Нетарифные меры регулирования внешней торговли товарами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

Итак, цель настоящей работы заключается в рассмотрении трёх вопросов: государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, нетарифные количественные меры государственного регулирования внешней торговли, нетарифные неколичественные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................3
1. Государственное регулирование внешней торговли…………….5.
2. Нетарифные количественные меры государственного регулирования внешней торговли ………………..........................9
2.1. Квотирование…………………….…………….......................12
2.2. Лицензирование…………………………….………………...13
2.3. Добровольное ограничение экспорта ………………………14
3. Нетарифные неколичественные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……..15
Заключение......................................................................................19
Список использованных источников...........................................20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат запреты и ограничения Гупанова.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

 

 

Кафедра международного права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Запреты и ограничения во внешней торговле товарами»

на тему «Нетарифные меры регулирования внешней торговли товарами»

 

 

                                            Выполнила: студентка 6-ого курса заочной

                                              формы обучения юридического  факультета

                             группы Ю081ЗСП    Ю.Л.Руденок

                                               Подпись_____________________________

 

 

      Проверил:____________________________

      _____________________________________

      Оценка:______________________________

      Подпись______________________________

 

 

 

 

Москва

2013

Оглавление

 

Введение.............................................................................................3

  1. Государственное регулирование внешней торговли…………….5
  2. Нетарифные количественные меры государственного регулирования внешней торговли ………………..........................9

2.1. Квотирование…………………….…………….......................12

2.2. Лицензирование…………………………….………………...13

2.3. Добровольное ограничение экспорта ………………………14

3. Нетарифные неколичественные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………..15

   Заключение......................................................................................19

        Список использованных источников...........................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия  постепенно слабеет. В послевоенный период входе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров. Так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х годов до 4-5% в настоящее время, а в результате реализации соглашений Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (см. гл. 9) он составил около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла, что связано со значительным расширением форм и мер нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время насчитывается не менее 50. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К началу XXI в. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим перед Всемирной торговой организацией стоит задача постепенно отменить количественные ограничения, т.е. провести так называемую тарификацию (замену количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

Мерами нетарифного регулирования  ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с таможенной территории РФ называются административные меры регулирования внешнеэкономической  деятельности, такие, как, например, лицензирование, квотирование и специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Нетарифные ограничения  – это любые распоряжения центральных  и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений  и иных нормативных актов (кроме  таможенно-тарифных мероприятий), которые  воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру  внешней торговли, цены и конкурентоспособность  товаров, создавая более жесткие  условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с  товарами национального производства или различный режим для товаров  разных стран. Посредством административных нетарифных барьеров регулирующее воздействие государства на внешнюю торговлю производится императивно, напрямую (лицензирование, квотирование, запреты на перемещение, разрешительная система, предоставление исключительного права на экспорт и импорт товаров и проч.).

Итак, цель настоящей работы заключается в рассмотрении трёх вопросов: государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, нетарифные количественные меры государственного регулирования внешней торговли, нетарифные неколичественные меры государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное регулирование внешней торговли

 

 

Важным принципом внешнеторговой деятельности является активное вмешательство государства при проведении валютных операций. С помощью валютной, денежной, налоговой политики, субсидий, лицензированием внешнеторговых операций государство осуществляет регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной политики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках.

Особенно эффективно эти  меры действуют в промышленно  развитых странах. Например, в большинстве  из них экспорт сельскохозяйственных продуктов осуществляется по ценам, не соответствующим издержкам производства, в связи с большим размахом прямой и косвенной государственной  помощи сельскохозяйственному сектору  для обеспечения его выживания.

В Российской Федерации государственное  вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим  направлениям:

- таможенными тарифами;

- нетарифными ограничениями;

- контингетированием и лицензированием внешнеэкономических операций;

- налоговым законодательством;

- системой международных договоров и соглашений;

- кредитными мероприятиями;

- формированием торгового режима в отношении со странами ближнего зарубежья для защиты экономических интересов России и сохранения рациональных интеграционных связей;

- контролем за использованием валютных поступлений для оплаты импорта;

формированием рационального (паритетного) курса рубля, реально  отражающего ценовые соотношения  внутреннего и мировых рынков и т.д.

Наиболее распространенными  ограничениями в сфере внешней  торговли являются тарифные пошлины. Таможенные пошлины - это налог, устанавливаемый  для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для ослабления национальным производителям конкуренции  с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой  продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.

Часто используемым способом воздействия на внешнеторговую деятельность предприятий являются нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых и косвенных (непрямых) ограничений  внешней торговли с помощью разветвленной  системы экономических, политических и административных методов.

Некоторое распространение  в современной практике межгосударственного  обмена получили контингентирование и  лицензирование внешнеэкономических  операций, а также введение государственной  монополии на некоторые виды операций.

Контингентирование связано  с установлением определенной квоты  на экспорт (импорт) отдельных товаров  или товарных групп, в пределах которой  внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингента  обычно устанавливаются в форме  списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен  процентом от объема или стоимости  их национального производства. Предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта  полностью запрещены.

Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных  органов на осуществление внешнеэкономической  деятельности. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей. В некоторых случаях лицензии выступают разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.

Существенную роль в системе  государственного вмешательства в  экономику играют средства государственного стимулирования экспорта. В современных  условиях в России действует система  стимулирования экспорта, которая соответствует  требованиям Всемирной торговой организации, определяющей принятый в  мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорта. Она включает систему финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения конкурентоспособности  их продукции на внешнем и внутреннем рынках.

К ним можно отнести:

- предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими коммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций;

- гарантирование страхования экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;

- прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;

- выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т.д.

Следует отметить, что государство  берет на себя значительную часть  расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров  и импортеров за рубежом, а также  обеспечению необходимых политических условий для их деятельности на внешнем  рынке.

Таможенно-тарифное регулирование  – метод государственного регулирования  внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. К тарифным мерам  относятся таможенный тариф и  таможенная пошлина. Таможенный тариф  – это экономический регулятор  внешней торговли, это систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте (а  в некоторых странах и экспорте). Например, Российская Федерация в 1996 году отказалась от экспортных пошлин.

Таможенная пошлина –  по сути, косвенный налог, взимаемый  при пересечении товаром Таможенной границы. При этом повышается цена товара, что влияет на структуру импорта/экспорта государства. Если товар продается  без пошлин, то он будет более  конкурентоспособен.

Таможенные тарифы – один из важнейших инструментов государства  во внешнеторговой деятельности. Таможенный тариф выполняет и функцию  фискальную – пополнение государственной  казны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нетарифные количественные меры государственного регулирования внешней торговли

 

Нетарифное регулирование  – метод государственного регулирования  внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений  и иных запретов и ограничений  экономического характера (ст.2 ФЗ "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности").

По степени воздействия  на внешнеэкономическую деятельность нетарифные ограничения можно разделить  на четыре группы: жесткие средства (hard care measures); умеренные средства (mild measures); надоедливые средства (niusance measures); средства, степень воздействия которых установить невозможно. В настоящее время к жестким средствам можно, на наш взгляд, отнести все барьеры, олицетворяющие таможенную войну (эмбарго, таможенную блокаду). Среди мер умеренного характера, очевидно, следует выделить те, применение которых подвергается деятельной правовой регламентации (лицензирование, квотирование, сертификация, меры нетарифного регулирования экономического характера). К надоедливым мерам, по нашему мнению, вполне можно причислить завышенные требования к документам, бюрократические проволочки на границе. Средства, оценить степень влияния которых невозможно, – это те ограничения, которые установлены законодательством, но на практике не применяются или механизм их использования не регламентирован (в России, например, это предотгрузочная инспекция).

По месту действия меры нетарифного регулирования делятся  на барьеры пограничного и внутреннего  регулирования. Первые – такие, например, как пограничные налоги и сборы, акцизы, пограничный ветеринарный и  карантинный контроль, сертификация и т.д., – применяются к товарам  во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными  органами. Вторые "сопровождают" товары иностранного происхождения  внутри страны во время их продажи  и потребления. К таким мерам можно отнести административные, технические и иные нормы и стандарты, ограничивающие использование иностранных товаров и содействующие приобретению покупателем национальных товаров.

По характеру действия нетарифные ограничения можно разделить  на прямые и скрытые. Первые обычно регулируются торговыми договорами и международными соглашениями. Они регламентированы нормами национальных законодательств, разработанными в соответствии с международными правилами, носят общедоступный характер (так как публикуются в официальных изданиях), имеют соответствующий механизм применения и потому обладают "прозрачностью" (то есть процедуры их введения, механизма их влияния всем сторонам хорошо известны). К ним относятся, например, эмбарго, таможенные формальности, квотирование и проч. Во вторую группу включены меры, обычно формально направленные не на ограничение торговли, а на решение других экономических и социальных задач. Влияние таких мер на внешнеторговые отношения является косвенным, опосредованным. К таким мерам можно отнести систему кредитования и дотирования национальных производителей, установление технических стандартов (с завышенными требованиями).

Информация о работе Нетарифные меры регулирования внешней торговли товарами