Нетарифные меры регулирования внешней торговли товарами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

Итак, цель настоящей работы заключается в рассмотрении трёх вопросов: государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, нетарифные количественные меры государственного регулирования внешней торговли, нетарифные неколичественные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................3
1. Государственное регулирование внешней торговли…………….5.
2. Нетарифные количественные меры государственного регулирования внешней торговли ………………..........................9
2.1. Квотирование…………………….…………….......................12
2.2. Лицензирование…………………………….………………...13
2.3. Добровольное ограничение экспорта ………………………14
3. Нетарифные неколичественные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……..15
Заключение......................................................................................19
Список использованных источников...........................................20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат запреты и ограничения Гупанова.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

Нетарифные ограничения  классифицируются также по охвату стран  или товаров, на которые они распространяются. Нетарифные меры могут применяться  выборочно в отношении "отечественных  и иностранных товаров, в отношении  продукции отдельных производителей (объединений производителей), в  отношении иностранных товаров, происходящих и/или импортируемых  из отдельных стран (союзов государств). В связи с этим все меры нетарифного  характера можно разделить на: 1) глобальные и 2) индивидуальные". Ограничения первой группы применяются к любым товарам независимо от страны происхождения товара. В данном случае действуют общепринятые принципы международной торговли: режим наибольшего благоприятствования наций, национальный режим, принцип недискриминации. Нетарифные меры второй группы применяются, как правило, на основе двусторонних договоров и соглашений в отношении отдельно взятого участника внешнеэкономической деятельности. Они предусматривают какие-либо льготы для субъектов (например, индивидуальные импортные квоты), или, напротив, создают режим дискриминации в отношении иностранного производителя в случае угрозы национальной отрасли экономики, которая возникает вследствие импорта такого товара на условиях недобросовестной конкуренции (например, введение антидемпинговых, компенсационных, специальных мер).

Таковы основные классификации  нетарифных ограничений, представленные в науке и практике. Очевидно, что каждая из рассмотренных классификаций  обладает достоинствами и недостатками.

В данной работе будет рассмотрена  такая классификация нетарифных мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, как количественные и неколичественные. Количественные меры – это административная форма  нетарифного государственного регулирования, которая определяет количество и  номенклатуру товаров, разрешенных  к экспорту или импорту.

К количественным нетарифным мерам государственного регулирования  внешнеторговой деятельности относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Таким образом, нетарифные методы регулирования как составляющие внешнеторговой политики могут быть в целом охарактеризованы следующим  образом. Во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны  какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируются национальными государственными органами и определяются рамками хозяйственного и технического законодательства страны. Во-вторых, нетарифные методы более удобны в применении и обеспечивают более скорое достижение результата своего применения. В-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока. В-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

 

 

    1. Квотирование

 

Это лимитирование размера импорта с помощью так называемых глобальных, индивидуальных, сезонных и других видов процентных ограничений.

Глобальная квота, на долю которой приходится две трети  всех случаев, устанавливает ограничение  объема импорта в стоимостных  или натуральных показателях  на определенный период. Общая величина допустимого квотой импорта по странам  не разбивается.

Индивидуальная квота  предусматривает размер импорта  в отношении конкретных стран  или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении  индивидуальной квоты учитываются  встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают  характер двусторонней квоты на договорной основе.

Сезонные квоты устанавливают  ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода представляют неконкретизированные квоты.

Квотирование вводится для  сбалансирования внешней торговли и платежных балансов, регулирования  спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

 

 

    1. Лицензирование

Эта нетарифная мера в международной  торговле отличается большим разнообразием. Лицензирование представляет собой  ограничение в виде получения  права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных  органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может устанавливаться  порядок ввоза или вывоза товара.

Лицензирование толкуется  в международной практике как  временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля тех или  иных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения  нежелательных объемов импорта. В современной зарубежной практике в основном применяются генеральная  и индивидуальная лицензии.

Генеральная лицензия - постоянно  действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров  из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные  лицензии со списками товаров регулярно  публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда дву- мя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года).

Составным элементом лицензирования является контингентирование т.е. установление государством централизованного контроля над вызовом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия торгового баланса.

    1. Добровольное ограничение экспорта

 

С начала 70-х годов широкое  распространение получила особая форма  количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения, когда не страна-импортер устанавливает  квоту, а страны-экспортеры сами берут  на себя обязательства по ограничению  экспорта в данную страну. Уже заключено  несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий  и т.д., главным образом из Японии и новых индустриальных стран  в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения  бывают не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического  давления страны-импортера, либо под  влиянием угрозы применить более  жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое  расследование).

В принципе добровольные количественные ограничения представляют собой  ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия  такой меры по ограничению внешней  торговли для экономики страны-импортера  носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Примером может  служить добровольное ограничение  российского экспорта в США неочищенного урана и стали.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нетарифные неколичественные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

К нетарифным неколичественным мерам государственного регулирования  внешнеторговой деятельности относятся:

1) скрытые методы:

– технические барьеры;

– установление внутренних налогов и сборов;

– политика государственных закупок;

– требование о содержании местного компонента;

2) финансовые методы:

– субсидии;

– кредитование (экспортное);

– демпинг;

3) неэкономические:

– торговые договоры

– торговый режим.

Скрытые меры.

Технические барьеры –  национальные, политические и иные нормы государства препятствуют изначально ввозу импортных товаров; это могут быть требования о получении  сертификатов, о специальной упаковке.

Установление внутренних налогов и сборов – эти меры направлены на повышение внутренней цены на товары, они влияют на их конкурентоспособность, вводятся центральными и местными органами власти. Однако внутренние налоги и  сборы запрещены, если в отношении  импортных товаров будет дискриминация.

Политика государственных  закупок – эти меры требуют  от государственных органов и  фирм государства покупать товары только у национальных производителей, несмотря ни на что. В данном случае основное требование – национальная безопасность.

Требование о содержании местного компонента – это меры, при которых законодательно устанавливается  доля конечного продукта, произведенного национальными фирмами.

Финансовые методы.

Для продвижения национального  продукта на экспорт государство  поддерживает экспортера, выделяя субсидии. Субсидии – это денежная выплата  на поддержку национального производителя (в то же время это косвенная  дискриминация иностранного производителя).

Субсидии подразделяются на: прямые (государство выделяет национальным производителям денежные средства, которые  потом полностью возмещаются  государству, – мировая практика запрещает прямые субсидии) и косвенные (скрытое дотирование экспортера через другие механизмы, например, предоставление льгот, льготных условий страхования, льготных условий кредитования, возврат  импортных пошлин). 

Экспортное кредитование – меры, при которых предусматривается  финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Формы кредитования:

1) субсидированные кредиты  – выдаются национальному экспортеру  государственным банком под ставку процента ниже рыночного;

2) кредитование иностранных  экспортеров, если они обязательно  закупят товары у фирм данного государства;

3) страхование экспортных  рисков у национальных экспортеров  (коммерческие риски, политические)

Демпинг – это продвижение  товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен, существующих на национальных рынках страны-экспортера. Данная мера может осуществляться за счет ресурсов отдельной фирмы и  за счет субсидий от государства. Формы демпинга: спорадический – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам; преднамеренный – временное умышленное снижение экспортных цен вытеснения конкурента с рынка. Следует отметить, что демпинг приводит к материальному ущербу для партнеров. В России антидемпинговые меры предусмотрены в ст.27 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а также в Федеральном законе от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Антидемпинговая мера –  мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том  числе предварительной антидемпинговой  пошлины, или одобрения ценовых  обязательств, принятых экспортером;

Антидемпинговая пошлина  – пошлина, которая применяется  при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

Компенсационная мера –  мера по нейтрализации воздействия  специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных  государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению  Правительства Российской Федерации  посредством введения компенсационной  пошлины, в том числе предварительной  компенсационной пошлины, либо одобрения  обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных  государств) или экспортером;

Антидемпинговая мера может  быть применена к товару, являющемуся  предметом демпингового импорта, в  случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального  ущерба отрасли российской экономики  или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Итак, введение антидемпинговых  пошлин взаимообусловлено тремя  факторами:

1) факта ввоза товаров  на таможенную территорию страны  импорта по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся  на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличия материального  ущерба или угрозы его нанесения;

3) причинно-следственной  связи между ввозом таких товаров,  с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального  ущерба отечественным производителям  подобных товаров либо препятствием  организации или расширению производства  подобных товаров в стране импорта, с другой стороны.

Неэкономические меры.

Торговые договоры – заключаются  чаще всего о торговле и мореплавании.

Торговые режимы – режим  наибольшего благоприятствования  и национальный режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в целях осуществления  государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый  арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных  мероприятий во внешнеторговой сфере. Первую составляют инструменты, воздействующие через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию  внешнеторговых потоков. Сюда относятся  таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных  операций, таможенная номенклатура, порядок  определения таможенной стоимости, система тарифных льгот и т.п. Во вторую группу входят административные средства – квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение  отдельных товаров, предписания  санитарного и ветеринарного  характера, технические стандарты  и т.д.

Информация о работе Нетарифные меры регулирования внешней торговли товарами