Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования.......4
2.Направления совершенствования валютного контроля в РФ.........................9
3. Валютная политика России в 2012-2014 гг....................................................13
Заключение................................................................................................17
Список использованных источников...................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

ВАЛ.КОНТРОЛЬ.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра таможенных доходов и тарифного регулирования

Реферат

по дисциплине «Валютный контроль в таможенных органах»

на тему «Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................3

1. Понятие и сущность  валютного контроля и валютного  регулирования.......4

2.Направления совершенствования  валютного контроля в РФ.........................9

3. Валютная политика России в  2012-2014 гг....................................................13

Заключение................................................................................................17

Список использованных источников...................................................19

Введение

 

 

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного  контроля состоит в том, чтобы  ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании  предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.

   Цель контрольной  работы: рассмотреть основные направления совершенствования системы валютного регулирования на современном этапе

 

 

 

  1. Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования

 

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов  осуществления операций с валютными  ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

  • формирование и развитие национального валютного рынка;
  • регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

  • требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;
  • лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
  • требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;
  • введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;
  • установление лимитов открытой валютной позиции банков;
  • введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль — это государственный  контроль за соблюдением резидентами  и нерезидентами норм валютного  законодательства. В Российской Федерации  он осуществляется по следующим направлениям:

  • определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;
  • надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
  • контроль экспортных операций;
  • контроль импортных операций;
  • контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
  • определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного надзора,  основанного на анализе бухгалтерской,  финансовой и статистической  отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия  в случае нарушения валютного  законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного  контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

  • осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
  • проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает  ответственность за нарушение валютного  законодательства (ст. 14). Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  несут ответственность в виде:

  • взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;
  • взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных  положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний  органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и  нерезиденты несут ответственность  в виде:

  • взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;
  • приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
  • других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов  и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» устанавливает  права и обязанности должностных  лиц органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

  • проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
  • приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;
  • приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

 

 

2.Направления совершенствования  валютного контроля в РФ

 

 

В последнее время особую актуальность приобрело совершенствование государственного контроля за осуществлением валютных операций.

Активно ведётся работа по анализу  и обобщению информации, связанной  с вопросами, возникающими в области  применения отдельных норм валютного  законодательства, а также проблемами, которые появляются при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ.

Валютное законодательство должно учитывать новые явления и  тенденции в экономике, вызванные  мировым финансовым кризисом. Поэтому  стоит рассмотреть возможность  использования таких инструментов, как:

  • изменение порядка осуществления валютного контроля за трансграничными переводами валюты РФ между резидентами;
  • создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях, а также принятия ряда мер валютного регулирования;
  • установление дополнительных требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе