Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие координацию деятельности и сотрудничества государств в области таможенных отношений.
Целью работы является изучение направлений сновных направлений правового регулирования международного таможенного сотрудничества.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности международных взаимоотношений в таможенном деле;
2. Изучить координацию деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности международных взаимоотношений в
таможенном деле 5
1.1. Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ) 5
1.2. Многосторонние торговые переговоры (МТП) 11
1.3. Итоги Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ 15
1.4. Соглашения и договоренности, достигнутые на переговорах
в рамках Токийского раунда 18
Глава 2. Координация деятельности участников ВЭД и
национальных таможенных режимов в области таможенных отношений 20
2.1. Функционирование системы ГАТТ 20
2.2. Отношения России с ГАТТ/ВТО 23
2.3. Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества 26
2.4. Соглашение о создании Международного союза по изданию
таможенных тарифов 31
Заключение 34
Список источников и литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Таможня_право-сотрудн.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  университет»

 

Кафедра ГиАП

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Международное  и таможенное право»

«Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества »

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.                      

 

Дата: «____»_____________200__ г.                           

 

 

Оценка _____/_____/_____/_____=_______  баллов

 

Принял преподаватель:       

 

Дата: «____»_____________200__ г.

 

Тула, 2012

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Венская конвенция о  праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Существо процесса заключения международного договора, как вообще процесс нормообразования в международном  таможенном праве состоит в согласовании позиций государств относительно установления того или иного правила в качестве нормы международного таможенного права. Договорный процесс - это более эффективный способ установления или изменения отношений между государствами, и потому в настоящее время, когда возникает необходимость решения тех или иных международных проблем государства, как правило, прибегают к международному договору, это и определяет актуальность темы курсовой работы.

В сфере международных  связей государств по согласованию и  совершенствованию организационных форм их деятельности в области международных таможенных отношений, направленной на унификацию принципов и норм международного таможенного права, образованы на основе универсальных многосторонних договоров организации таможенного сотрудничества, связанные с системой органов Организации Объединенных Наций. К таким международным организациям относятся универсальные международные организации: ГАТТ, Международный совет таможенного сотрудничества. Международный союз публикации таможенных тарифов и другие международные региональные организации в области таможенного сотрудничества и экономической интеграции.

Объект исследования – правоотношения, возникающие с международными многосторонними договорами по координации деятельности и сотрудничества в области таможенных отношений.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие координацию деятельности и сотрудничества государств в области таможенных отношений.

Целью работы является изучение направлений сновных направлений правового регулирования международного таможенного сотрудничества.

Для достижения указанной  цели ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности международных взаимоотношений в таможенном деле;
  2. Изучить координацию деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности международных взаимоотношений в таможенном деле

1.1. Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ)

 

Генеральное соглашение о тарифах и торговле первоначально  заключалось как международное многостороннее соглашение по вопросам таможенных тарифов и таможенной политики, закреплявшее правовые нормы и принципы, которыми государства-участники должны были руководствоваться в своих взаимных торговых отношениях.

На основе этого соглашения страны-участницы должны были осуществить поэтапное «таможенное разоружение» и в этих целях путем переговоров заключить двусторонние соглашения по снижению ставок таможенных тарифов на товары их взаимной торговли с последующим распространением таможенных уступок на все государства, участвующие в этом договоре.

Взаимные уступки по таможенному обложению были осуществлены в следующих формах: предоставление скидок со ставок таможенного тарифа; уменьшение разрыва между таможенными ставками нормального и преференциального тарифов; закрепление тарифных ставок на уровне, существующем в момент переговоров, так называемой «консолидации ставок»; нераспространение новых таможенных преференций.

В результате раундов  переговоров государства — участники  ГАТТ получили тарифные уступки по значительному кругу товаров, находящихся в их взаимном торговом обороте, что положительно отразилось на уровне их таможенного обложения.

Становление ГАТТ как  международной организации берет  свое начало с 1960 г., когда были созданы  постоянно действующие органы: Совет представителей и Секретариат со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария).

Итоги переговоров  в рамках ГАТТ. По взаимной договоренности стран, подписавших текст Соглашения, был создан организационный механизм (секретариат), предназначенный для реализации в практике международной торговли основных принципов ГАТТ. Секретариат разместился в Женеве (Швейцария). Деятельность этого органа осуществляется в рамках конференций или сессий. Как правило, сессии начались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых происходили переговоры, получившие названия раундов. Такие раунды состоялись в 1949, 1951, 1956, 1960-1961 гг.. Особо следует выделить длившийся с 1973 по 1979 г. Токийский раунд и Уругвайский раунд, продолжавшийся с 1983 по 1994 г. Два последних раунда отличались расширением круга обсуждаемых вопросов и включением вопросов о нетарифных барьерах.

Основное значение в  деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин

Цель Соглашения со всей очевидностью изложена в его преамбуле: организовать «такое регулирование международной торговли, которое бы обеспечивало ее стабильность и предсказуемость» и сделать это путем взаимного многостороннего снижения ставок национальных таможенных тарифов в рамках договора, в котором «инкорпорировались бы широкие тарифные скидки и согласованные в 1947 г. в Женеве обязательства».

Нормы ГАТТ накладывают  ограничения на выбор государствами-членами  средств таможенной торговой политики.

Текст Соглашения состоит  из 38 статей, которые подразделяются на 4 составные части:

— часть I закрепляет таможенный режим наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных торговых операций и международных платежей по экспорту и импорту, согласно которым этот режим (применяемый наряду с национальным режимом) распространяется на таможенные пошлины, всякого рода внутренние налоги и сборы, а также на национальное законодательство, распоряжения и правила, регулирующие экспортно-импортные операции на территориях государств-членов (ст. ст. I, II);

— в части II закрепляются принципы таможенно-тарифной политики: принцип наибольшего благоприятствования в таможенном обложении; принцип взаимности таможенно-тарифных уступок; принцип основного поставщика и др. (ст. ст. III—XXIII);

— в части III закрепляются порядок введения и отмены тарифных уступок, порядок создания таможенного союза, зоны свободной торговли и другие вопросы процедурного характера (ст. ст. XXIV-XXXV);

— часть IV «Торговля и  развитие» (ст. ст. XXXVI—XXXVIII). Она была включена в Соглашение только в 1966 г. с целью учета специфики проблем развивающихся стран и реализации особого подхода для их разрешения в направлении увеличения их валютных поступлений от экспорта товаров и стабилизации цен на сырьевые товары. Следовательно, промышленно развитые государства в соответствии с частью IV обязаны предоставлять освободившимся странам более благоприятный таможенный режим.                        

Генеральное соглашение о тарифах и торговле является единственным международным многосторонним договором, регулирующим торговую и таможенную политику государств различных социально-нетарифных барьеров; консолидации таможенных ставок и др.

Международно-правовой механизм деятельности Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ). Генеральное соглашение включало четыре группы руководящих органов: постоянные органы, межправительственные органы, рабочие группы, а также специальные органы (группы) экспертов, задача которых состояла в изучении спорных проблем и поиске решения компромиссов.

Первую группу руководящих органов представлял Секретариат ГАТТ во главе с Генеральным директором. Он имел двух заместителей, одному из которых подчинялись отделы нетарифных мер, развития, торговой политики, технического сотрудничества и специальных программ, другому — подотдел экономических исследований и анализа, а также отделы: сельскохозяйственный, таможенных барьеров, технических и других барьеров в торговле.

Вторую группу межправительственных органов представлял высший орган ГАТТ — сессия Договаривающихся сторон, в ведении которой находился широкий круг вопросов. Как правило, сессии ГАТТ собирались ежегодно. Наряду с регулярными по решению стран-участниц, принятому большинством голосов, могли быть созваны и специальные сессии. В перерыве между сессиями все вопросы деятельности ГАТТ рассматривались Советом представителей ГАТТ, который собирался 8—9 раз в год. Участие в его работе мог принять любой член Соглашения. 1

К числу межправительственных органов относятся комитеты, созданные  ГАТТ для решения конкретных вопросов. В их число входят:

— созданный под влиянием развивающихся стран Комитет  по торговле и развитию;

— Комитет по торговле сельскохозяйственными товарами;

— Текстильный комитет;

— Группа по количественным ограничениям и другим нетарифным мерам;

— Комитет по тарифным уступкам;

— Комитет по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса;

— Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.

В результате многосторонних переговоров в рамках Токийского раунда был создан еще целый ряд  комитетов и советов, в обязанность которых входило наблюдение за реализацией достигнутых в его ходе договоренностей. К ним относятся:

— Комитет по техническим  барьерам в торговле;

— Комитет по субсидиям  и компенсационным пошлинам;

— Комитет по антидемпинговой  практике;

— Комитет по таможенной оценке;

— Комитет по правительственным  закупкам;

— Комитет по импортному лицензированию;

— Комитет по торговле гражданской авиатехникой.

В ГАТТ имелись также  Международный совет по мясу и  Международный совет по молочным продуктам.

Третья группа — регулярно действующие органы ГАТТ, которыми создавались многочисленные рабочие группы, рассматривающие различные вопросы с целью подготовки совместных решений Договаривающихся сторон.

Четвертая группа — группа экспертов — состояла из специалистов, юридически не являвшихся представителями стран — членов ГАТТ.

Важнейшим принципом ГАТТ является признание того, что защита национальной экономики должна проводиться преимущественно с помощью таможенных тарифов, но не на основе каких-либо других торгово-политических мероприятий. Использование количественных ограничений, за исключением отдельных случаев (обеспечение равновесия платежного баланса, соображений национальной безопасности), запрещается. Однако в случае, если страна по указанным выше соображениям все-таки прибегает к количественным ограничениям своей торговли, она должна применять их недискриминационно, т.е. в отношении всех стран-членов, а не выборочно в отношении одного или группы государств.

В ГАТТ закрепляется обязательство  стран-членов начать консультации при проведении любых мероприятий в области торгово-политических взаимоотношений между государствами. 2

 

1.2. Многосторонние торговые переговоры (МТП)

 

Многосторонние торговые переговоры (МТП) в рамках Токийского раунда продолжались шесть лет (с 1972 по 1979 гг.). В них участвовали 99 государств, из которых 26 не являлись членами ГАТТ. Переговоры были практически открыты для всех желающих принять в них участие.

Был создан руководящий  орган переговоров — Комитет  по торговым переговорам и семь переговорных групп: по тарифам, тропическим товарам, нетарифным мерам, сельскому хозяйству, секториальному (отраслевому) подходу, защитным мерам, правовой структуре международной торговли.

В заключительном протоколе  переговоров было сказано, что их участники рассматривают приложенные к протоколу тексты договоренностей и соглашений как окончательные, не подлежащие каким бы то ни было изменениям, и передают их своим правительствам.

Соглашения и договоренности МТП вступили в силу в 1980 и 1981 гг.

Принятые в ходе МТП решения означают значительный поворот в деятельности Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, серьезное расширение сферы его деятельности, суть которого заключается в том, что оно вышло за сферу чисто тарифных переговоров, за пределы, определенные первоначальным текстом Соглашения.

Многосторонние торговые переговоры включали такую исключительно  важную проблему, как разработка новых принципов и норм международной торговли.

Важным итогом МТП  является также то, что все подписавшие  соглашения страны должны привести свое национальное законодательство в затрагиваемых областях в соответствие с принятыми решениями.

Информация о работе Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества