Национальная система экспортного контроля РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть национальную систему экспортного контроля.
Задачи:
1. Исследовать цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля.
2. Проанализировать особенности организации экспортного контроля в России.

Содержание

Введение 3
1. Цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля 5
1.1. Цели экспортного контроля 5
1.2. Принципы экспортного контроля 10
1.3. Методы осуществления экспортного контроля 15
2. Особенности организации экспортного контроля в России 26
2.1. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля 26
2.2. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю 30
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная система экспортного контроля РФ.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

- принятия в пределах своей  компетенции решения о проведении  переговоров и подписании международных  договоров Российской Федерации  в области экспортного контроля.

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ Правительство РФ имеет право в пределах своих полномочий заключать международные договоры Российской Федерации. Под международным договором Российской Федерации согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования22.

Ведение переговоров и подписание международных договоров в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, либо от его имени, осуществляет Министерство иностранных дел РФ;

- осуществления иных полномочий  в области экспортного контроля, возложенных Конституцией Российской  Федерации, федеральными конституционными  законами, федеральными законами  и указами Президента РФ на  Правительство РФ.

Правительство РФ при осуществлении возложенных на него задач на основании Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ, Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ для реализации указов Президента РФ и международных договоров в области экспортного контроля имеет право осуществлять иные полномочия.

Как видно из вышеуказанной схемы экспортного контроля, в Российской Федерации структуру осуществления экспортного контроля страны возглавляет Президент РФ. Его полномочия в сфере экспортного контроля основаны на действующей Конституции России и выражаются в виде:

- определения основных направлений  государственной политики в области  экспортного контроля.

Основные направления государственной политики, определяемой главой государства, основаны на ст. 80 Конституции, согласно которой он в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами наделен правом определять основные направления внутренней и внешней политики государства.

Стратегию направления внутренней и внешней политики государства на краткосрочный период Президент России выражает в своем обращении к Федеральному Собранию с ежегодным посланием, куда в том числе включены основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 84 Конституции России, ст. 12 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

На долгосрочный период развития страны Президент РФ определяет стратегию внутренней и внешней политики, которая выражена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

- обеспечения согласованного функционирования  и взаимодействия органов государственной  власти Российской Федерации  в области экспортного контроля.

Организация и функционирование системы экспортного контроля основывается на взаимодействии различных органов исполнительной власти в рамках предоставленных им полномочий. В состав системы экспортного контроля входят такие органы исполнительной власти, как Министерство иностранных дел России, Министерство обороны России, Министерство юстиции, Министерство промышленности и торговли России, Министерство образования и науки России, Роскосмос, Федеральная служба безопасности России, Служба внешней разведки России, Федеральная таможенная служба России, Федеральная служба технического надзора России, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, а также государственная корпорация "Росатом" и Российская академия наук с различными полномочиями в сфере экспортного контроля.

Президент Российской Федерации, основываясь на ст. 80 Конституции России, обеспечивает межведомственную согласованную организацию работ по обеспечению экспортного контроля в России с целью обеспечения баланса государственных интересов при принятии решений. Поэтому нормальное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в сфере экспортного контроля согласно ст. 9 Закона призван осуществлять межведомственный координационный орган по экспортному контролю, а именно Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, которая обеспечивает проведение единой государственной политики, осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работы в области экспортного контроля;

- утверждения списков (перечней) контролируемых  товаров и технологий.

Утверждение списков контролируемых товаров и технологий является тем полномочием Президента России в сфере экспортного контроля, которое регламентировано ст. 6 Закона.

2.2. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю

Статья 9 Закона является правовым основанием для образования и организации работы межведомственного органа по экспортному контролю, который призван обеспечивать проведение единой государственной политики, а также осуществлять организационно-методическое руководство и координацию работы в области экспортного контроля.

В настоящее время таким органом является Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, образованная во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. N 9623.

Комиссия по экспортному контролю призвана обеспечить защиту государственных интересов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Она готовит предложения по основным направлениям государственной политики в области экспортного контроля в целях нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. На комиссию возлагается также задача по выработке рекомендаций по разрешению проблемных вопросов в области экспортного контроля24.

Для реализации возложенных на нее задач Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации наделена следующими функциями:

- разработка мер по развитию  и совершенствованию системы  экспортного контроля в Российской  Федерации;

- координация работ по разработке  списков (перечней) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю;

- подготовка предложений по разработке  проектов нормативных правовых  актов, направленных на повышение  эффективности экспортного контроля;

- рассмотрение вопросов международного  сотрудничества в области экспортного  контроля;

- организация взаимодействия федеральных  органов исполнительной власти  по вопросам прогнозирования  и выявления угроз безопасности  Российской Федерации, связанных  с распространением оружия массового  поражения и средств его доставки, а также по вопросам подготовки  предложений, касающихся противодействия  этим угрозам;

- координация работы по подготовке  предложений для ежегодных докладов  Правительства Российской Федерации  Президенту Российской Федерации  по вопросам нераспространения  оружия массового поражения и  средств его доставки;

- проведение анализа эффективности  международного сотрудничества  Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, подготовка соответствующих предложений;

- подготовка предложений о направлениях  и формах сотрудничества с  иностранными государствами и  международными организациями в  ядерной, космической и других  наукоемких и высокотехнологичных  областях;

- и рядом других полномочий.

Комиссия формируется в составе председателя Комиссии, его заместителя, ответственного секретаря Комиссии и 21 ее члена. Весь состав Комиссии утверждается Президентом РФ. В него входят руководители федеральных органов исполнительной власти и (или) их заместители, заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1380 "Об утверждении состава Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации"25 определено, что в состав комиссии входят:

- председатель - заместитель Председателя  Правительства Российской Федерации;

- заместитель председателя - директор  Федеральной службы по техническому  и экспортному контролю Российской  Федерации;

- ответственный секретарь - заместитель  директора Федеральной службы  по техническому и экспортному  контролю Российской Федерации;

- члены: руководитель Федеральной  таможенной службы Российской  Федерации; руководитель аппарата  Военно-промышленной комиссии при  Правительстве Российской Федерации - заместитель Руководителя Аппарата  Правительства Российской Федерации; руководитель Службы экономической  безопасности Федеральной службы  безопасности Российской Федерации; начальник управления Министерства  обороны Российской Федерации; заместитель  директора Службы внешней разведки  Российской Федерации; заместитель  Министра иностранных дел Российской  Федерации; заместитель руководителя Роснауки; заместитель руководителя Ростехнадзора; заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации; вице-президент Российской академии наук; заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации; руководитель Роскосмоса; заместитель начальника главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации; заместитель руководителя Росатома; заместитель директора Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков Российской Федерации; заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации; заместитель руководителя Роспрома; директор Департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития России; заместитель руководителя Росфинмониторинга; заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации.

Работа Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации осуществляется по планам, заседания проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации ведет ее председатель, а в его отсутствие - один из заместителей председателя либо один из членов. Члены Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации участвуют в заседаниях без права замены. Заседания и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. Для участия в обсуждении отдельных вопросов могут приглашаться представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ученые и специалисты. Также согласно статье 9 Закона в заседаниях межведомственного координационного органа по экспортному контролю могут участвовать представители Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно Положению о комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. N 96, для решения возложенных на нее задач и выполнения своих функций рассматриваемая комиссия имеет право:

- запрашивать у федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации необходимые  материалы и информацию;

- заслушивать на своих заседаниях  руководителей федеральных органов  исполнительной власти, представленных  в Комиссии, по вопросам, относящимся  к компетенции Комиссии;

- вносить в установленном порядке  предложения по вопросам, требующим  решения Правительства Российской  Федерации;

- создавать временные рабочие  группы для проработки предложений  по отдельным проблемам, связанным  с решением возложенных на  Комиссию задач;

- привлекать для выполнения исследовательских  и экспертных работ научные  и иные организации, ученых и  специалистов;

- пользоваться в установленном  порядке базами данных Администрации  Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской  Федерации и федеральных органов  исполнительной власти.

По результатам рассмотрения вопросов на заседаниях Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации принимаются решения, которые оформляются протоколами. Данные решения являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти, представленных в указанной комиссии.

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экспортного контроля реализуются на основании Конституции России и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и выражаются в виде:

- организации реализации государственной  политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;

- определения порядка осуществления  внешнеэкономической деятельности  в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной  деятельности (прав на них), которые  могут быть использованы при  создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов  вооружения и военной техники  либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

- принятия в пределах своей  компетенции решения о проведении  переговоров и подписании международных  договоров Российской Федерации в области экспортного контроля;

Информация о работе Национальная система экспортного контроля РФ