Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе кул

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, связанной с экономико-правовым аспектом временного вывоза культурных ценностей заключается, прежде всего, в том, что данная категория товаров является уникальной как с точки зрения их материально-пространственной формы воплощения, что существенным образом сказывается на их значимости для государства с различных позиций, в том числе и как запасов стоимости, так и с точки зрения современного состояния законодательной базы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4

Глава 1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля…..7

Глава 2. Специфика применения таможенного режима «временный ввоз/вывоз» в отношении культурных ценностей (действующая законодательная база)…………………………………………………….………15
2.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов………………15
2.2. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»………………21
2.3. Приказ Министерства культуры от 12.10.98 № 528……………………25

Глава 3. Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе культурных ценностей для реставрации…………..28

Заключение…………………………………………………………………………..52

Список использованных источников………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Наличие лицензии Минэкономразвития, согласованной с Роскомдрагмет   при вывозе культурных ценностей, в том числе входящих в состав коллекций, и представляющих из себя драгоценные природные камни и изделия из них; жемчуг и изделия из него; янтарь и изделия из него, также регламентировано приказом ГТК РФ от 19.03.96 г. № 149 и распространяется на некоторые предметы из янтаря, обработанного янтаря, изделий из него и драгоценных камней.

Лицензия Минэкономразвития, согласованная с Роскомдрагмет понадобится в случае оформления на вывоз из РФ изделий, представляющих из себя ювелирные изделия, изделия золотых и серебряных дел мастеров и аналогичных им. Например, это предметы, могущие входить в различные коллекции и быть изготовленными из серебра, имеющего или не имеющего гальваническое покрытие, плакированного или неплакированного другими драгоценными металлами, из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальваническое покрытие, плакированных или неплакированных драгоценными металлами, изделия золотых и серебряных дел мастеров и их части.

 

Медали и нумизматические коллекции из монет могут также подлежать дополнительному контролю исходя из требований законодательства.

При импорте в Россию культурных ценностей, могущих иметь аналогичные особенности, что и при экспорте, их таможенное оформление будет регламентироваться приказом ГТК РФ от 19.03.96г. № 150.

К этим требованиям относится  наличие лицензии Минэкономразвития РФ, выдаваемых на изделия, содержащие янтарь и изделия из него, драгоценные природные камни (алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, жемчуг) ограненные, в ломе и отходах..., а также ювелирных изделиях из серебра и прочих драгоценных металлов.

Следует отметить, что  к некоторым товарным позициям, с  точки зрения некоторых, указанных  ранее мер нетарифного регулирования, могут относиться и культурные ценности, представляющие собой подлинники скульптур и статуэток из любых материалов.   

С этой же проблемой  можно столкнуться и при особенностях таможенного оформления предметов, принадлежащих к картинам, рисункам и пастелям, выполненные полностью  от руки, кроме  некоторых рисунков и прочих готовых изделий, разрисованных или декорированных от руки; коллажи и аналогичные декоративные изображения и к подлинникам гравюр, эстампов и литографий.

     В примечании 5 к товарной группе 97 Пояснений к ТН ВЭД разъясняется:

     «Рамы для картин, рисунков, пастелей, коллажей или других декоративных изображений, гравюр, эстампов или литографий должны быть отнесены к тем же позициям, что и сами произведения искусства в том случае, если характер и стоимость рам соответствует этим произведениям.

     Рамы, характер и стоимость которых  не соответствует произведениям  искусства, перечисленным в данном  примечании, должны классифицироваться  отдельно».

Это означает, что рамы для вышеназванных произведений могут также представлять из себя произведения искусства и, иметь классификационную принадлежность к тем же товарным позициям, что и «основные произведения» (9701, 9702). При этом нужно учитывать, что рамы могут быть изготовлены из любых материалов, или включать в себя части и  изделия из различных материалов.

В качестве одного из примеров можно привести тот факт, что такие  предметы, как иконы будут классифицироваться в товарной позиции 9701 как картины, выполненные полностью от руки. Вместе с тем, некоторые, особо ценные иконы могут быть инкрустированы различными драгоценными или полудрагоценными камнями и металлами. Иконный оклад может целиком состоять из серебра или золота. Иконная рама (или киот), который будет классифицироваться в этой же товарной позиции, также может включать в себя различные материалы, в том числе и драгоценные или полудрагоценные камни, металлы, слоновую кость, обработанный янтарь и др.

Эти же требования могут  относиться и к некоторым коллекционным  образцам холодного и огнестрельного оружия. Рукоятки сабель, кинжалов, пистолетов и револьверов и другие части, а также ножны и футляры могут также быть инкрустированы различными материалами, в том числе и теми, которые требуют лицензирования при их таможенном оформлении.

Учитывая эти особенности, могущие возникнуть при таможенном оформлении некоторых предметов  (рамы, оружие, музыкальные инструменты и др.) необходимо помнить о тех мерах нетарифного регулирования, применяемых в некоторых случаях к культурным ценностям, с учетом того материала, из которого они сделаны или включенного в их состав.

Необходимо особо подчеркнуть, что отмеченные выше особенности  так называемой «дополнительной  классификации» ни в коем случае не могут отменить принадлежность культурных ценностей к соответствующей  товарной группе 97. Основным документом, определяющим обоснованность такой классификации является свидетельство Министерства культуры Российской Федерации.

Необходимость предоставления соответствующих разрешений, сертификатов, заключений и лицензий вызвано тем разнообразием материалов, из которых могут состоять те или иные коллекции и предметы, входящие в их состав, а также их тематика, назначение и происхождение.

Здесь же уместно было бы привести текст ст. 20 закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей»:

«Порядок  предоставления права вывоза и ввоза культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, регулируется настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации об обороте драгоценных металлов и драгоценных камней» [1].                                                                               

К особенностям таможенного  оформления товаров или предметов, перевозимых через таможенную границу  РФ можно отнести еще и тот  существенный факт, что некоторые предметы могут не классифицироваться в товарной группе 97, если конечно, они не являются предметами антиквариата и не относятся к предметам коллекционирования, но при этом наличие Свидетельства МК РФ может быть необходимым для правильного таможенного оформления этих предметов.

Музыкальные инструменты, например, классифицируются в группе 92 -инструменты музыкальные; их части и принадлежности. Вместе с тем существуют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при таможенном оформлении музыкальных инструментов. Требование со стороны сотрудников таможни о предоставлении свидетельства МК РФ может распространяться на такие инструменты, как:

- клавишные (пианино, рояли, клавесины и т.п.);

  • струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы и т.п.); смычки.

Данное требование регламентировано приказом Минкультуры от 21 июля 1999 г. №528 (Приложением №1)  и письмом  ГТК РФ от 10.08.99 № 01-15/21491.

Кроме того, в этом же списке отмечены различные произведения печати, которые могут не являться частью коллекции.

 

Указанные выше особенности  культурных ценностей как товара, предполагает выделение из в отдельную  категорию с учетом всех необходимых  требований к их таможенному оформлению.

Необходимо подчеркнуть, что в некоторых случаях проявляется  тенденция неправомерно приравнивать культурные ценности к подакцизным товарам. Это относится, прежде всего, к тем предметам, которые содержат в себе драгоценные металлы, сплавы и драгоценные камни.

Подакцизными товарами, в том числе, являются ювелирные  изделия, к которым не относятся «…государственные награды, медали, знаки отличия и различия,…предметы культа и религиозного назначения,…» [8, ст. 181]. Вместе с тем, ювелирные изделия – это «изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга» [8, ст. 181]. То есть, золотые украшения, принадлежавшие когда-то фараону или портрет русского императора, обрамленный бриллиантами могут попасть под определение «подакцизный товар» при невозможности определить их «таможенную стоимость» и «свободную рыночную цену».

Таким образом, такой  формальный «монетарный» подход к данной проблеме существенно смещает акцент в сторону принижения роли культурных ценностей даже с точки зрения их статуса как запасов стоимости.

Как видно из данной главы, культурные ценности, с учетом их качественного  состава, представляют из себя наиболее интересную категорию товаров, с  точки зрения применения мер нетариф  ного регулирования. Указанные выше особенности существенным образом могут влиять на формирование различных стоимостных показателей, применяемых к определению стоимости предметов культурного характера. Это прежде всего страховая оценка или закупочная цена (оценка закупочной комиссии), которая может применяться в качестве таможенной стоимости, или необходимые стоимостные данные для определения таможенной стоимости при вывозе культурных ценностей на реставрацию, то есть при применении таможенного режима «переработка вне таможенной территории».

Один из таможенных режимов, под которые могут быть помещены культурные ценности, это режим «переработка товаров вне таможенной территории», что может быть обусловлено необходимостью реставрации культурных ценностей, если это необходимо производить за рубежом. Кроме того, временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен государственными хранилищами культурных ценностей и другими юридическими и физическими лицами «…для осуществления реставрационных работ и научных исследований» [1, ст. 27].

Вместе с тем, таможенное законодательство не предполагает такого таможенного режима, что делает практически невозможным временный вывоз культурных ценностей на реставрацию. Таможенный режим «переработка вне таможенной территории», также не учитывает особенностей данной категории товаров, что в свою очередь делает невозможным помещать культурные ценности, требующие реставрации вне территории России, под данный таможенный режим.

Необходимо подчеркнуть, что указанный  таможенный режим характеризуется  следующими особенностями.

Переработка товаров вне таможенной территории – это таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки с последующим выпуском продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При переработки товаров вне  таможенной территории Российской Федерации  могут осуществляться следующие  операции:

  • непосредственно переработка товаров;
  • обработка товаров, включая их сборку;
  •     адаптация, ремонт товаров, включая восстановление;
  •    полное или частичное использование определенных товаров, облегчающих производство продуктов переработки. 

Государственный таможенный комитет  Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации вправе устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке товаров вне таможенной территории Российской Федерации.

Следует отметить, что режим переработки  не может быть использован в случаях:

  • если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин, налогов, освобождения от них либо получения выплат, предоставляемых при вывозе;
  • если товары до вывоза были выпущены в свободное обращение с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов – до окончания пользования таким освобождением;
  • в иных случаях, определяемых Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики и Министерством Финансов Российской Федерации. 
  • Переработка товаров вне таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации.

Указанная лицензия выдается российскому лицу при условии, если переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам российской экономике. 

Необходимо подчеркнуть, что лицензию на переработку российских товаров вне таможенной территории выдает таможня, в зоне деятельности которой находится юридический адрес российского лица, перемещающего товары на переработку, по согласованию:

  • с региональным таможенным управлением, в случае ремонта;
  • с ГТК РФ, в остальных случаях.

Переработка товаров  должна производится в сроки, устанавливаемые  таможенным органом, Российской Федерации  в порядке, определяемом ГТК РФ.

Продукты переработки  должны быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации не позднее одного года со дня выдачи разрешения на вывоз российских товаров за границу. Таможенные органы по просьбе заинтересованных лиц могут продлить сроки нахождения товаров за границей.

К некоторым особенностям указанного таможенного режима относится также и то, что таможенные органа могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки товаров.

В каждом конкретном случае таможня устанавливает норму  выхода товара при каждой операции по переработке временно вывозимых товаров. При этом таможенные лаборатории, в случае разногласий, выдают окончательное заключение по норме выхода компенсационных товаров.

Для идентификации российских товаров, временно вывозимых за границу  для переработки, а также компенсационных товаров, таможенные органы могут налагать на эти товары таможенные обеспечения в виде пломб, печатей, штампов и других мер обеспечения. Допускается использование описания товаров, их чертежей, фотографий, взятия проб и образцов.

Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными  таможенными пошлинами, налогами с  последующим возвратом их сумм при  выпуске продуктов переработки  для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. Проценты на возвращаемые суммы не начисляются.

Возврат экспортных  пошлин производится после ввоза продуктов  переработки и их таможенного  оформления в течение трех лет  с момента ввоза.

К ввозимым на территорию Российской Федерации продуктам  переработки может применяться  полное или частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение предоставляется, если таможенный орган  Российской Федерации удостоверится  в том, что целью переработки  был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка.

Информация о работе Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе кул