Особенности современной мировой практики применения односторонних преференциальных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

В условиях роста объемов торговли России с развивающимися странами, а также ввиду поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в Российской Федерации, актуальной становится задача комплексного изучения аспектов функционирования, механизмов регулирования преференциальной системы России и международного опыта преференциальной торговли для разработки мероприятий по совершенствованию российской преференциальной системы в целях более эффективного использования данного торгово-политического инструмента в интересах отечественных хозяйствующих субъектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..….2
Глава 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ…………………………...…..4 1.1.Характеристика тарифных преференций…………………………………....4 1.2 Роль международных организаций в формировании политики в сфере международной преференциальной торговли…………………………………..7 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ПРИМИНЕНИЯ ОДНОСТОРОННИХ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………....11 2.1.Опыт применения преференциальных систем в зарубежных странах……………………………………………………………………….…...11 2.1.1. Общей системы преференций Европейского Союза…………….…..…11 2.1.2.Преференциальная система Соединенных Штатов Америки…………………………………………………………………………..13 2.1.3. Общая система тарифных преференций Японии…………………..…...16 2.2. Российский опыт предоставления и использования тарифных преференций в торговле со странами дальнего зарубежья…………………...20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………......26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕВИН КУРСОВИК ГОТОВЫЙ.docx

— 53.30 Кб (Скачать файл)

По данным Японской тарифной Ассоциации средний уровень ставок таможенного  тарифа Японии в последние годы является одним из самых низких в мире. Следуя решениям Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО, импортные пошлины на многие сельскохозяйственные товары были уменьшены. Пошлины на такие важные виды продукции  как автомашины, автозапчасти, программное  обеспечение, компьютеры, промышленное (включая станочное) оборудование, равняются  нулю. Вместе с тем ставки таможенных пошлин на некоторые готовые продовольственные и промышленные товары остаются высокими.

В соответствии с принятой 1 августа 1971 года Общей системой преференций  Японии (ОСП Японии), товары, ввозимые из развивающихся стран, облагаются пошлиной по более низкой ставке, чем  товары, ввозимые из развитых стран. Целью  такого снижения ставок является активизация  экспортно-импортной торговли с  развивающимися странами для ускорения  их индустриализации и экономического развития. При такой системе к  определенным товарам из стран установленного списка применяются более низкие тарифные ставки (ниже ставок, чем для  стран, имеющих режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле).

Страна-пользователь японской системы  тарифных преференций должна соответствовать  следующим условиям:

  • экономическая система страны-бенефициара должна находиться на стадии развития;
  • данная страна должна иметь таможенно-тарифную и торговую систему;
  • данное государство или территория должна выразить желание в использовании ОСП Японии;
  • данное государство или территория должна входить в перечень стран- пользователей ОСП Японии, утверждаемый распоряжением Кабинета Министров Японии.

В связи с тем, что преференциальный режим оказывает влияние на ряд  отраслей японской национальной промышленности, в схеме предусмотрен ряд механизмов, которые позволяют быстро реагировать  на резкий рост объема импорта. Одним  из таких механизмов является установление верхнего предела объема импорта, облагаемого  пошлиной по преференциальным ставкам, в отношении ряда промышленных и  сырьевых товаров. Преференциальные квоты, предусмотренные схемой ОСП Японии в отношении ввозимой промышленной продукции, распространяются на товарный перечень из 81 позиции.

Для некоторых квотируемых промышленных и сырьевых товаров ОСП Японии в начале каждого финансового  года на основе объема или стоимости  импорта устанавливаются верхние  пределы действия преференциального  режима. При превышении этих пределов импорта отдельными товарами тарифные преференции автоматически временно отменяются и применяются ставки режима РНБ.

Верхние стоимостные пределы и  максимальные объемы товаров, допускаемые  к ввозу из стран-пользователей  ОСП Японии, регулируются по принципу простой очереди ("кто первым пришел, тот первым и обслужен").

Кроме «порога конкурентосопосбности», с 1 апреля 2000 года в схему ОСП  Японии введен механизм страновой градации, согласно которому, если экономика  той или иной страны-бенефициара, классифицируется как высокодоходная в трех последовательных изданиях Атласа Всемирного Банка (англ. - World Bank Atlas), то эта страна подлежит исключению из списка стран, пользующихся японской ОСП. Если в последующем экономика этой страны не классифицируется этим же изданием как высокодоходная в течение трех последовательных лет, она снова может быть включена в список стран-пользователей ОСП при наличии соответствующей просьбы с ее стороны.

Определенный товар может быть лишен тарифных преференций для  отдельной страны-бенефициара при  одновременном выполнении следующих  условий:

  1. Страна за прошедший год имела высокие доходы в соответствии с опубликованными данными Всемирного Банка или страна-бенефициар имеет сопоставимый с Японией уровень ВНП на душу населения.
  2. Объем экспорта отдельного товара из страны-бенефициара достиг уровня в 25 % от общего объема экспорта данного товара в Японию.
  3. Таможенная стоимость ввозимого в Японию товара составляла не менее 1 млрд. японских Иен.

 

2.2. Российский опыт предоставления  и использования тарифных преференций  в торговле со странами дальнего  зарубежья.

 

Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

 Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, установления мер экономического и административного характера, способствующих развитии внешнеторговой деятельности. Указанные методы регулирования включают в себя установление и отмену импортных и экспортных таможенных сборов и пошлин, применение в исключительных случаях временных ограничений и запретов экспорта и/или импорта товаров, заключение международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, приграничной торговле. Установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта согласно действующему национальному законодательству, а также в соответствии с международными обязательствами России не должно носить дискриминационного характера.

Таможенно-тарифная политика, являясь  одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики, направлена на создание благоприятных условий  для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей. В  рамках выполнения договоренностей по вступлению России в ВТО государственные органы, ответственные за формирование внешнеторговой политики, осуществляют работу по дальнейшей либерализации импортного и экспортного тарифа, а именно снижение его фискальной функции. Таможенно- тарифная политика после присоединения России к ВТО будет призвана выполнять роль регулятора конкурентной среды на внутреннем рынке и защищать максимально возможными способами интересы отечественных экспортеров на  внешнем рынке.

По имеющимся расчетам, доходы от экспортных и импортных пошлин (в  пересчете на текущие объемы импорта  и экспорта) в результате достигнутых  в ВТО договоренностей сократятся. Ставки импортного тарифа России будут  связаны на согласованном с партнерами уровне и не смогут быть повышены без  консультаций с членами ВТО (за исключением  строго определенных случаев). Таким  образом, при проведении тарифной политики России можно будет маневрировать  в пределах достаточного узкого коридора значений ставок тарифа. В таких  условиях возрастет роль преференциальных инструментов защиты рынка, таких как: специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры.

Эффективно действующее таможенно-тарифное регулирование является необходимым  условием обеспечения экономической  безопасности государства, защиты его  экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках, а также способствует повышению конкурентоспособности  отечественной продукции. Применение тарифных льгот и преференций  является одним из инструментов таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

Далее рассмотрим структуру национальной системы преференций России(Таможенного  союза) более подробно. Преференциальную систему в её нынешнем состоянии  можно разделить на 7 блоков в  зависимости от страны получателя.

           В  первом блоке представлены страны  СНГ. Преференциальная торговля  внутри Содружества Независимых Государств осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений государств-участников СНГ.

В состав СНГ входят 11 бывших советских  республик, а ныне независимых государств: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Основными  направлениями деятельности Содружества  в экономической сфере являются сотрудничество государств-участников в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, формирование единых принципов таможенной политики в рамках Содружества.

Товары, происходящие из стран СНГ  и ввозимые в Российскую Федерацию  с их таможенных территорий при осуществлении  торговых операций между резидентами  этих стран, ввозными таможенными пошлинами  не облагаются в соответствии с положениями  Соглашения о создании зоны свободной  торговли (подписано в Москве 15 апреля 1994 г.).

Происхождение товара с таможенной территории стран СНГ и возможность  применения к нему режима свободной  торговли определяются специальными Правилами  определения страны происхождения  товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств Содружества Независимых  Государств от 30 ноября 2000 г. Для использования  преференциального беспошлинного  режима ввоза в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ, декларанту необходимо представить  сертификат о происхождении товара по форме «СТ-1».

Следующим блоком национальной преференциальной системы России является Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС), сформированное в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. ЕврАзЭС — международная организация, в состав которой входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан1. ЕврАзЭС создан в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном

союзе, с использованием новых, перспективных  форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества направлено на более эффективную  реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.

Соглашение о свободной торговле Российской Федерации, Республики Сербии и Республики Черногории (правопреемниц Югославии с июля 2006 года) формирующих следующий блок НСП России.

Основой для трехсторонних преференциальных уступок послужило действующее  и по сей день Соглашение между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Союзной Республики Югославии «О свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной  Республикой Югославией» от 28 августа 2000 года. С момента его подписания применяется беспошлинный преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из Югославии и её правопреемниц, и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения о  свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой  Югославией, за исключением товаров-изъятий.

Со стороны Сербии и Черногории перечень российских товаров, подпадающих  под изъятия из режима свободной  торговли, содержит 16 товарных позиций, с российской стороны - 42 товарные позиции.

В следующий блок национальной преференциальной системы, который носит односторонний  характер, включены Особые экономические зоны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) особая экономическая  зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности, в том числе внешнеторговой. Особые экономические зоны относятся  к разновидности оффшорных зон.

Юридическое содержание понятия "оффшорный  бизнес" выражается в том, что  за рубежом появляется новый, в правовом смысле "самостоятельный" субъект  хозяйственных отношений.

Таким образом, особые экономические  зоны в Российской Федерации имеют  самостоятельные таможенные режимы, в их числе и преференциальные.

Концептуально разработчики Закона об ОЭЗ исходили из того, что создание ОЭЗ позволит обеспечить:

  • дополнительное привлечение отечественных и иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность;
  • содействие выравниванию уровня экономического развития регионов;
  • развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг;
  • содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;
  • создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

 

На территории ОЭЗ не допускается  добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка  продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо  чистых металлов и сплавов, соединений и изделий из них, материалов для  электроники), производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После проведения работы можно  придти к выводам и заключениям:

  1. Преференциальная торговля на невзаимной основе в настоящее время является основополагающим принципом торговой политики развитых стран по отношению к развивающимся и наименее развитым государствам и территориям.
  2. Общая система преференций в настоящее время остается важным торгово- политическим инструментом содействия развитию экспорта из развивающихся стран. В систему преференциальной торговли вовлечены без исключения все страны мира
  3. Следует подчеркнуть, что российским предприятиям-участникам ВЭД необходимо оказывать постоянное информационное содействие в отношении возможностей получения тарифных преференций в зарубежных странах, правил и условий доступа к преференциальному режиму, а также о возможных изменениях значений ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных преференциальных товаров, происходящих из России.
  4. В мире широкое распространение получила практика предоставления преференций, то многие бенефициары одновременно пользуются сразу несколькими системами преференций - односторонними, взаимными и региональными. Вследствие изложенного, представляется важным со стороны международных организаций усилить контроль за распространением преференциальных систем и выработать более четкие правила их функционирования на основе принципов справедливой торговли.

Информация о работе Особенности современной мировой практики применения односторонних преференциальных систем