Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования.......4
2.Направления совершенствования валютного контроля в РФ.........................9
3. Валютная политика России в 2012-2014 гг....................................................13
Заключение................................................................................................17
Список использованных источников...................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

ВАЛ.КОНТРОЛЬ.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

В целях совершенствования системы контроля за соблюдением валютного законодательства Росфиннадзор должен повысить степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации. Помимо создания единой базы данных в качестве важнейшей составной части информационной системы Росфиннадзора эти мероприятия включают в себя внедрение программного продукта, позволяющего проводить анализ всей поступающей информации. Данное программное обеспечение поможет осуществлять аналитическую работу с информацией, содержащейся в базе данных Росфиннадзора по валютному контролю, с целью выявления типовых ситуаций, тенденций, а также прогнозирования в валютной сфере и принятия оптимальных управленческих решений.

Если говорить в целом, то деятельность Росфиннадзора в части валютного  контроля будет ориентирована на совершенствование методов осуществления  валютного контроля, дальнейшее развитие взаимоотношений с Банком России и агентами валютного контроля и  выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики, подходов к осуществлению проверочных мероприятий.

Эффективность реализации Росфиннадзором функций по валютному контролю способствует налаженное взаимодействие с Банком России, таможенными и налоговыми органами. Так, одной из форм взаимодействия с агентами валютного контроля является реализация полученных от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России) протоколов об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

После установления Банком России новых  более коротких сроков представления  подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций и установления более жестких требований.

В качестве предложения, хотелось бы отметить, что Банк России должен подготовить  соответствующие изменения своих  инструкций.

Органам валютного контроля необходимо проводить совещания по вопросам и проблемам, связанным с валютным контролем. Также нужно организовывать семинары, круглые столы и брифинги с участием представителей бизнес-сообщества по вопросам, возникающим в области применения отдельных норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Органам валютного контроля необходимо направлять письма в уполномоченные банки с просьбой обращать внимание на соблюдение клиентами сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Оптимальным решением вопроса организации  валютного контроля в банке с  точки зрения его структуры видится создание подразделения, в котором будут сосредоточены все операции валютного контроля, включая предварительный и последующий валютный контроль, учет валютных операций клиентов, формирование отчетности. Централизация функций валютного контроля в одном подразделении, в компетенцию которого целесообразно также включить функции по разработке внутренних инструкций по осуществлению валютного контроля, включая порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, позволит обеспечить оперативное проведение операций при соблюдении максимальной защиты интересов банка. Наличие у такого подразделения сильного руководителя будет только способствовать повышению роли валютного контроля в банке и усилению «значительности» или «престижности» данного подразделения.

Обслуживание физических лиц делает процесс осуществления валютного  контроля за валютными операциями более  трудоемким. Решением вопроса в данном случае может быть делегирование  функций по осуществлению валютного  контроля за валютными операциями физических лиц операционному подразделению банка. При этом все функции по осуществлению валютного контроля за операциями юридических лиц останутся закрепленными за специализированным подразделением валютного контроля.

Такая организация валютного контроля позволит, с одной стороны, максимально быстро и качественно обслуживать физических лиц, а с другой — обеспечить осуществление валютного контроля за валютными операциями юридических лиц, которые, как правило, являются более сложными и многообразными, чем валютные операции физических лиц.

Однако для осуществления валютного  контроля за операциями физических лиц  на высоком уровне необходимо:

  • обеспечить высокий уровень квалификации операционных работников в области проведения валютного контроля;
  • проводить мероприятия по повышению квалификации операционных работников и обновлению их знаний в области валютного законодательства;
  • осуществлять последующий контроль проводимых операционным подразделением валютных операций.

Очевидно, что для решения поставленных задач будет недостаточным периодическое направление операционных работников на семинары по валютному контролю, организуемые различными учебными центрами. В данной ситуации прослеживается объективная необходимость существования в банке специализированного подразделения, отвечающего за организацию и методологию валютного контроля, в том числе за валютными операциями физических лиц, с учетом собственной практики банка.

Банку необходимо так же регулярно  информировать клиентов об изменениях валютного законодательства.

Для лучшего понимания и усвоения вопросов валютного контроля банки  должны проводить обучение своих  клиентов, размещать на сайтах и  в доступных для клиента стендах  информацию о сроках представления  документов.

Таким образом, можно сделать вывод, что особую роль при предупреждении нарушений в валютной сфере играют уполномоченные банки, поскольку они являются агентами валютного контроля и могут оказывать своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, консультационные услуги. К тому же банки владеют информацией о внешнеэкономических операциях участников внешнеэкономической деятельности и расчетах по ним и могут анализировать и предупреждать нарушения, выявлять типичные ошибки в действиях клиентов банков. В связи с этим огромное значение приобретает взаимодействие Росфиннадзора с банками, основной целью которых и является проведение мероприятий предупредительного характера в виде информирования клиентов о составе и сроках представления документов, необходимых для учета валютных операций, а также напоминания клиентам об истечении сроков представления таких документов. Кроме того, уполномоченные банки могут разъяснять своим клиентам вопросы применения валютного законодательства, информировать об изменениях.

В любом банке система валютного контроля должна быть максимально гибкой и способной к быстрой перестройке в зависимости от изменения факторов, влияющих на организацию валютного контроля, и с учетом интересов клиентов.

 

 

3. Валютная политика  России в 2012-2014 гг.

 

Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий  проведения денежно-кредитной политики в 2012 - 2014 годах, один из которых соответствует  прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго  варианта рассматривается прогноз  Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение  в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.

В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.

Основной задачей  курсовой политики на 2012 год и период 2013 - 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства  Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного  периода курсовая политика будет  направлена на сглаживание колебаний  курса рубля к основным мировым  валютам, а также на компенсацию  устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В настоящее  время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

 

 

 

Заключение

 

Валютное регулирование в широком  смысле – это регламентация государством основных принципов организации  национальной валютной системы и  механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается  в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала потребности текущего момента.

Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Для совершенствования валютного  контроля в РФ можно предложить следующие  направления:

• повысить уровень внутреннего контроля у участников внешне-экономической деятельности по соблюдению требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

• повысить уровень знаний валютного законодательства, прекратить игнорирование и пренебрежительное отношение к законам;

• создать систему отслеживания и противодействия заключения фиктивных внешнеторговых контрактов;

• установить дополнительный ряд требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России;

• повысить степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации.

Для лучшего усвоения и понимания  банки должны повысить качество консультации клиентов по вопросам осуществления  сделок с иностранной валютой, а  так же размещать как можно больше информации на стендах и сайтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И Техника  валютных операций: учебное пособие. -  3-е изд., перераб. и  доп. (ГРИФ) – М.:  Издательский Дом  «Вузовский учебник», 2010.

  2. Варламова М.А., Варламова Т.П. Валютные операции: учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-тоговая корпорация  «Дашков и К», 2010.

  3. Крохина Ю.А., Смирникова Ю.Л., Тютина Ю.В. Валютное право: учебник для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование, Юрайт, 2009.

  4. Суэтин А.А. Международные  валютно-финансовые отношения: электронный  учебник.  –  М.: Кнорус, 2010.

  5. Тедеев А.А. Валютное право:  учебное пособие: Нормы, источники  и принципы валютного права; Валютные правоотношения; Внутренний валютный рынок. – СПб.: Питер-Юг, 2009.

   6. Шуркалин А.К. Современные  международные валютно- кредитные  отношения: учебное пособие. –  («Новая университетская книга») (Гриф) –    М.:  Изд-во: Логос,  Университетская книга, 2009.

   7.http://www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации

  8. http://www.www.consultant.ru

  9. http://www.garant.ru

Информация о работе Основные направления совершенствования системы валютного регулирования в РФ на современном этапе