничена лишь реализацией своих целей без ограничения прав участников внешнеэкономической деятельности. Данный принцип раскрывается в исключении необоснованного вмешательства государственных органов при осуществлении ими контрольных и иных функций во внешнеторговую деятельность его участников. Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации является также принципом государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, указанным в ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ.
Принцип гармонизации процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой заключается в применении порядка осуществления системы экспортного контроля в соответствии с международными договорами и соглашениями, а также сложившейся практикой.
Данный принцип исходит из того значения, которое придается международному праву в национальной правовой системе. Исходя из ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью российской правовой системы. В данной статье провозглашена приоритетность норм международных договоров над национальным законодательством.
Например, имеется Программа сотрудничества Европейского союза и России в виде проекта "Экспортный контроль товаров двойного назначения", которая создана в целях развития тесных экономических и торговых отношений России с Европейским союзом посредством гармонизации систем экспортного контроля, а также для усиления борьбы с распространением оружия массового поражения и терроризмом.
Участие Российской Федерации в целях укрепления международной безопасности и стабильности, недопущения распространения оружия массового поражения, средств его доставки и искоренения международного терроризма в различных международных организациях (ООН, Юнеско, Магатэ, Комитете Цангера, Группе ядерных поставщиков, Контроля за ракетными технологиями, Австралийской группе и других), а также взаимодействие с иностранными государствами раскрывает последний принцип государственной политики в сфере экспортного контроля, указанный в статье 5 Закона, - взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки.
Статья 7 Закона перечисляет список методов осуществления экспортного контроля. Эти методы являются правовыми средствами, с помощью которых уполномоченные органы регулируют и осуществляют контроль за перемещением товаров и технологий через границу Российской Федерации, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Данный перечень является исчерпывающим, и каждый указанный метод конкретно раскрывается отдельно в Законе.
Метод идентификации контролируемых товаров и технологий предусмотрен ст. 24 Закона и предусматривает проверку перемещаемых через границу сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на соответствие их наименования, технических характеристик и кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности тем объектам внешнеэкономической деятельности, которые указаны в списках (перечнях) контролируемых товаров и технологий, утвержденных указами Президента России.
В случае наличия в списках (перечнях) контролируемых товаров и технологий наименования ввозимого либо вывозимого товара либо технологий применяется метод разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций. Этот метод предполагает свободу перемещения контролируемого сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности через границу Российской Федерации на основании разрешения уполномоченного органа государственной власти в виде лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономической сделки. Порядок и условия получения разрешения либо лицензии предусмотрены статьями 19 и 22 Закона14.
Метод таможенного оформления и таможенного контроля контролируемых товаров и технологий представляет собой осуществление экспортного контроля уполномоченными таможенными органами при фактическом перемещении контролируемых товаров через таможенную границу. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза таможенные органы являются органами, на которые возложена обязанность по осуществлению таможенного контроля над перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза товарами и транспортными средствами, а также осуществлению иных видов контроля, в том числе и экспортного контроля (ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Рассматриваемый метод не раскрывается Законом и является отсылочным к таможенному законодательству, поэтому необходимо подробнее остановиться на нем.
Согласно ст. 5 Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества, введенного в действие решением N 139 от 21 декабря 2007 г.15 правительств государств - членов ЕврАзЭС, осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, включенными в типовые списки, осуществляется в разрешительном порядке, предусматривающем лицензирование или иную форму государственного регулирования, а также таможенный контроль и таможенное оформление таких товаров и технологий, перемещаемых за пределы территорий государств - членов ЕврАзЭС.
Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются в соответствии с законодательством государств - членов ЕврАзЭС о таможенном деле. При этом необходимым условием проведения таможенного оформления таких товаров и технологий является наличие разрешения на вывоз, выданного уполномоченным органом какой-либо стороны (ст. 11 Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества).
1 июля 2010 г. на территории трех стран - Беларуси, Казахстана и России - начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза16, введенный в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 17 "О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза"17. Данным Кодексом были объединены таможенные территории этих стран и кодифицированы правила таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, происходящих из третьих стран.
Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза все товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование производится путем подачи декларантом таможенному органу таможенной декларации на перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства. Оно предусматривает две формы декларирования - письменную и электронную. Видами таможенной декларации являются:
- декларация на товары;
- транзитная декларация;
-
пассажирская таможенная
-
декларация на транспортное
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза к таким документам относятся:
-
документы, подтверждающие полномочия
лица, подающего таможенную
-
документы, подтверждающие совершение
внешнеэкономической следки, а в
случае отсутствия
- транспортные (перевозочные) документы;
- документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
-
документы, подтверждающие соблюдение
ограничений в связи с
- документы, подтверждающие страну происхождения товаров;
-
документы, на основании которых
был заявлен классификационный
код товара по единой Товарной
номенклатуре
- документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
-
документы, подтверждающие право
на льготы по уплате
-
документы, подтверждающие изменение
срока уплаты таможенных
- документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
-
документ, подтверждающий соблюдение
требований в области
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предусмотрен сокращенный перечень документов. В данном случае количество представляемых документов сокращено до семи:
Информация о работе Национальная система экспортного контроля РФ