Организационная структура таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Содержание

1. Организационная структура - определение, основные типы
2. Организационная структура таможенных органов РФ
2.1 Требования к организационным структурам в системе таможенных органов, типы
2.2 Виды структурных подразделений ФТС РФ, основные направления деятельности и полномочия
2.3 Основные типы организационных структур управления в таможенных органах
2.4 Организационная структура Сибирского таможенного управления и Красноярской таможни
3. Направления развития организационной структуры таможенных органов
3.1 Изменение принципов подчиненности, функций и задач, территориальной организации и размещения таможенных органов
3.2 Принципы распределения компетенции между таможенными органами
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Циркунов курсач.docx

— 372.44 Кб (Скачать файл)

Преимущества линейно-штабной организационной структуры управления в том, что при ее использовании достигаются: более глубокая подготовка решений и планов; освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатками линейно-штабной структуры управления являются: недостаточно четкая ответственность штаба; появление тенденций к чрезмерной централизации.

Создание линейно-штабных структур есть первый шаг к функциональной специализации в управлении. Функциональная организационная структура управления требует создания подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления.

Функциональная специализация аппарата управления, а именно ей в последнее время начинают уделять все большее внимание в таможенных органах, повышает эффективность его деятельности. Вместо универсальных руководителей, которые должны разбираться в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности- Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести кадровую службу (Управление кадров и учебных заведений ГТК РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов), финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально-технического снабжения и др. В этих условиях приобретает важное значение функция управления деятельностью руководителей служб, т. е. организация межфункциональной координации управленческой деятельности.

К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

К общим недостаткам такой структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

Программно-целевая организационная структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить всех исполнителей, независимо от того, в каком подразделении они выполняют основную работу. По окончании работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений.

Создание программно-целевой структуры в таможенных органах считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения различных усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий.

Преимущества программно-целевой структуры управления: лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление; более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей; развитие у работников навыков принятия решения, профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп); улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности; возможность применения эффективных методов планирования и управления.

Недостатками программно-целевой системы управления являются: необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений; затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнение функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением); возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях, из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретения ими навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп; возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп. Смешанные организационные структуры управления не лишены положительных сторон и недостатков всех названных выше структур[22,c.122].

 

 

 

 

 

 
 

Преимущества

Недостатки

 

Линейная структура управления

ярко выраженная система вертикальных связей;

ответственность;

установленные обязательства;

четкое распределение обязанностей и полномочий;

оперативный процесс принятия решений;

простота в понимании и использовании указаний;

возможность поддерживать необходимую дисциплину.

негибкость;

жесткость;

неприспособленность к дальнейшему росту организации;

тенденциозность и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых заинтересованы несколько подразделений (по горизонтали);

повышенная зависимость результатов работы от личных и деловых качеств руководителя

 

Линейно-функциональная структура управления

достигаются более глубокая подготовка решений и планов;

освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем;

возможность привлечения консультантов и экспертов.

недостаточно четкая ответственность штаба;

появление тенденции у чрезмерной централизации.

 

Функциональная организационная структура управления

освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов;

создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов;

уменьшает потребность в специалистах широкого профиля

усложнение взаимосвязей;

ухудшение координации;

проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

 

Программно-целевая структура управления

лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление;

более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей;

развитие у работников навыков принятия решений; профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп);

улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности;

возможность применения эффективных методов планирования и управления

необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений;

затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнения функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением);

возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях;

из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп;

необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретение новых навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп;

возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп.

 
       

2.4 Организационная  структура Сибирского таможенного  управления и Красноярской таможни.

Западно-Сибирское таможенное управление было создано в г. Новосибирске в соответствии с приказом ГТК России от 31.12.1992 г. А в июне 1993 года было создано Восточно-Сибирское таможенное управление в г. Иркутске. Затем приказом ГТК России от 22.06.2000 г. они были преобразованы в Сибирское таможенное управление (СТУ) с центром в г. Новосибирске.

Общая протяженность таможенной границы в регионе деятельности СТУ составляет 11 932,9 км. Под контролем СТУ находится 1 586,1 км российско-китайской границы, 2 697,9 км российско-казахстанской границы, 3 484,9 км российско-монгольской границы, 4 164 км внешней границы с нейтральными водами по Карскому морю и морю Лаптевых.

Сегодня таможенная служба Сибирского региона - аппарат управления и 16 таможен: Алтайская, Братская, Бурятская, Восточно-Сибирская оперативная, Горно-Алтайская, Забайкальская, Иркутская, Кемеровская, Красноярская, Новосибирская, Омская, Сибирская оперативная, Томская, Тывинская, Хакасская, Читинская. Помимо этого, в составе СТУ 78 таможенных постов, 67 пунктов пропуска (44 автомобильных; 10 железнодорожных; 11 воздушных; 1 речной, 1 морской).

СТУ является сложнейшей структурой, эффективность функционирования которой обеспечивают около 7 тыс. сотрудников, по своим обязанностям разделенных на различные направления деятельности, за которые отвечают специально созданные для этого службы управления (службы организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов, силового обеспечения, собственной безопасности, таможенной инспекции; информационно-техническая, организационно-инспекторская, правовая, кадровая, финансово-бухгалтерская, тыловая, кинологическая службы).

В 2009 году в регионе деятельности СТУ внешнеторговые операции осуществили 9 857 участников внешнеэкономической деятельности. Красноярская таможня образована 24 октября 1990 года.

Цели и задачи организации:

- таможенное оформление  и таможенный контроль товаров  и транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу России, взимание таможенных пошлин и  налогов, борьба с контрабандой  и иными преступлениями и административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела.

- пресечение незаконного  оборота через таможенную границу  наркотических средств, оружия ,культурных ценностей, радиоактивных веществ, редких видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности.

- оказание содействия  в борьбе с международным терроризмом.

- информирование и консультирование  в области таможенного дела, обеспечение  в установленном порядке государственных  органов, организаций и граждан  информацией по таможенным вопросам.

Структура Красноярской таможни:

В своем составе таможня имеет 7 постов, расположенных в Красноярском крае.

 

3. Направления  развития организационной структуры  таможенных органов

 

3.1 Изменение принципов  подчиненности, функций и задач, территориальной организации и  размещения таможенных органов

РТУ и таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного поста входит непосредственное осуществление таможенного дела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном участке, борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Структура, штатная численность работников, руководитель таможенного поста определяются вышестоящей таможней [13].

РТУ осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяет ФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом ГТК РФ от 10.10.2002 г. №1082, утверждающим Общее положение о РТУ.

Непосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию таможенных платежей, таможенному контролю. Таможни являются правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном и административном производстве. Свою деятельность таможни осуществляют через таможенные посты. Структура, штатная численность работников таможни определяются РТУ.

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей.

Структура ФТС включает в себя[23, c. 208]:

8 главных управлений:

- Главное организационно-инспекторское  управление (аппарат председателя  ФТС РФ);

- Главное управление организации  таможенного контроля;

- Главное управление по  борьбе с контрабандой;

- Главное управление товарной  номенклатуры и торговых ограничений;

- Главное управление тылового  обеспечения;

- Главное управление федеральных  таможенных доходов;

- Главное финансово-экономическое  управление;

- Главное управление информационных  технологий.

11 управлений:

- Управление кадров;

- Управление валютного  контроля;

- Управление таможенного  сотрудничества;

- Управление делами;

- Контрольно-ревизионное  управление;

- Правовое управление;

- Управление собственной  безопасности;

- Управление таможенной  инспекции;

- Управление таможенной  статистики и анализа;

- Управление таможенных  расследований и дознания;

- Управление организации  силового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:

- Центральное таможенное  управление (включает в себя 28 местных  таможен

- Северо-западное таможенное  управление (включает в себя 23 таможни, а также специализированное подразделение - Кинологический центр Северо-западной  таможни);

- Южное таможенное управление (включает в себя 20 таможен

- Приволжское таможенное  управление (включает в себя 16 таможен:

- Уральское таможенное  управление (включает в себя 10 таможен:

- Сибирское таможенное  управление (включает в себя 19 таможен: - Дальневосточное таможенное управление (включает в себя 16 таможен.

 

Информация о работе Организационная структура таможенных органов