Организационная структура таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Содержание

1. Организационная структура - определение, основные типы
2. Организационная структура таможенных органов РФ
2.1 Требования к организационным структурам в системе таможенных органов, типы
2.2 Виды структурных подразделений ФТС РФ, основные направления деятельности и полномочия
2.3 Основные типы организационных структур управления в таможенных органах
2.4 Организационная структура Сибирского таможенного управления и Красноярской таможни
3. Направления развития организационной структуры таможенных органов
3.1 Изменение принципов подчиненности, функций и задач, территориальной организации и размещения таможенных органов
3.2 Принципы распределения компетенции между таможенными органами
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Циркунов курсач.docx

— 372.44 Кб (Скачать файл)

3.2 Принципы распределения  компетенции между таможенными  органами.

Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах - путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного оформления и др.) создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располагалось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либерализация внешнеэкономической деятельности обусловила необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внутренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важных вопросов, как, например, установление степени переработки товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз и т. д.

Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные - со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, - в качестве ответчика, как правило, выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост.

По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть его разработчиков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов пропуска через таможенную границу сочетается с размещением их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона. Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависимых группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.

Так, таможня претворяет и таможенный пост участвует в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики;

- таможня участвует в  разработке и реализует, а таможенный  пост участвует в реализации  программ развития таможенного  дела в подведомственном регионе;

- осуществляют контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств;

- осуществляют контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей;

- осуществляют контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами;

- осуществляют контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств;

- начисляют и взимают  таможенные пошлины, налоги и  иные таможенные платежи; контролируют  деятельность в подведомственном  регионе таможенных брокеров, таможенных  перевозчиков;

- выполняют функции агентов  валютного контроля; осуществляют  борьбу с контрабандой, иными  преступлениями, нарушениями таможенных  правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность  таможенных органов и др.

Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов;

- обобщает и анализирует  практику применения средств  таможенного регулирования экономической  деятельности, правоприменительную  практику;

- осуществляет контроль  за единообразным и точным  исполнением законодательства структурными  подразделениями таможни и нижестоящими  таможенными постами; осуществляет  проведение проверок финансово-хозяйственной  деятельности лиц, перемещающих  товары и транспортные средства;

- осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушениях таможенных правил и административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;

- организует и проводит  обучение специалистов в области  таможенного дела для государственных  органов, коммерческих и некоммерческих  организаций;

- вносит в вышестоящий  таможенный орган предложения  о создании, реорганизации и ликвидации  в подведомственном регионе таможенных  постов;

- проводит аттестацию  сотрудников таможни и нижестоящих  таможенных постов, приводит их  к присяге и др.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством источников и обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

Таможенный пост как уже отмечено (за редким исключением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, -ГТК России[14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Организационная структура - это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.

При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:

1) ФТС России - РТУ;

2) РТУ - таможня;

3) начальник таможни - отделы  таможни;

4) отдел таможни - отдел  таможни;

5) таможня - таможенный пост;

6) таможенный пост - таможенный  пост;

7) таможня - таможня;

8) ФТС России - таможня.

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей.

Непосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию таможенных платежей, таможенному контролю. В отличие от ФТС, РТУ и таможен таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС).

 

 

Список использованных источников

1. Барамзин С.В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессови результатов): Монография. -- М.: Изд-во РТА, 2009.

2. Гапоненко А.А., Панкрухин А.И. Стратегическое управление: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008.-310 с.

3. Мескон М.-Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -- М., 2006.

4. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко, А.Р. Петрухина. -- М.: ЭкономистЪ, 2006.

5. Основы управления таможенными  органами России: Учебник / под общей  ред. В.А. Черных. -- М.: Изд-во РТА, 2009. - 485 с.

6. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. -- М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Анисимов В.Г., Введение в экономический  риск-менеджмент: Монография / Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. -- М.: Омега-Л, 2006.

8. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: Монография. -- М.: Изд-во РТА, 2009.

9. Букатова И.Л., Макрусев В.В. Современные информационные технологииуправления: Монография. -- М.: РИО РТА, 2008.

10. Бурдин В.Е. Риски в управлении: Учебное пособие.-- М.: РИО РТА, 2007. -- 108 с.

11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. -- М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2008.

12. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. / 2-е изд., исправл. и доп. - Л.: Закон и право, 2007. - 26 с.

13. Дианова В.Ю., Макрусев В.В., Маркина О.А., Развитие таможенных институтов. -- М.: Из-во РТА, 2009.

14. Ершов А.Д., Макрусев В.В., Калинина О.В., Сизова К.А. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров: Монография. -- М.: РИО РТА, 2007.

15. Карпов А.В. Психология менеджмента. -- М.: Гардарики, 2007.

16. Колобова И.Н., Кузнецов С.С. Управление  таможенными органами на основе  процессно-ориентированного подхода: Монография. -- М.: Изд-во РТА, 2010.

17. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. -- М.: Изд-во РТА, 2009.

18. Смирнов, Э.А. Основы Теории организации / Э.А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - С. 201.

Информация о работе Организационная структура таможенных органов