Особенности современной мировой практики применения односторонних преференциальных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

В условиях роста объемов торговли России с развивающимися странами, а также ввиду поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в Российской Федерации, актуальной становится задача комплексного изучения аспектов функционирования, механизмов регулирования преференциальной системы России и международного опыта преференциальной торговли для разработки мероприятий по совершенствованию российской преференциальной системы в целях более эффективного использования данного торгово-политического инструмента в интересах отечественных хозяйствующих субъектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..….2
Глава 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ…………………………...…..4 1.1.Характеристика тарифных преференций…………………………………....4 1.2 Роль международных организаций в формировании политики в сфере международной преференциальной торговли…………………………………..7 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ПРИМИНЕНИЯ ОДНОСТОРОННИХ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………....11 2.1.Опыт применения преференциальных систем в зарубежных странах……………………………………………………………………….…...11 2.1.1. Общей системы преференций Европейского Союза…………….…..…11 2.1.2.Преференциальная система Соединенных Штатов Америки…………………………………………………………………………..13 2.1.3. Общая система тарифных преференций Японии…………………..…...16 2.2. Российский опыт предоставления и использования тарифных преференций в торговле со странами дальнего зарубежья…………………...20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………......26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕВИН КУРСОВИК ГОТОВЫЙ.docx

— 53.30 Кб (Скачать файл)

Высшими органами Всемирной таможенной организации являются Совет, представленный руководителями таможенных служб всех стран-членов этой организации, Политическая комиссия (в составе 24 стран-членов) и Финансовый комитет (в составе 17 стран-членов), а также постоянно орган, действующий на постоянной основе - Секретариат Всемирной таможенной организации (г. Брюссель). Рабочие органы Совета - комитеты по основным направлениям таможенной деятельности (таможенные процедуры, таможенная стоимость, правила определения происхождения товаров, Гармонизированная система описания и кодирования товаров, правоохранение). Всемирная таможенная организация осуществляет разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. В настоящее время данная организация является депозитарием 16 международных таможенных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности.

Кроме того, Всемирная таможенная организация осуществляет техническую  работу по разработке методов определения  таможенной стоимости и Правил определения  происхождения товаров. Важнейшим  этапом деятельности таможенной организации  за последние годы стала разработка обновленной версии Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была одобрена Советом в  июне 1999 года.

Россия присоединилась к четырем  международным конвенциям, разработанным  под эгидой Всемирной таможенной организации: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании  и пресечении таможенных нарушений», «О карнете ATA для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров», «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров». В перспективе планируется присоединение России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в ее обновленной редакции.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ПРИМИНЕНИЯ ОДНОСТОРОННИХ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ.

2.1. Опыт применения преференциальных  систем в зарубежных странах

В данном параграфе последовательно рассматриваются три зарубежных схем Общей системы преференций: Евросоюза, США и Японии. Выбор указанных стран не случаен. Во-первых, российские экспортеры являются действующими пользователями преференциальных схем ЕС, США , для поиска возможностей расширения российского экспорта в указанные страны. Во-вторых, часть инструментов регулирования преференциальных систем избранных автором стран можно внедрить и в нашей стране.

Изучение японской системы преференций принесет методологическую пользу, а также будет способствовать выбору оптимальной модели регулирования преференциального импорта в Россию.

          Начнем с

2.1.1. Общей системы преференций Европейского Союза.

В рамках содействия" развитию и  диверсификации структуры товарного экспорта из развивающихся стран и стран с переходной моделью: экономики Европейское экономическое сообщество (прообраз Европейского Союза) в 1971 году под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) предоставило в одностороннем порядке преференциальный режим импорта некоторых  сельскохозяйственных и промышленных товаров. Данный преференциальный режим, предоставляемый в отношении отдельных товаров, происходящих более чем из полусотни государств и территорий, получил название Общая система преференций ЕС.

С момента создания в 1992 году Европейского Союза (ЕС) Комиссия Европейского Союза (КЕС) на ежегодной основе готовила регламент с поправками в систему  преференций, который, в случае одобрения Советом Европейского Союза (CEC), вводился в действие со следующего календарного года. В основном ежегодные регламенты затрагивали вопросы по изменению:

  •   товарного охвата преференциальных товаров;
  •   перечня стран-пользователей преференциального режима;
  • мер нетарифного регулирования (введение или отмена квот на определенные товары) и правил их администрирования;
  • ставок ввозных таможенных пошлин на преференциальные товары.

С того времени было много изменений , новый регламент № 732/2008 , который действует  без изменений с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года. Таким образом, данное решение ЕС призвано обеспечить преемственность курса ЕС на десятилетний период. Новая схема тарифных преференций ЕС охватывает 56 товарных групп Единого Таможенного Тарифа ЕС (далее - ЕТТ) и еще 548 отдельных товарных позиций тарифа (от 4 до 8 ТН ВЭД). Конечно же, новая схема не распространяется на товары, ввозимые в страны ЕС беспошлинно в рамках режима наибольшего благоприятствования (РНБ).

Рассмотрим принятые в действующем  регламенте CEC № 732/2008 более подробно.

Пять применявшихся ранее категорий  стран-пользователей тарифных преференций  в рамках предыдущей редакции схемы  ОСП ЕС были сокращены до трех:

    1. Развивающиеся страны общего списка (Общий режим ОСП ЕС).
    2. Наименее развитые страны (режим «Все, кроме оружия»).
    3. Развивающиеся страны с дополнительными обязательствами (режим ОСП Плюс).

Каждая из перечисленных категорий  стран-пользователей преференциального  режима ОСП ЕС имеет определенный уровень доступа на рынок Европейского Содружества, который характеризуется  степенью снижения ставок таможенных пошлин, а также величиной охвата товаров, подпадающих под преференциальный режим.

 Для наименее развитых стран  (НРС) с 20Ö1 года действуют наиболее льготные условия (режим «Все, кроме оружия»), которые предполагают предоставление беспошлинного и без количественных ограничений режима преференциального импорта почти всех товаров из наиболее бедной группы стран.

«ОСП Плюс» осуществляется беспошлинная торговля развивающихся стран со странами-членами таможенного союза  ЕС по 6 421 товарной позиции ЕТТ.

 

2.1.2. Преференциальная система Соединенных Штатов Америки.

В соответствии с Законом США  «О торговле» 1974 года Президент США  наделен правом предоставлять преференциальный режим в рамках Общей системы  преференций на определенные товары, экспортируемые на американский рынок  из развивающихся стран. Основной задачей данной системы является стимулирование экономического роста в развивающихся странах путем предоставления более благоприятных условий для экспорта товаров из этих стран.

Американская программа по предоставлению тарифных преференций развивающимся  странам направлена на выполнение следующих  трех задач:

  1. Способствовать экономическому развитию развивающихся стран и стран с переходной экономикой путем увеличения объемов внешнеторгового оборота этих стран ^ наряду с прочими мерами по оказанию помощи со стороны ведущих мировых держав.
  2. Усилить меры внешнеторговой политики США по оказанию поддержки стран, которые стремятся улучшить условия доступа американских товаров на свои рынки и привести национальные законодательства в соответствие с международными правилами торговли.
  3. Поддерживать конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке благодаря снижению стоимости импортных компонентов для американских производителей и установить на национальном рынке США более низкие цены для потребителей.

Президент уполномочен принимать  решения по предоставлению преференциального  режима тем или иным развивающимся  странам, устанавливать перечень преференциальной продукции, одобрять критерии и правила  происхождения.

Президент США при предоставлении преференциального режима должен принимать  во внимание:

  • уровень экономического развития страны, претендующей на преференции, включая размер ВВП на душу населения, конкурентоспособность страны, показатели уровня жизни и другие экономические факторы;
  • приверженность страны-бенефициара либеральным ценностям;
  • степень защиты прав интеллектуальной собственности в стране-бенефициаре;
  • последствия введения подобных мер для экономического развития конкретной страны-бенефициара;

в какой мере другие развитые страны предоставляют аналогичный преференциальный режим для товаров из данной развивающейся  страны;

  • предполагаемые последствия для американских производителей аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров;

          Для  того чтобы воспользоваться преференциальным  режимом, участникам ВЭД необходимо  соблюдать Правила определения  происхождения товаров.

Американские Правила определения  происхождения товаров наиболее либеральны к товарам, происходящим из развивающихся стран. Минимальная адвалорная доля национальных компонентов, материалов, произведенных работ страны-бенефициара или группы стран-членов регионального объединения должна составлять 35% от конечной стоимости товара в момент его ввоза на территорию Соединенных Штатов.

Для ввоза товаров в США на преференциальных условиях должно также  соблюдаться правило прямой поставки товара непосредственно из страны- бенефициара.

Торговая политика США на сегодняшний  день является регрессивной и не отвечает чаяниям бедных стран

Регрессивность американской политики заключается в том, что чем  беднее страна, тем выше средневзвешенные ставки импортного Тарифа США в отношении  её импорта. В соответствии с данными  таможенной статистики за 2006 год (см. таблицу 2.3) Общая система преференций  некоторым странам- бенефициарам порою  обеспечивает лишь мнимые преимущества.

Некоторые беднейшие страны, в нашем  примере — это Бангладеш и  Камбоджа, заплатили таможенных пошлин в размере сопоставимом с таможенными  платежами за импорт в США ведущих  мировых индустриальных держав - Великобритании и Франции. Причем Великобритания и  Франция импортировала товарной продукции по стоимости превышающей  в разы объемы Камбоджи и Бангладеш. Весь парадокс ситуации заключается  в том, что только треть продукции  из развитых стран в нашем примере  облагалась пошлиной. Напротив, почти  вся продукция из наименее развитых стран облагалась пошлиной со средним  значением ставки более 15% от таможенной стоимости. В результате получилось, что товары, происходящие из наименее развитых стран, облагаются наибольшими  пошлинами, в сравнении со средневзвешенной ставкой пошлины в 23 % в отношении товаров из развитых стран.

Полностью очевидно, что импорт из беднейших стран с ВНП на душу населения не превышающим 2000 долларов за год не должен облагаться пошлинами  со столь высокими ставками.

 

2.1.3. Общая система тарифных преференций Японии.

Для Японии, являющейся третьей внешнеторговой державой мира, торговля с зарубежными  странами традиционно являлась одним  из важнейших источников роста экономики. Вследствие этого Япония всегда выступала  за развитие многосторонних торговых организаций, цель которых заключается  в либерализации международной  торговли. Послевоенное экономическое  развитие страны в немалой степени  было обеспечено за счет либерализации  торговли в рамках ВТО и её предшественника - ГАТТ.

Японская система регулирования  внешнеэкономической деятельности имеет ряд особенностей и отличий  от действующих систем регулирования  ВЭД в европейских странах, США  и Канаде, и в целом отражает специфику функционирования японской экономики и других сфер жизнедеятельности  этой страны. Со дня принятия в 1949 году Закона № 228 «О валютном обмене и внешней  торговле» в Японии создана весьма солидная, законодательная база, регулирующая и регламентирующая практически  любое направление ВЭД, включая  установление конкретных санкций в  случае нарушения учрежденного порядка  осуществления этой деятельности.

Действующий таможенный тариф Японии, в основу которого положена Гармонизированная  система описания и кодирования  товаров, в связи с чем, коды товаров  по японскому таможенному тарифу соответствуют кодам ТН ВЭД Таможенного  тарифа Таможенного союза на уровне первых 6 знаков, содержит четыре категории ставок тарифов:

    1. временные
    2. базовые
    3. ВТО
    4. преференциальные

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин Таможенного тарифа Японии предусмотрены  национальным законодательством и  применяются на долгосрочной основе. Следует отметить, что ставки пошлин базового тарифа на практике почти  не используются, поскольку в соответствии с Законом "О временных мерах в области применения таможенных тарифов" ежегодно или по мере необходимости устанавливаются временные ставки пошлин тарифа, которые и применяются в случае их расхождения с базовыми.

Временные ставки пошлин применяются  вместо базовых ставок в течение  определенного оговоренного ранее  периода времени, когда возникает  такая необходимость. В тех случаях, когда для одного и того же товара определена как базовая, так и  временная ставка пошлины, последняя  всегда имеет приоритет.

Ставки ВТО, называемые также "договорными", предусматривают снижение ставок пошлин на ряд категорий товаров в  силу международных договоренностей. Страны, имеющие право на применения этих ставок пошлин, пользуются в Японии режимом наибольшего благоприятствования.

Ставки ВТО имеют приоритет  перед базовыми и временными ставками таможенного тарифа (если только ставки ВТО не окажутся более высокими, чем базовые и временные ставки Таможенного тарифа Японии).

В настоящее время Япония заключила  с рядом стран (среди них Россия), не являющихся членами ВТО, двусторонние соглашения, по которым эти страны получают статус наибольшего благоприятствования. Это означает, что к товарам, ввозимым из таких стран, применяются ставки ВТО. Преференциальные тарифные ставки установлены для товаров, ввозимых из развивающихся стран-пользователей  Общей системы преференций.

Информация о работе Особенности современной мировой практики применения односторонних преференциальных систем