Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:40, курсовая работа
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие координацию деятельности и сотрудничества государств в области таможенных отношений.
Целью работы является изучение направлений сновных направлений правового регулирования международного таможенного сотрудничества.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности международных взаимоотношений в таможенном деле;
2. Изучить координацию деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений.
Введение 3
Глава 1. Особенности международных взаимоотношений в
таможенном деле 5
1.1. Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ) 5
1.2. Многосторонние торговые переговоры (МТП) 11
1.3. Итоги Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ 15
1.4. Соглашения и договоренности, достигнутые на переговорах
в рамках Токийского раунда 18
Глава 2. Координация деятельности участников ВЭД и
национальных таможенных режимов в области таможенных отношений 20
2.1. Функционирование системы ГАТТ 20
2.2. Отношения России с ГАТТ/ВТО 23
2.3. Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества 26
2.4. Соглашение о создании Международного союза по изданию
таможенных тарифов 31
Заключение 34
Список источников и литературы 36
Еще одним существенным фактором является то, что положения новых соглашений, становясь национальными законами, распространяют свое действие на все страны, в том числе и на неучаствующие в ГАТТ, хотя льготы, вытекающие из заключенных в ходе МТП соглашений, действуют только в отношении государств, подписавших конкретные соглашения. В результате принятые в ходе МТП соглашения объективно привели к появлению так называемого «тройного режима» в международной торговле: для стран — участниц ГАТТ, их подписавших; для стран — участниц ГАТТ, их не подписавших; для всех остальных государств.
В итоге МТП было принято 12 соглашений и договоренностей, охватывающих четыре группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные и молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI, VII, XIII ГАТТ, создание новых норм и положений.
Вкладом в деятельность ГАТТ была интерпретация применения ряда его статей, получившая название кодексов. Всего их было принято шесть.
Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (Кодекс о таможенной стоимости).
Соглашение о применении ст. VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс). Ключевым вопросом в нем является определение понятия «демпинг», установление критериев при выяснении ущерба от демпинга, порядка открытия и проведения антидемпингового расследования, обложения антидемпинговыми пошлинами, процедуры разрешения споров между странами — участницами Соглашения.
Соглашение об интерпретации и применении ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам). Оно регулирует две группы вопросов: правила применения компенсационных пошлин и правила использования субсидий.
Соглашения разграничивают экспортные субсидии и субсидии, используемые внутри страны в качестве инструментов социальной и экономической политики. Страны — участницы соглашения обязуются не применять экспортные субсидии на все товары, за исключением продуктов лесного, сельского хозяйства и рыболовства, что является уступкой странам ЕС, где такого рода субсидии являются ключевым элементом сельскохозяйственной политики Сообществ.
Кодекс содержит перечень запрещенных экспортных субсидий, таких как прямые налоговые льготы экспортерам.
Соглашение о процедурах импортного лицензирования. Цель его — унификация формальностей при выдаче импортных лицензий, которая должна осуществляться в соответствии с существующими в ГАТТ правилами и на недискриминационной основе. Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам).
Соглашение о порядке размещения государственных заказов (Кодекс о государственных заказах). В нем рассматриваются процедурные и административные правила, которыми должны руководствоваться страны-участницы при размещении государственных заказов, предоставлении информации о них и порядке рассмотрения споров.
Применение соглашения, однако, ограничивается тремя оговорками:
— оно действует в отношении тех государственных организаций, которые укажет данная страна при присоединении к соглашению;
— устанавливается минимальный размер государственных заказов, подпадающих под юрисдикцию соглашения, в 150 тыс. специальных прав заимствования (СДР);
— соглашение распространяется на закупки товаров и ограниченный круг услуг, связанных с закупкой товаров.
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой — многостороннее отраслевое соглашение, задача которого состоит не только в либерализации торговли этими товарами, но и в стимулировании технологических связей соответствующих отраслей промышленности стран-участниц.
Уругвайский раунд, как и Токийский раунд, проводился в форме многосторонних торговых переговоров. Однако в отличие от последнего, в котором могли участвовать все проявляющие интерес к переговорам страны, в Уругвайском раунде могли участвовать лишь определенные группы государств;
— все члены ГАТТ (91 страна);
— страны, применяющие положения ГАТТ на фактической основе, которые к 30 апреля 1987 г. должны были заявить о своем намерении присоединиться к ГАТТ и участвовать в МТП;
— развивающиеся государства, которые до 30 апреля 1987 г. начали предпринимать необходимые шаги для вступления в ГАТТ, с тем чтобы определить условия своего участия в Соглашении;
— страны, информировавшие членов ГАТТ о намерении вступить в переговоры об условиях присоединения к Соглашению.
В результате в переговорах Уругвайского раунда приняло участие 108 государств. 3
1.3. Итоги Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ
Таможенные барьеры. Как известно, переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин до недавнего времени были главным направлением в деятельности Соглашения. Со времени вступления в силу ГАТТ импортные пошлины в развитых странах были снижены более чем на 3/4, а после реализации соглашений, достигнутых в рамках переговоров Токийского раунда, их средняя величина составляла 4,7%.
Вопрос состоял в
том, насколько страны-участницы
готовы отказаться от таможенных тарифов
вообще. В принципе это вполне возможно,
так как в международной
В заключительный пакет «Уругвайского раунда» вошел протокол о снижении в среднем на одну треть таможенных тарифов стран-участниц.
Нетарифные меры. В качестве инициаторов постановки этой проблемы на «Уругвайском раунде» переговоров выступили развивающиеся страны, около половины экспорта которых в развитые страны подпадает под действие нетарифных барьеров. При этом главная роль здесь отводится количественным ограничениям, введение которых подкрепляется имеющимися в тексте ГАТТ исключениями и оговорками.
Несмотря на заключение в ходе «Токийского раунда» ряда соглашений по нетарифному регулированию торговли, воздействие их на международный товарооборот не уменьшилось. Напротив, их число и сфера применения возросли. Так, за 1981— 1984 гг. развитые страны ввели новые тарифные ограничения (включая количественные), которые затронули в 1984 г. импорт товаров на сумму 9,4 млрд дол.
На сессии министров стран — членов ГАТТ была сформулирована программа действий по вопросу нетарифных ограничений. Она предусматривала:
— ликвидацию всех несовместимых с нормами ГАТТ ограничений импорта;
— определение сроков устранения остальных количественных ограничений и других нетарифных барьеров;
— предоставление в процессе ослабления нетарифных ограничений приоритета тем из них, которые препятствуют экспорту из развивающихся стран или носят дискриминационный характер.
Текстильные товары, и одежда. Этот вопрос был включен в повестку дня «Уругвайского раунда» по настоянию развивающихся государств. Дело в том, что текстильные товары постоянно исключались из переговоров о снижении таможенных пошлин в рамках ГАТТ. Сегодня именно на них сохраняются наиболее высокие пошлины. Более того, периодически заключаются международные соглашения по торговле текстильными товарами, которые ограничивают импорт этих товаров, в том числе и с помощью квот, из 34 развивающихся и восточно-европейских стран в 17 промышленно развитых государств. Это противоречит основным принципам ГАТТ, в частности, ст. 1, предусматривающей взаимное предоставление безусловного режима наибольшего благоприятствования. Основным средством ограничения импорта текстиля являются количественные ограничения, хотя, как известно, Соглашение предусматривает, что ограничение иностранной конкуренции может осуществляться только с помощью таможенных тарифов.
В соответствии с подписанным в рамках Уругвайского раунда соглашением большинство тарифов и квот будет ликвидировано в течение десяти лет, начиная с 1996 г. Двусторонние квоты будут постепенно сокращаться и к 2005 г. ликвидируются полностью.
Торговля
1.4. Соглашения и договоренности, достигнутые на переговорах в рамках Токийского раунда
Суть проблемы состоит в том, что принятые в ходе Токийского раунда соглашения (шесть перечисленных выше кодексов) действуют лишь в отношении стран, которые принимают в них участие, что на практике является нарушением основополагающего принципа ГАТТ — режима наибольшего благоприятствования.
Торговые аспекты
регулирования иностранных
Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Суть вопроса состоит в том, что в настоящее время в мире широко распространена продажа копий и аналогов товаров, защищаемых патентами, торговыми марками или авторскими правами.
Тем не менее в ходе переговоров достигнуто соглашение по патентам, авторскому праву, торговым маркам, промышленному дизайну, географической индексации, коммерческой тайне. Приняты международные стандарты защиты интеллектуальной собственности.
Соглашение, в частности, предусматривает, что патенты защищаются в течение 20 лет, независимо от того, где они выданы и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируемой или произведена внутри страны; авторское право в каждом отдельном случае будет защищено по крайней мере в течение 50 лет; авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и продюсеры звукозаписей и радиовещательных программ будут наделены исключительными правами; более надежную защиту получат торговые марки и географические идентификации, особенно важные для европейских производителей вин; в течение 10 лет будут иметь защиту разработки в области полупроводниковых приборов; впервые коммерческая тайна будет защищена от неправомочного раскрытия.
Все эти правила должны
быть введены в национальное законодательство.
Большинству развивающихся
Торговля услугами. Инициаторами включения в повестку дня МТП этих проблем были развитые страны, являющиеся главными экспортерами услуг, роль которых в международной торговле постоянно растет. Их доля в общем экспорте товаров и услуг в начале 80-х годов составила 20%.
Особенно высокими темпами росла торговля услугами, являющимися компонентами производства и торговли, такими как связь, телематика, программное обеспечение ЭВМ, ремонт и обслуживание машин и оборудования, лизинг, юридические, сбытовые и финансовые консультации, страхование и финансировании экспорта, операций купли-продажи, туризм.
В результате переговоров было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации торговле услугами. В него включены положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта и телекоммуникаций. Стороны договорились не включать в текст соглашения положения об экспорте кинофильмов и телепрограмм. 4
Глава 2. Координация деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений
2.1. Функционирование системы ГАТТ
Усиление роли ГАТТ в качестве организации, оказывающей существенное влияние на регулирование международной торговли, ставит задачу совершенствования его организационной основы, которая привела к принятию решения о создании с 1 января 1995 г. универсальной Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Всемирная Торговая Организация (ВТО) была создана 8 декабря 1994 г., заменив Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) 1948 и 1994 гг. в качестве основной организации, осуществляющей контроль за международной торговлей. ВТО через различные советы и комитеты регулирует осуществление 28 соглашений о международных торговых отношениях, содержащихся в Заключительном акте Уругвайского раунда торговых переговоров и одобренных на встрече в Марракеше (Марокко) в 1994 г,
Приступила к деятельности с 1 января 1995 г. Является преемницей ГАТТ. Штаб-квартира — Женева. Генеральный директор — Ренато Руджеро.
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе ряда многосторонних соглашений. Речь идет о следующих:
I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
— Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.;
— Соглашение по сельскому хозяйству;
— Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
— Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
— Соглашение по техническим барьерам в торговле;
— Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС);