Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе кул

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, связанной с экономико-правовым аспектом временного вывоза культурных ценностей заключается, прежде всего, в том, что данная категория товаров является уникальной как с точки зрения их материально-пространственной формы воплощения, что существенным образом сказывается на их значимости для государства с различных позиций, в том числе и как запасов стоимости, так и с точки зрения современного состояния законодательной базы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4

Глава 1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля…..7

Глава 2. Специфика применения таможенного режима «временный ввоз/вывоз» в отношении культурных ценностей (действующая законодательная база)…………………………………………………….………15
2.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов………………15
2.2. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»………………21
2.3. Приказ Министерства культуры от 12.10.98 № 528……………………25

Глава 3. Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе культурных ценностей для реставрации…………..28

Заключение…………………………………………………………………………..52

Список использованных источников………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

При нарушении сроков временного вывоза, если вывезенные товары – культурные ценности и их возвращение  в установленные сроки является обязательным, ответственность наступает  в соответствии со статьей 190 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное деяние квалифицируется как самостоятельное преступление, совершенное сразу же в момент истечения сроков временного вывоза.

Необходимо подчеркнуть, что диспозиция статьи 271 Таможенного  кодекса РФ носит альтернативный характер только в отношении товаров, и наличия или отсутствия признаков контрабанды.

Статья 219 ТК РФ квалифицирует  невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, как один из видов уголовно наказуемой контрабанды.

Пункт 2 статьи 56 Закона от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» также квалифицирует данное деяние как контрабанда и отсылает к уголовному законодательству Российской Федерации.

Статья 190 Уголовного кодекса  РФ квалифицирует данное деяние как  невозвращение в установленный  срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ и определяет его как самостоятельное преступление.

Непосредственным объектом данного преступления является порядок вывоза и возвращения культурных ценностей. Предметом данного преступления являются культурные ценности, под которыми понимаются движимые предметы материального мира, определенные статьями 6,7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Кроме этого, понятие «культурные ценности» раскрывается в ст. 3 «Основ законодательства о культуре» от 09.10.92 г., в ст. 3 Федерального закона от 26.05.96 г. «О Музейном фонде РФ и музеях РФ». Вместе с тем, ст. 5 закона «О таможенном тарифе» и ст. 18 Таможенного кодекса РФ культурные ценности могут быть отнесены к товарам, как к «любому движимому имуществу».

Санкцией, предусмотренной  частью 1 статьи 271 ТК РФ является штраф  в размере от ста до двухсот  процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения.

Вместе с тем, в ст. 231 ТК РФ разъясняется, что ответственность  за НТП наступает, если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности. В этой же статье отмечено, что привлечение к уголовной ответственности не освобождает от ответственности за НТП, но «срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом РФ решения об отказе или в возбуждении уголовного дела» (ст. 247 ТК РФ).

Таким образом, в день истечения срока обратного ввоза, указанного в заявлении – обязательстве, при отсутствии разрешения на продление действия Свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей и при реальной возможности вернуть культурные ценности на территорию РФ, данное деяние является оконченным преступлением, ответственность за которое наступает в соответствии с санкцией, предусмотренной ст. 190 Уголовного кодекса РФ.

П. 9 ст. 117 УПК РСФСР  относит таможенные органы к органам  дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 190 УК РФ. Согласно ст. 119 УПК, «…если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие». В данном конкретном случае, ст. 126 УПК РСФСР обязательность предварительного следствия возложена на следователей органов ФСБ.

 

 

2.2. Закон РФ «О вывозе  и ввозе культурных ценностей»

 

Федеральный закон  Российской Федерации от 15.04.93.   № 4804-1 является одним из основных руководящих документов, регламентирующих порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию культурных ценностей. Вместе с иными законодательными актами Российской Федерации настоящий Закон имеет целью сохранение культурного достояния России, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

Закон основан на принципе единого таможенного пространства и единого порядка вывоза и  ввоза культурных ценностей на всей территории Российской Федерации независимо от формы собственности, а также для всех юридических, физических, должностных лиц и органов власти и управления.

Согласно ст. 6 Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

  • культурные ценности, созданные отдельными лицами или группой лиц, которые являются гражданами  Р Ф;
  • культурные ценности, имеющие важное значение для РФ и созданные на территории РФ иностранными гражданами и  лицами без гражданства, проживающими  на территории РФ;
  • культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;
  • культурные  ценности, приобретенные археологическими, этнологическими  и естественнонаучными  экспедициями с  согласия компетентных  властей страны, откуда  происходят эти  ценности;
  • культурные ценности, приобретенные в результате  добровольных обменов;
  • культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия  компетентных  властей страны, откуда  происходят  эти ценности.

 

Культурные  ценности,  не  подлежащие  вывозу  из  РФ, рассмотрены  в  ст.9 Закона:

 

  • движимые  предметы,  представляющие  историческую,  художественную,  научную  или  иную  культурную  ценность  и  отнесенные  в  соответствии  с  действующим  законодательством  к  особо  ценным  объектам   культурного  наследия  РФ,  независимо  от  времени  их  создания;
  • движимые  предметы,  независимо  от  времени  их  создания,  охраняемые  государством  и  внесенные  в  охранные  списки  и  реестры  в  порядке,  установленном  законодательством РФ;    
  • культурные  ценности,  постоянно  хранящиеся  в  государственных  и  муниципальных  музеях,  архивах,  библиотеках  и  в  других  государственных   хранилищах  культурных   ценностей   РФ.  По  решению  уполномоченных  государственных   органов  данное  правило  может  быть  распространено  на  иные  музеи, архивы  и  библиотеки;    
  • культурные   ценности,  созданные  более  100  лет  назад,  если  иное  не  предусмотрено  настоящим  Законом.                                                                                                               

Закон предусматривает  регулирование  вывоза с территории Российской Федерации и ввоза  с территории Российской Федерации, а также временный вывоз и  временный ввоз культурных ценностей. Вывоз  культурных  ценностей,  не  подпадающих  под  действие  ст.9  действующего  Закона,  может  осуществляться  в  соответствии  с  решением   о  возможности  их  вывоза,  принимаемым  государственными  органами,  определенными  Законом.  Необходимо  подчеркнуть,  что  вывоз  и  ввоз  культурных  ценностей,  содержащих  драгоценные  камни,  драгоценные  металлы,  а  также  виды  оружия    регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.  Это  отмечено в  ст.ст. 20 и 21 Закона.  Порядок  вывоза  и ввоза  культурных  ценностей   распространяется также и   на  лиц,  обладающих  дипломатическими   привилегиями   и иммунитетами.         

Культурные  ценности,  ввозимые  на  территорию  РФ,  подлежат  таможенному   контролю  и  специальной  регистрации  в  порядке, установленном  Федеральной  службой  по  сохранению  культурных  ценностей  совместно   с  Государственным  таможенным  комитетом  РФ. Следует отметить, что функции Федеральной службы переданы Департаменту по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

При  транзите  культурных  ценностей  через  территорию  РФ  также  должны   предоставляться   документы,  подтверждающие  то,  что  данные предметы  ввозятся   исключительно  с  целью  транзита.

В  Законе  уделяется  внимание  временному  вывозу   и  временному ввозу   культурных   ценностей. Временный  вывоз  и ввоз  культурных  ценностей  осуществляется  музеями,  архивами,  библиотеками  и  другими  физическими  и юридическими  лицами:  для  организации  выставок;  для  осуществления  реставрационных  работ  и  научных  исследований;  в  связи  с  театральной,  концертной  и  иной  артистической  деятельностью, а также  в  иных  необходимых  случаях.

Анализируя  данный  раздел  действующего  Закона,  следует  подчеркнуть,  что  запрещается   незаконная  передача  права  собственности  на  культурные  ценности.  Однако  вывоз  культурных  ценностей  может  осуществляться  только  законным   собственником  предметов  либо  лицом,  уполномоченным  на  то  собственником  в  установленном  законодательством  порядке.

Закон  рассматривает  несколько  условий  взимания  специального  сбора  за  право  вывоза  культурных  ценностей.  Во-первых,  сбор, уплачиваемый  физическими  и  юридическими  лицами  в  случаях  получения   ими  свидетельства  на  право  вывоза  культурных   ценностей.  Во-вторых,  устанавливаются  льготы  по  уплате  специального  сбора.  А  в-третьих,  специальный  сбор  не  взимается  в  случае,  если  вывоз  культурных  ценностей  осуществляется  непосредственно  автором.  Следует отметить, что порядок взимания специального сбора в настоящее время не установлен. В  соответствии  с  Законом  устанавливается  межгосударственное  сотрудничество,  и  заключаются  межгосударственные  договора (разд.8)  в  целях  предотвращения  незаконных  вывоза,  ввоза культурных  ценностей и передачи   права собственности на  них.   Он  также устанавливает дисциплинарную,  административную, уголовную ответственность за  нарушение законодательства  о вывозе  и ввозе  культурных  ценностей. 

 

2.3. Приказ Министерства  культуры от 12.10.98г. № 528

 

Приказом Минкультуры № 528 утверждена Инструкция о порядке контроля за вывозом и временным вывозом  культурных ценностей. Инструкция разработана  в соответствии с Законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Положением о Министерстве культуры Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Инструкцией определены местонахождения 13-ти территориальных  органов по сохранению культурных ценностей  с территорией обслуживания. Настоящей инструкцией регламентирован порядок выдачи свидетельств на право вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, порядок временного вывоза, порядок контроля за вывозом и временным вывозом культурных ценностей из Российской Федерации.

Для получения свидетельства  на право временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации  государственные и муниципальные  музеи, архивы, библиотеки, иные государственные  хранилища культурных ценностей, другие юридические и физические лица должны предоставить в Министерство культуры Российской Федерации или его территориальные органы заявление о временном вывозе культурных ценностей с указанием срока нахождения их за пределами Российской Федерации. К заявлению должны прилагаться:

  • списки культурных ценностей с подробным их описанием;
  • договор с принимающей стороной, в котором должны быть оговорены цели и условия временного вывоза культурных ценностей;
  • документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей;
  • документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ, подтверждающий государственные гарантии финансового покрытия всех рисков, которые могут иметь место при временном нахождении культурных ценностей за рубежом.

Необходимо подчеркнуть, что данное обстоятельство приводит к образованию денежных потоков, которые возникают при временном  вывозе культурных ценностей из Российской Федерации. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, фискальная функция таможенных органов при контроле за временным вывозом через таможенную границу культурных ценностей в настоящее время сведена к минимуму, существует необходимость в разработке специального порядка валютного контроля со стороны таможенных органов за временным вывозом культурных ценностей и «…за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров…», к которым в данном случае можно отнести предметы культурного значения [5, ст. 199]. Рассматриваемые в этом случае культурные ценности как запасы стоимости, при временном вывозе из России и возвращенные в неизменном состоянии, «оживляют» стоимость, в конкретном денежном выражении, носителями которой они являются.

Это обстоятельство свидетельствует  о необходимости государственного монопольного контроля за денежными  потоками, денежными суммами, получением дохода в федеральный бюджет за счет дисконтирования денежных сумм, обеспечивающих финансовое покрытие возможных рисков, связанных с временным нахождением предметов культурного значения вне таможенной территории Российской Федерации. Надо отметить, что страховая оценка культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных хранилищах культурных ценностей выражается в астрономических цифрах. Это может стать одним из факторов, обеспечивающих экономическую безопасность России.

Информация о работе Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе кул