Общая характеристика таможенного дела в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
создание общей системы преференций.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Правовое регулирование таможенного дела в РФ в условиях Таможенного союза

Таможенное регулирование  в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством  таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п. 2 ст. 1 ТК ТС).

Заметим, что ТК ТС затрагивает много принципиально новых вопросов таможенного регулирования по сравнению с ТК РФ. С вводом его в действие выявилась определенная несогласованность в работе таможенных служб стран - участниц таможенного союза. Новый Таможенный кодекс имеет множество ссылок на законодательство государств - членов ТС, в частности на закон "О таможенном регулировании Российской Федерации", который находится в настоящее время на стадии законопроекта. Последний призван определить особенности таможенного регулирования в РФ в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза. Указанный документ содержит положения, отражающие отсылочные нормы ТК ТС, согласно которым регулирование ряда правоотношений, установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должны определяться на уровне национального законодательства государств - членов таможенного союза. Поэтому до вступления в силу названного закона для получения всей картины изменений таможенного законодательства с 1 июля 2010 г. участникам ВЭД следует ознакомиться не только с новым Кодексом, но и с многочисленными другими нормативными документами в области таможенного законодательства. Иными словами, организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, придется постоянно быть начеку.

Для справки. В целях информирования организаций - участниц ВЭД на официальном сайте таможенной службы создан раздел "Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана", на котором размещается информация о нормативных правовых актах ФТС. Заметим, что с 1 июля до 30 сентября 2010 г. работала горячая телефонная линия для помощи импортерам, экспортерам и простым гражданам, пересекающим границу. Работа горячей линии была организована в несколько ступеней, а именно: ФТС - региональные управления - таможни. Любой желающий мог задать интересующий его вопрос. Кроме того, на интернет-сайте ФНС (http://www.nalog.ru) в рубрике "ФНС России" создана подрубрика "Таможенный союз", в которой представлены несколько разделов: "Международные договоры", "Образцы документов", "Информационные материалы", "Сайт комиссии таможенного союза" и др. В них заинтересованные пользователи смогут ознакомиться с различными актами по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров.

С 01.07.2010 кроме самого ТК ТС вступил в силу ряд других нормативных документов, в том числе:

1) Соглашение об определении  таможенной стоимости товаров,  перемещаемых через таможенную  границу таможенного союза от 25.01.2008;

2) Соглашение о принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров  от 25.01.2008 и Протокол о порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой  при экспорте и импорте товаров  в таможенном союзе;

3) Соглашение по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009. Добавим, что в целях реализации указанного Соглашения Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" утверждены следующие документы:

- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (Приложение 1);

- Положение о едином  порядке осуществления ветеринарного  контроля на таможенной границе  ТС и на таможенной территории  ТС (Приложение 2);

- Положение о едином  порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (Приложение 3);

- Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим  ветеринарному контролю (Приложение 4);

- Единые формы ветеринарных сертификатов (Приложение 5) (Письмо Россельхознадзора от 09.07.2010 N ФС-НВ-2/8191). Тем же Решением установлено, что до введения в действие единой электронной системы выдачи разрешений на ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию таможенного союза стороны руководствуются действующими по состоянию на 1 июля 2010 г. порядками выдачи разрешений, предусмотренными законодательством сторон. Кроме этого, с 1 июля 2010 г. вводятся в действие Единые формы ветеринарных сертификатов. Вместе с тем Решением комиссии ТС установлен переходный период, согласно которому до 1 января 2011 г. при перемещении подконтрольных товаров допускается использование форм ветеринарных сопроводительных документов, применяемых во взаимной торговле по состоянию на 01.07.2010;

4) Соглашение о применении  специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер по отношению  к третьим странам от 25.01.2008;

5) Соглашение о единых  правилах определения страны  происхождения товаров.

Кроме этого, предлагаем ознакомиться с документом "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (вместе с Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза) (далее - Протокол об изъятиях), подписанным 05.07.2010.

В указанном Протоколе, в частности, определены ставки таможенных пошлин, налогов, а также размер обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств  для личного пользования. Согласно Протоколу об изъятиях размер вышеперечисленных платежей устанавливается законодательством стороны, на территории которой осуществляется выпуск таких автомобилей, но не ниже ставок, аналогичных установленным в Республике Беларусь на 1 января 2010 г. Положения настоящей статьи действуют до 1 июля 2011 г.

В ст. 2 Протокола речь идет о товарах, которые выпущены с территории одной стороны (государство  выпуска) и ввозятся на территорию другой стороны (государство ввоза), для  которых законодательством государства ввоза установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры или применяются (в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза) таможенные пошлины более высокие, чем государством выпуска. В этом случае при ввозе проводится таможенный контроль, осуществляется таможенное декларирование и применяются указанные меры и (или) взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством государства ввоза. Данные нормы действуют до даты получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, предусмотренных Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ.

Статьей 3 Протокола об изъятиях предусмотрено, что товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных  Единым таможенным тарифом таможенного союза, при их ввозе на территорию Республики Беларусь и РФ подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю, в отношении их взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа таможенного союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров. Республика Беларусь и Россия вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию. Как и положения ст. 2 Протокола об изъятиях, данные нормы действуют до даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров.

Перечень товаров и  ставок, в отношении которых в  течение переходного периода одним из государств - участников таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, приведен в Приложении 5 к Решению Комиссии ТС от 27.11.2009 N 130.

Нельзя не упомянуть  и о своевременно принятом Комиссией ТС Решении от 17.08.2010 N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов таможенного союза", которое призывает принять к сведению информацию российской стороны об отмене с 18.08.2010 указаний ФТС по вопросам таможенного декларирования и таможенного контроля на внутренних границах государств - членов ТС, но с учетом специальных положений, в частности:

- признания статуса  товаров таможенного союза, происходящих с территории государств - членов ТС, а также товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территориях государств - членов ТС, исключительно на основании наличия стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов;

- сохранения таможенного  декларирования товаров, вывозимых  с территории РФ в другие  государства - члены ТС, в случаях  применения в отношении указанных  товаров ставок вывозных таможенных  пошлин.

При перемещении товаров  через внутренние границы государств - членов таможенного союза:

- ввозимые товары, указанные  в ст. 3 Протокола об изъятиях, подлежат таможенному декларированию  и таможенному контролю в случаях,  указанных в той же статье;

- установление товаров, подлежащих  таможенному декларированию в  соответствии со ст. 2 Протокола об изъятиях, осуществляется на основании заявления лица, перемещающего товары, и (или) на основе выборочного (визуального) контроля;

- таможенный контроль и таможенное  декларирование в отношении товаров,  указанных в ст. 1 Протокола об изъятиях, осуществляются в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

 

1.3 Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела

 

ТК ТС предусматривает  включение в понятие «лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного  дела» следующих категорий организаций  и индивидуальных предпринимателей:

1) владелец склада  временного хранения. Складами временного хранения СВХ являются оборудованные складские помещения и открытые складские площадки. К месту расположения, обустройству и оборудованию СВХ в этих случаях предъявляется ряд обязательных требований;

2) владелец таможенного склада. В соответствии с пунктом 2 статьи 233 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа. Владелец таможенного склада вправе ограничить сферу своей деятельности путем определения типа таможенного склада. Требования, предъявляемые к порядку обустройства и оборудования таможенного склада, могут быть объединены в две категории.

Общие требования установлены  ТК РФ, Обязательными требованиями и рядом других нормативных актов. В частности, в соответствии с общими требованиями помещения, используемые в качестве таможенного склада, по общему правилу необходимо располагать в наземных зданиях либо сооружениях, такие склады должны отвечать техническим, противопожарным и иным требованиям, согласно нормативно-правовых актов РФ.

К специальным требованиям  могут быть отнесены конкретные требования к обустройству склада, устанавливаемые  с учетом характера товаров, предполагаемых к хранению, расположения помещений, предполагаемых для учреждения склада;

- владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними;

- таможенный представитель  - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным Кодексом ТС;

- таможенный перевозчик - российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков, осуществляющий перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных ТК ТС и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

- уполномоченный экономический оператор. Уполномоченный экономический оператор в таможенном союзе – это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

Согласно статье 41 Таможенного  кодекса таможенного союза (далее  – ТК ТС), УЭО разрешается: временное хранение еще не выпущенных товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, а не на складе временного хранения; выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора и иные специальные упрощения. таможенный дело союз пошлина

Информация о работе Общая характеристика таможенного дела в Российской Федерации