Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие координацию деятельности и сотрудничества государств в области таможенных отношений.
Целью работы является изучение направлений сновных направлений правового регулирования международного таможенного сотрудничества.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности международных взаимоотношений в таможенном деле;
2. Изучить координацию деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности международных взаимоотношений в
таможенном деле 5
1.1. Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ) 5
1.2. Многосторонние торговые переговоры (МТП) 11
1.3. Итоги Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ 15
1.4. Соглашения и договоренности, достигнутые на переговорах
в рамках Токийского раунда 18
Глава 2. Координация деятельности участников ВЭД и
национальных таможенных режимов в области таможенных отношений 20
2.1. Функционирование системы ГАТТ 20
2.2. Отношения России с ГАТТ/ВТО 23
2.3. Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества 26
2.4. Соглашение о создании Международного союза по изданию
таможенных тарифов 31
Заключение 34
Список источников и литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Таможня_право-сотрудн.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Еще одним существенным фактором является то, что положения  новых соглашений, становясь национальными  законами, распространяют свое действие на все страны, в том числе и на неучаствующие в ГАТТ, хотя льготы, вытекающие из заключенных в ходе МТП соглашений, действуют только в отношении государств, подписавших конкретные соглашения. В результате принятые в ходе МТП соглашения объективно привели к появлению так называемого «тройного режима» в международной торговле: для стран — участниц ГАТТ, их подписавших; для стран — участниц ГАТТ, их не подписавших; для всех остальных государств.

В итоге МТП было принято 12 соглашений и договоренностей, охватывающих четыре группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные и молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI, VII, XIII ГАТТ, создание новых норм и положений.

Вкладом в деятельность ГАТТ была интерпретация применения ряда его статей, получившая название кодексов. Всего их было принято шесть.

Соглашение  о применении ст. VII ГАТТ (Кодекс о  таможенной стоимости).

Соглашение  о применении ст. VI ГАТТ (Антидемпинговый  кодекс). Ключевым вопросом в нем является определение понятия «демпинг», установление критериев при выяснении ущерба от демпинга, порядка открытия и проведения антидемпингового расследования, обложения антидемпинговыми пошлинами, процедуры разрешения споров между странами — участницами Соглашения.

Соглашение  об интерпретации и применении ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс по субсидиям  и компенсационным пошлинам). Оно регулирует две группы вопросов: правила применения компенсационных пошлин и правила использования субсидий.

Соглашения разграничивают экспортные субсидии и субсидии, используемые внутри страны в качестве инструментов социальной и экономической политики. Страны — участницы соглашения обязуются не применять экспортные субсидии на все товары, за исключением продуктов лесного, сельского хозяйства и рыболовства, что является уступкой странам ЕС, где такого рода субсидии являются ключевым элементом сельскохозяйственной политики Сообществ.

Кодекс содержит перечень запрещенных экспортных субсидий, таких  как прямые налоговые льготы экспортерам.

Соглашение  о процедурах импортного лицензирования. Цель его — унификация формальностей при выдаче импортных лицензий, которая должна осуществляться в соответствии с существующими в ГАТТ правилами и на недискриминационной основе. Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам).

Соглашение  о порядке размещения государственных  заказов (Кодекс о государственных  заказах). В нем рассматриваются процедурные и административные правила, которыми должны руководствоваться страны-участницы при размещении государственных заказов, предоставлении информации о них и порядке рассмотрения споров.

Применение соглашения, однако, ограничивается тремя оговорками:

— оно действует в  отношении тех государственных  организаций, которые укажет данная страна при присоединении к соглашению;

— устанавливается минимальный  размер государственных заказов, подпадающих под юрисдикцию соглашения, в 150 тыс. специальных прав заимствования (СДР);

— соглашение распространяется на закупки товаров и ограниченный круг услуг, связанных с закупкой товаров.

Соглашение  по торговле гражданской авиатехникой — многостороннее отраслевое соглашение, задача которого состоит не только в либерализации торговли этими товарами, но и в стимулировании технологических связей соответствующих отраслей промышленности стран-участниц.

Уругвайский раунд, как  и Токийский раунд, проводился в  форме многосторонних торговых переговоров. Однако в отличие от последнего, в котором могли участвовать все проявляющие интерес к переговорам страны, в Уругвайском раунде могли участвовать лишь определенные группы государств;

— все члены ГАТТ (91 страна);

— страны, применяющие  положения ГАТТ на фактической основе, которые к 30 апреля 1987 г. должны были заявить о своем намерении присоединиться к ГАТТ и участвовать в МТП;

— развивающиеся государства, которые до 30 апреля 1987 г. начали предпринимать  необходимые шаги для вступления в ГАТТ, с тем чтобы определить условия своего участия в Соглашении;

— страны, информировавшие  членов ГАТТ о намерении вступить в переговоры об условиях присоединения к Соглашению.

В результате в переговорах  Уругвайского раунда приняло участие 108 государств. 3

 

1.3. Итоги Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ

 

Таможенные  барьеры. Как известно, переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин до недавнего времени были главным направлением в деятельности Соглашения. Со времени вступления в силу ГАТТ импортные пошлины в развитых странах были снижены более чем на 3/4, а после реализации соглашений, достигнутых в рамках переговоров Токийского раунда, их средняя величина составляла 4,7%.

Вопрос состоял в  том, насколько страны-участницы  готовы отказаться от таможенных тарифов  вообще. В принципе это вполне возможно, так как в международной торговле, как уже говорилось, все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, особых свойств. Кроме того растут поставки товаров через каналы ТНК, цены на которые сильно отклоняются от мировых. Немаловажную роль играет также колебание курса валют, меняющее цену товаров на мировом рынке, выраженную в различных валютах.

В заключительный пакет  «Уругвайского раунда» вошел  протокол о снижении в среднем на одну треть таможенных тарифов стран-участниц.

Нетарифные меры. В качестве инициаторов постановки этой проблемы на «Уругвайском раунде» переговоров выступили развивающиеся страны, около половины экспорта которых в развитые страны подпадает под действие нетарифных барьеров. При этом главная роль здесь отводится количественным ограничениям, введение которых подкрепляется имеющимися в тексте ГАТТ исключениями и оговорками.

Несмотря на заключение в ходе «Токийского  раунда» ряда соглашений по нетарифному  регулированию торговли, воздействие  их на международный товарооборот не уменьшилось. Напротив, их число и сфера применения возросли. Так, за 1981— 1984 гг. развитые страны ввели новые тарифные ограничения (включая количественные), которые затронули в 1984 г. импорт товаров на сумму 9,4 млрд дол.

На сессии министров стран — членов ГАТТ была сформулирована программа действий по вопросу нетарифных ограничений. Она предусматривала:

— ликвидацию всех несовместимых  с нормами ГАТТ ограничений импорта;

— определение сроков устранения остальных количественных ограничений и других нетарифных барьеров;

— предоставление в процессе ослабления нетарифных ограничений приоритета тем из них, которые препятствуют экспорту из развивающихся стран или носят дискриминационный характер.

Текстильные товары, и одежда. Этот вопрос был включен в повестку дня «Уругвайского раунда» по настоянию развивающихся государств. Дело в том, что текстильные товары постоянно исключались из переговоров о снижении таможенных пошлин в рамках ГАТТ. Сегодня именно на них сохраняются наиболее высокие пошлины. Более того, периодически заключаются международные соглашения по торговле текстильными товарами, которые ограничивают импорт этих товаров, в том числе и с помощью квот, из 34 развивающихся и восточно-европейских стран в 17 промышленно развитых государств. Это противоречит основным принципам ГАТТ, в частности, ст. 1, предусматривающей взаимное предоставление безусловного режима наибольшего благоприятствования. Основным средством ограничения импорта текстиля являются количественные ограничения, хотя, как известно, Соглашение предусматривает, что ограничение иностранной конкуренции может осуществляться только с помощью таможенных тарифов.

В соответствии с подписанным в  рамках Уругвайского раунда соглашением большинство тарифов и квот будет ликвидировано в течение десяти лет, начиная с 1996 г. Двусторонние квоты будут постепенно сокращаться и к 2005 г. ликвидируются полностью.

Торговля сельскохозяйственными  товарами. Как известно, суть аграрного протекционизма развитых стран состоит в тесной связи импортных ограничений с мерами по поддержанию цен на продовольственные товары на внутреннем рынке, а также с активным стимулированием вывоза. При этом главную роль играют нетарифные меры и субсидии, хотя таможенные пошлины на сельскохозяйственные товары продолжают иметь серьезное значение.

 

1.4. Соглашения и договоренности, достигнутые на переговорах в рамках Токийского раунда

Суть проблемы состоит  в том, что принятые в ходе Токийского раунда соглашения (шесть перечисленных выше кодексов) действуют лишь в отношении стран, которые принимают в них участие, что на практике является нарушением основополагающего принципа ГАТТ — режима наибольшего благоприятствования.

Торговые аспекты  регулирования иностранных капиталовложений. Интенсификация движения капиталов, в том числе и под влиянием ТНК, привела к тому, что в развитых странах и в ряде развивающихся государств возникли разнообразные системы регулирования иностранных инвестиций, включающие в себя различные процедуры предоставления разрешений на инвестиции, запреты и ограничения на них в определенных отраслях, ограничения на долю участия иностранного капитала в местных компаниях и т.п.

Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Суть вопроса состоит в том, что в настоящее время в мире широко распространена продажа копий и аналогов товаров, защищаемых патентами, торговыми марками или авторскими правами.

Тем не менее в ходе переговоров  достигнуто соглашение по патентам, авторскому праву, торговым маркам, промышленному дизайну, географической индексации, коммерческой тайне. Приняты международные стандарты защиты интеллектуальной собственности.

Соглашение, в частности, предусматривает, что патенты защищаются в течение 20 лет, независимо от того, где они выданы и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируемой или произведена внутри страны; авторское право в каждом отдельном случае будет защищено по крайней мере в течение 50 лет; авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и продюсеры звукозаписей и радиовещательных программ будут наделены исключительными правами; более надежную защиту получат торговые марки и географические идентификации, особенно важные для европейских производителей вин; в течение 10 лет будут иметь защиту разработки в области полупроводниковых приборов; впервые коммерческая тайна будет защищена от неправомочного раскрытия.

Все эти правила должны быть введены в национальное законодательство. Большинству развивающихся стран  предоставлено право вводить эти правила в течение 10 лет, а наименее развитым — в течение 11 лет.

Торговля услугами. Инициаторами включения в повестку дня МТП этих проблем были развитые страны, являющиеся главными экспортерами услуг, роль которых в международной торговле постоянно растет. Их доля в общем экспорте товаров и услуг в начале 80-х годов составила 20%.

Особенно высокими темпами  росла торговля услугами, являющимися  компонентами производства и торговли, такими как связь, телематика, программное обеспечение ЭВМ, ремонт и обслуживание машин и оборудования, лизинг, юридические, сбытовые и финансовые консультации, страхование и финансировании экспорта, операций купли-продажи, туризм.

В результате переговоров  было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации торговле услугами. В него включены положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта и телекоммуникаций. Стороны договорились не включать в текст соглашения положения об экспорте кинофильмов и телепрограмм. 4

 

Глава 2. Координация деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений

2.1. Функционирование системы ГАТТ

 

Усиление роли ГАТТ в  качестве организации, оказывающей  существенное влияние на регулирование международной торговли, ставит задачу совершенствования его организационной основы, которая привела к принятию решения о создании с 1 января 1995 г. универсальной Всемирной Торговой Организации (ВТО).

 Всемирная  Торговая Организация (ВТО) была создана 8 декабря 1994 г., заменив Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) 1948 и 1994 гг. в качестве основной организации, осуществляющей контроль за международной торговлей. ВТО через различные советы и комитеты регулирует осуществление 28 соглашений о международных торговых отношениях, содержащихся в Заключительном акте Уругвайского раунда торговых переговоров и одобренных на встрече в Марракеше (Марокко) в 1994 г,

Приступила к деятельности с 1 января 1995 г. Является преемницей ГАТТ. Штаб-квартира — Женева. Генеральный директор — Ренато Руджеро.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе ряда многосторонних соглашений. Речь идет о следующих:

I. Многосторонние соглашения  по торговле товарами:

— Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.;

— Соглашение по сельскому хозяйству;

— Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

— Соглашение по текстильным  изделиям и одежде;

— Соглашение по техническим  барьерам в торговле;

— Соглашение по связанным  с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС);

Информация о работе Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества