Организационная структура Таможенных органов РФ и направление ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ставится цель исследования: изучить организационную структуру таможенных органов Российской Федерации и направления ее развития
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Раскрыть понятие организационная структура
Изучить организационную структуру таможенных органов РФ
Рассмотреть направления развития организационной структуры таможенных органов

Содержание

1. Организационная структура - определение, основные типы
2. Организационная структура таможенных органов РФ
2.1 Требования к организационным структурам в системе таможенных органов, типы
2.2 Виды структурных подразделений ФТС РФ, основные направления деятельности и полномочия
2.3 Основные типы организационных структур управления в таможенных органах
2.4 Организационная структура Сибирского таможенного управления и Красноярской таможни
3. Направления развития организационной структуры таможенных органов
3.1 Изменение принципов подчиненности, функций и задач, территориальной организации и размещения таможенных органов
3.2 Принципы распределения компетенции между таможенными органами
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

крс.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.

К недостаткам линейного  построения организационной структуры  управления относятся: негибкость, жесткость; неприспособленность к дальнейшему  росту организации; тенденциозность  и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых задействованы  несколько подразделений (по горизонтали); повышенная зависимость результатов  работы от личных и деловых качеств  руководителя.

Преимущества линейно-штабной  организационной структуры управления в том, что при ее использовании  достигаются: более глубокая подготовка решений и планов; освобождение линейных руководителей от более глубокого  анализа проблем; возможность привлечения  консультантов и экспертов.

Недостатками линейно-штабной  структуры управления являются: недостаточно четкая ответственность штаба; появление  тенденций к чрезмерной централизации.

Создание линейно-штабных  структур есть первый шаг к функциональной специализации в управлении. Функциональная организационная структура управления требует создания подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления.

Функциональная специализация  аппарата управления, а именно ей в  последнее время начинают уделять  все большее внимание в таможенных органах, повышает эффективность его  деятельности. Вместо универсальных  руководителей, которые должны разбираться  в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетентность в своей  области и отвечающих за определенное направление деятельности- Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести кадровую службу (Управление кадров и учебных заведений ГТК РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов), финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально-технического снабжения и др. В этих условиях приобретает важное значение функция управления деятельностью руководителей служб, т. е. организация межфункциональной координации управленческой деятельности.

К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает  линейных руководителей от решения  некоторых специальных вопросов; создает основу для использования  в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

К общим недостаткам такой  структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

Программно-целевая организационная  структура управления позволяет  руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить всех исполнителей, независимо от того, в  каком подразделении они выполняют  основную работу. По окончании работы все исполнители возвращаются в  состав своих подразделений.

Создание программно-целевой  структуры в таможенных органах  считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для  освоения новых технологий служебной  деятельности, внедрения различных  усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий.

Преимущества программно-целевой  структуры управления: лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление; более гибкое использование специальных  знаний и компетентности отдельных  исполнителей; развитие у работников навыков принятия решения, профессиональной и управленческой деятельности (в  виду относительной автономности оперативных  групп); улучшение контроля за выполнением  отдельных задач служебной деятельности; возможность применения эффективных  методов планирования и управления.

Недостатками программно-целевой  системы управления являются: необходимость  постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений; затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнение функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением); возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях, из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретения ими навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп; возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп. Смешанные организационные структуры управления не лишены положительных сторон и недостатков всех названных выше структур[22,c.122].

 

Таблица 1

Основные типы организационных  структур управления в таможенных органах

 

Типы 

Преимущества

Недостатки

Линейная структура управления

  1. ярко выраженная система вертикальных связей;
  2. ответственность;
  3. установленные обязательства;
  4. четкое распределение обязанностей и полномочий;
  5. оперативный процесс принятия решений;
  6. простота в понимании и использовании указаний;
  7. возможность поддерживать необходимую дисциплину.
  1. негибкость;
  2. жесткость;
  3. неприспособленность к дальнейшему росту организации;
  4. тенденциозность и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых заинтересованы несколько подразделений (по горизонтали);
  5. повышенная зависимость результатов работы от личных и деловых качеств руководителя

Линейно-функциональная структура  управления

  1. достигаются более глубокая подготовка решений и планов;
  2. освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем;
  3. возможность привлечения консультантов и экспертов.
  1. недостаточно четкая ответственность штаба;
  2. появление тенденции у чрезмерной централизации.

Функциональная организационная  структура управления

  1. освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов;
  2. создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов;
  3. уменьшает потребность в специалистах широкого профиля
  1. усложнение взаимосвязей;
  2. ухудшение координации;
  3. проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

Программно-целевая структура  управления

  1. лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление;
  2. более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей;
  3. развитие у работников навыков принятия решений; профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп);
  4. улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности;
  5. возможность применения эффективных методов планирования и управления
  1. необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений;
  2. затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнения функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением);
  3. возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях;
  4. из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп;
  5. необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретение новых навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп;
  6. возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп.

 

2.4. Организационная  структура Сибирского таможенного  управления и Красноярской таможни

Западно-Сибирское таможенное управление было создано в г. Новосибирске в соответствии с приказом ГТК России от 31.12.1992 г. А в июне 1993 года было создано Восточно-Сибирское таможенное управление в г. Иркутске. Затем приказом ГТК России от 22.06.2000 г. они были преобразованы в Сибирское таможенное управление (СТУ) с центром в г. Новосибирске.

Общая протяженность таможенной границы в регионе деятельности СТУ составляет 11 932,9 км. Под контролем  СТУ находится 1 586,1 км российско-китайской  границы, 2 697,9 км российско-казахстанской  границы, 3 484,9 км российско-монгольской  границы, 4 164 км внешней границы с  нейтральными водами по Карскому морю и морю Лаптевых.

Сегодня таможенная служба Сибирского региона - аппарат управления и 16 таможен: Алтайская, Братская, Бурятская, Восточно-Сибирская оперативная, Горно-Алтайская, Забайкальская, Иркутская, Кемеровская, Красноярская, Новосибирская, Омская, Сибирская оперативная, Томская, Тывинская, Хакасская, Читинская. Помимо этого, в составе СТУ 78 таможенных постов, 67 пунктов пропуска (44 автомобильных; 10 железнодорожных; 11 воздушных; 1 речной, 1 морской).

СТУ является сложнейшей структурой, эффективность функционирования которой  обеспечивают около 7 тыс. сотрудников, по своим обязанностям разделенных  на различные направления деятельности, за которые отвечают специально созданные  для этого службы управления (службы организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов, силового обеспечения, собственной безопасности, таможенной инспекции; информационно-техническая, организационно-инспекторская, правовая, кадровая, финансово-бухгалтерская, тыловая, кинологическая службы).

В 2009 году в регионе деятельности СТУ внешнеторговые операции осуществили 9 857 участников внешнеэкономической  деятельности. Красноярская таможня  образована 24 октября 1990 года.

Цели и задачи организации:

- таможенное оформление  и таможенный контроль товаров  и транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу России, взимание таможенных пошлин и  налогов, борьба с контрабандой  и иными преступлениями и административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела.

- пресечение незаконного  оборота через таможенную границу  наркотических средств, оружия ,культурных ценностей, радиоактивных веществ, редких видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности.

- оказание содействия  в борьбе с международным терроризмом.

- информирование и консультирование  в области таможенного дела, обеспечение  в установленном порядке государственных  органов, организаций и граждан  информацией по таможенным вопросам.

Структура Красноярской таможни:

В своем составе таможня  имеет 7 постов, расположенных в Красноярском крае.

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

3.1. Изменение принципов подчиненности, функций и задач, территориальной организации и размещения таможенных органов

 

РТУ и таможенные посты  не являются юридическим лицом (за исключением  особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного  поста входит непосредственное осуществление  таможенного дела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном  участке, борьба с административными  правонарушениями в области таможенного  дела. Структура, штатная численность  работников, руководитель таможенного  поста определяются вышестоящей  таможней [13].

РТУ осуществляют руководство  таможенным делом в своем регионе, который определяет ФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом ГТК РФ от 10.10.2002 г. №1082, утверждающим Общее положение о РТУ.

Непосредственно РТУ подчиняются  таможни. Существуют таможни непосредственно  подчиненные ФТС. В задачи таможен  входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе  по таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию таможенных платежей, таможенному  контролю. Таможни являются правоохранительными  органами, обеспечивающими в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном и административном производстве. Свою деятельность таможни  осуществляют через таможенные посты. Структура, штатная численность  работников таможни определяются РТУ.

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя  и 4 заместителей.

Структура ФТС включает в  себя[23, c. 208]:

8 главных управлений:

- Главное организационно-инспекторское  управление (аппарат председателя  ФТС РФ);

- Главное управление организации  таможенного контроля;

- Главное управление по  борьбе с контрабандой;

- Главное управление товарной  номенклатуры и торговых ограничений;

- Главное управление тылового  обеспечения;

- Главное управление федеральных  таможенных доходов;

- Главное финансово-экономическое  управление;

- Главное управление информационных  технологий.

11 управлений:

- Управление кадров;

- Управление валютного  контроля;

- Управление таможенного  сотрудничества;

- Управление делами;

- Контрольно-ревизионное  управление;

- Правовое управление;

- Управление собственной  безопасности;

- Управление таможенной  инспекции;

- Управление таможенной  статистики и анализа;

- Управление таможенных  расследований и дознания;

- Управление организации  силового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются  таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.

Территориальными подразделениями  ФТС являются 7 РТУ:

- Центральное таможенное  управление (включает в себя 28 местных  таможен

- Северо-западное таможенное  управление (включает в себя 23 таможни,  а также специализированное подразделение  - Кинологический центр Северо-западной  таможни);

- Южное таможенное управление (включает в себя 20 таможен

- Приволжское таможенное  управление (включает в себя 16 таможен:

- Уральское таможенное  управление (включает в себя 10 таможен:

- Сибирское таможенное  управление (включает в себя 19 таможен: - Дальневосточное таможенное управление (включает в себя 16 таможен.

Информация о работе Организационная структура Таможенных органов РФ и направление ее развития