Особенности таможенной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Создание устойчивой, гибкой и эффективной системы таможенных органов и проведение оптимальной таможенной политики – одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач экономической реформы в России. Поэтому и является актуальной тема данной работы.
Целью работы является изучение таможенной политики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Таможенная инфраструктура России
1.1 Характеристика таможенной инфраструктуры 4
1.2 Функции и задачи таможенной политики 6
2 Анализ таможенно-тарифного регулирования
экономической деятельности
2.1 Тарифные и нетарифные методы таможенной политики 8
2.2 Таможенные платежи и тарифы 14
2.3 Анализ таможенных платежей и тарифов в государственном
бюджете 17
3 Современное состояние таможенной службы России
3.1 История развития таможенного дела в Российской Федерации 20
3.2 Современные требования к процедуре таможенного контроля 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые  изделия. В некоторых странах  сочетаются обе ставки. Обычно в  таможенном тарифе предусматривается  несколько ставок для одного и  того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и  льготные. Минимальные применяются  к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым  изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным  товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

В зависимости  от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов; протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения  иностранных товаров; антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные  национальные товары; преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

Таможенное  законодательство и опыт его применения в зарубежных государствах были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 1 июля 1993 г. В нем регламентированы положения, связанные с формированием  и применением таможенного тарифа Российской Федерации.

Основными целями таможенного тарифа (ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе») являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров  в РФ; поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных  изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможенной территорией Российской Федерации.

Таможенная  пошлина - платеж, взимаемый таможенными  органами РФ при ввозе товаров  на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза  или вывоза (ст. 18, пункт 19 Таможенного  Кодекса Российской Федерации).

Таможенный  тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется  в отношении ввоза (импорта) товаров  на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта) товаров с этой территории.

В Российской Федерации применяются следующие  виды ставок пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Кроме того, для оперативного регулирования  ввоза и вывоза товаров Правительство  РФ может устанавливать сезонные пошлины (ст. 6), срок действия которых  не может превышать шести месяцев  в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.

И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут временно применяться  особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Специальные пошлины могут применяться в  двух случаях: как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем  их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или  угрожает нанесением материального  ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит  ущерб или угрожает нанесением материального  ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Ставки  особых пошлин устанавливает правительство  РФ. Следует отметить, что применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т.к. требует предварительного и  сложного расследования, осуществляемого  по инициативе государственных органов  управления РФ.

Своего  рода несущей конструкцией Закона РФ «О таможенном тарифе» является таможенная стоимость товара, используемая для: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической  и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования  торгово-экономических отношений, связанных  со стоимостью товаров, включая осуществление  валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в  соответствии с законодательными актами РФ.

 

2.3 Анализ таможенных платежей и  тарифов в государственном бюджете

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. Сведения о таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет по данным ДВТУ в 2005-2009 годах представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Сведения о таможенных платежах (тыс. руб.), перечисленных в федеральный  бюджет по данным ДВТУ в период 2005-2009 гг.

Период

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Вывозная пошлина

(тыс. руб.)

24 780,31

32 291,00

35 306,73

55 558,37

47 330,29

Ввозная пошлина

(тыс. руб.)

20 876,42

26 695,99

34 322,08

44 337,22

25 278,61

НДС

(тыс. руб.)

24 467,66

32 322,25

44 923,97

60 674,64

35 623,42

Акциз 

(тыс. руб.)

1 071,63

1 080,19

1 721,38

2 568,45

256,86

Таможенные сборы и иные платежи

(тыс. руб.)

3 277,78

1 139,06

1 329,97

1 425,49

1 011,65

Итого

(тыс. руб.)

74 473,79

102 767,50

131 226,83

180 763,15

115 821,11


 

В таблице 1. приведена динамика уплаты таможенных платежей по видам. Наглядно можно увидеть, что с 2005 года по 2008 год наблюдается увеличение поступления платежей в федеральный бюджет на 23 460,80 тыс. руб. В 2009 году происходит резкий спад уплаты таможенных платежей.

Проанализировав сведения таблицы 1, видим, что в 2006 году наблюдается увеличение сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный  бюджет на 28% по сравнению с 2005 годом. Такая же тенденция продолжается в 2007 году (+22%) и в 2008 году (+27%). Однако в 2009 году отмечается резкий спад данного  показателя на 56 %.

Можно сделать  вывод, что одной из составляющих доходной части федерального бюджета  являются таможенные платежи. По данным ДВТУ, наблюдалась тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных  в федеральный бюджет за 2005 – 2008 гг. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых меньше 1. Средний абсолютный прирост таможенных платежей за квартал составил 1007,8 млн. руб., а средний коэффициент роста равен 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние таможенной службы России – проблемы и перспективы 

3.1 История развития таможенного дела в Российской Федерации

 Моментом  начала формирования и развития  современного таможенного дела  в нашей стране следует считать  25 октября 1991 г. – день, когда  президент России подписал Указ  «О создании Государственного  таможенного комитета РСФСР» (ГТК  РФ, в дальнейшем переименован  в ФТС РФ – федеральная таможенная  служба Российской Федерации). Распад  СССР на ряд независимых государств, становление новой российской  государственности, либерализация  ВЭД и ряд других факторов  нашли свое отражение и в  изменении таможенной политики  обновленной России и вызвали  необходимость преобразования таможенной  системы в соответствии с существующими  реалиями. В связи с новыми  подходами были пересмотрены  взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три основополагающих  принципа:

    • первый из них состоял в том, что возрождался опыт дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другими государственными структурами, стали органами экономической защиты новой России, как внутри страны, так и на границе;
    • второй принцип исходил из того, что таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом;
    • третий, предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.

 В  начале 1990-х гг. главной задачей  таможенных органов стало увеличение  доходов государственного бюджета.  Такое определение приоритетов  было вызвано проблемой острой  нехватки бюджетных средств в  условиях массового уклонения  от налоговых платежей, колоссальным  внешним долгом и обязательствами  правительства перед пенсионерами  и бюджетниками. Вместе с тем  круг задач, выполняемых таможенными  органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

 ·   участие в разработке и реализации  таможенной политики; участие в  разработке мер экономической  политики в отношении товаров,  перемещаемых через таможенную  границу, реализация этих мер; 

 ·    защита экономических интересов России;

 ·   обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны;

 ·  осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

 · осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

 ·    взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

 ·     осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

 ·   ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

 ·   проведение научно-исследовательских  работ, консультирование в области  таможенного дела, осуществление  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации специалистов в  этой области для государственных  органов, предприятий, учреждений  и организаций. Предусмотрен также  блок функций международного  характера: участие в разработке  и выполнении международных договоров,  затрагивающих таможенное дело;

 ·   сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

 Налоговая  реформа и укрепление налоговой  дисциплины за последние годы  обеспечили снижение акцентов  с налогообложения внешней торговли  на налогообложение внутриэкономических  операций. В складывающихся условиях  таможенная политика должна стать  механизмом достижения не фискальных, а структурных целей. Но на пути к этой цели существуют серьезные препятствия. Опыт использования мер структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов уже есть – это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети 1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей. Набор организационно-технических проблем усугубляется и такой серьезной экономической причиной, как отсутствие режима «свободной таможенной зоны». Он предполагает частичное освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенных пошлин и НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производства конкурентоспособной продукции.

Информация о работе Особенности таможенной политики в России