Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:11, реферат
В условиях развития рыночных отношений в России, восстановления функций таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает роль таможенных органов, а также их место в государственном устройстве.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Экономические аспекты деятельности таможенных органов………………………………………..…………………………………...4
1.1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов………………………………….……………..……………………4
1.2. Тарифное регулирование………………..………………………...…11
1.3. Внешнеторговая деятельность...………………………………….....16
1.4. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами…………………………………………………………………...18
1.5. Проблемы таможенной политики и пути их решения………………………………………………………………...….19
Заключение………………………………………………………………....……24
Список использованных источников……………………………………..……25
Таким образом, таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики. Таможенное дело снижает внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность национальной экономики и т.д.
Тарифное регулирование
Тарифное регулирование в таможенном деле - это меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, основанные на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.
Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, являющихся неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоза товара с этой территории.
Основные цели таможенного тарифа:
Единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ ТС) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза.
По сравнению с Таможенным тарифом РФ, в Едином таможенном тарифе насчитывается много изменений. Все они касаются ставок импортных пошлин. Сама товарная номенклатура ТН ВЭД ТС осталась практически прежней (внесено лишь несколько поправок). Действующие в настоящее время коды товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности основаны на принятой ранее «Товарной номенклатуре ВЭД» СНГ, а также «Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» Всемирной таможенной организации. Действующие на таможенной территории Российской Федерации и Таможенного союза коды товаров ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС вступили в силу 27.11.2009 года и, в общем, насчитывают 21 раздел, состоящий из 97 групп. С появлением новых и видоизмененных товаров их классификацией и внесением в перечень товаров занимается единая комиссия Таможенного союза.
К числу таможенных платежей отнесены: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, которые взимаются в установленном порядке таможенными органами РФ.
Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер. Таможенная пошлина не представляет собой плату за услуги.
Регулирование таможенно-тарифных отношений строится на принципе одностороннего установления государством таможенных пошлин. Ставка таможенной пошлины - это денежный размер пошлины, указанный в таможенном тарифе, который подлежит взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с нее. Ставки таможенных пошлин в РФ определяются Правительством РФ и периодически меняются.
В зависимости от метода исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:
Допускается установление тарифных льгот и преференций по таможенному тарифу. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождение от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на ввоз (вывоз) товара.
Под тарифными преференциями понимаются специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран. Допускается установление преференций в отношении товаров: происходящих из стран, образующих таможенный союз, а также из развивающихся стран, пользующихся схемой преференций РФ, например, Алжир, Куба, Албания и др.
Таможенные привилегии - это преимущества, предоставляемые определенным физическим, должностным лицам при перемещении через таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей, а также других предметов. Проявляются в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины, упрощений процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур.
Таможенные пошлины классифицируются по объекту взимания: ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в РФ не взимаются. Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике. Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов.
Вывозные пошлины выполняют фискальную функцию таможенно-тарифного регулирования. На данный момент вывозные пошлины в России отменены.
В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров устанавливаются сезонные пошлины. Отдельную графу образуют особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К их числу относятся: специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по заведомо заниженным ценам. Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию товарам, при производстве которых использовались субсидии.
В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, действующим законодательством предусматривается также уплата иных платежей, охватываемых понятием тарифных мер регулирования: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение товаров, за выдачу лицензий таможенными органами РФ, за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.
Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара. Таможенной стоимостью товара - цена сделки, подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы.
Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иными лицами в соответствии с ТК ТС до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный ТК ТС, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, или на складах которого происходит хранение товаров либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения и т.д. Таможенные платежи уплачиваются в любых валютах, курсы которых котируются Банком России.
Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенными органами в обязательном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскивание производится в судебном порядке.
Итак, таможенные пошлины выполняют ряд функций. Самыми важными из них являются следующие:
1) Регулирующая функция - позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.
2) Фискальная функция - пополняет государственную казну, т.е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортерами, а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.
3) Контролирующая функция - контролирует объем экспорта и импорта товаров благодаря таможенным платежам. Можно оценить структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта, чтобы создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.
Таким образом, значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Взимание различных таможенных платежей обеспечивает достижение экономических целей таможенного дела.
Внешнеторговая деятельность
Внешнеторговая деятельность- это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:
Сегодня в подчинении Федеральной таможенной службы находится 7 региональных таможенных управлений, 93 таможни, 521 таможенный пост.
Основные торговые партнёры России в 2011 году4
Страна |
Товарооборот |
Рост на %. |
Китай |
$59,3 млрд. |
50,3% |
Нидерланды |
$58,4 млрд. |
46% |
Германия |
$51,8 млрд. |
29,7% |
Италия |
$37,3 млрд. |
13,2% |
Турция |
$25,2 млрд. |
28,8% |
США |
$23,6 млрд. |
28,8% |
Япония |
$23,1 млрд. |
59,4% |
Франция |
$22,6 млрд. |
31,5% |
Польша |
$20,8 млрд. |
24,2% |
Южная Корея |
$17,7 млрд. |
68% |
Таким образом, таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы из-за активной внешнеторговой деятельности, которая продолжает расти.
Экономические проблемы, решаемые таможенными органами
На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства:
1) Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.
2) Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевой, некачественной продукции.
3) Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.
На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет нескольких источников: отечественное производство (реальный сектор экономики), материальные запасы и государственные резервы.
Информация о работе Национальная экономика и влияние на нее таможенных органов