Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить порядок осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть основные черты современной системы валютного контроля в ТС;
- дать основные понятия, определить объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении;
- рассмотреть органы и агенты валютного контроля, рассмотреть их права и обязанности;
- рассмотреть осуществление валютного контроля в России;
- рассмотреть проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, со дня вступления в силу указания № 2557-У резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов или в случае изменения суммы контракта на дату заключения последних изменений (дополнений) к нему, предусматривающих такие изменения. Для закрытия указанного в настоящем пункте ПС резидент представляет в уполномоченный банк, в котором оформлен ПС, письменное заявление с указанием даты заявления; полного наименования и адреса местонахождения (почтовый адрес); реквизитов (дата, номер) контракта; реквизитов (дату, номер) ПС. На его основании банк закрывает ПС в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления документа, и указывает в разделе «Информация о закрытии паспорта сделки» закрываемого ПС в поле * «Дата» дату его закрытия, а в поле «Основание» - номер настоящего указания. Планом мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной продукции, одобренным протоколом заседания правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 № 100, предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммы договора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспорта сделки, до 20 тыс. долларов в эквиваленте; увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней. Оба положения давно заслуживают утверждения на законодательном уровне Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» наделил ФТС России правом издания нормативных правовых актов в области таможенного дела, сокращающих перечень документов и информации, представляемых при декларировании товаров. Служба уже подготовила проект нормативного акта, согласно которому не требуется представлять ПС при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их помещении под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза. При этом сохранено требование об указании номера ПС в декларации на товары в установленном порядке, при условии наличия электронной копии ПС в региональной базе данных валютного контроля.

 

2.2 Анализ валютного контроля РФ за 2010год.

 

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия за 2010 год проведены 21 плановая проверка соблюдения резидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, 33 внеплановых проверок поступивших сообщений от Банка России.

По результатам проведенных проверок возбуждено 59 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. Принято 52 постановления о назначении административного наказания на сумму штрафных санкций - 5151,4 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций в сумме 2429,2 тыс. руб., что составляет 47,2% от предъявленной к взысканию суммы. Принято 2 постановления о прекращении производства по делу. Вынесено 27 отказов в возбуждении дела об административном правонарушении.

Кроме того, в 2010 году поступило от таможенных органов 6 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 Ко АП РФ. Принято б постановлений о назначенииадминистративного наказания на сумму штрафных санкций - 168,9 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций в сумме 88,9 тыс. руб. Отменено судом 3 постановления о назначении административного наказания на сумму штрафных санкций - 120тыс. руб.

В 2010 году поступило от налоговых органов 17 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 Ко АП РФ. Принято 12 постановлений о назначении административного наказания на сумму штрафных санкций - 645,3 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций в сумму 688 тыс. руб. Принято 3 постановления о прекращении производства по делу.Типовыми нарушениями, выявляемыми при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, являются нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ответственность, за которые установлена ч.б ст. 15.25 Ко АП РФ. Нарушения выражаются в несоблюдении резидентом установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк и нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок.

Кроме того, в 2010 году сотрудниками отдела валютного контроля были возбуждены дела об административных правонарушениях:- за нарушение установленного срока ответа на Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению нарушений валютного законодательства по ст. 19.5 Ко АП РФ - 1 дело, мировым судьей наложены штрафные санкции на сумму 10 тыс. рублей. за непредставление документов для проверки по ст. 19.7 Ко АП РФ - 5 дел, мировым судьей наложены штрафные санкции на сумму 15,5 тыс. руб., взыскано - 12,0 тыс. руб.за нарушение установленного срока уплаты административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ - 6 дел, мировым судьей наложены штрафные санкции на сумму 80,0 тыс. руб.

В результате этих правонарушений Министерство финансов разработало проект поправок в законодательство, серьезно ужесточающих валютный контроль при экспортно-импортных операциях. Сейчас банки сообщают Росфинмониторингу, что деньги по внешнеторговой операции не пришли и паспорт сделки не закрылся. Чтобы избежать валютного контроля, компании закрывают паспорт сделки под предлогом перехода в другой банк. Поправки Минфина обяжут компании сначала объяснить банку причины и указать данные нового паспорта.

 

 

3. Основные проблемы осуществления валютного контроля и пути их решения

 

3.1. Проблемы осуществления валютного контроля в рамках Таможенного Союза

 

Минфин опубликовал проект поправок к закону «О валютном контроле» и «О противодействии легализации (отмыванию)», которые предусматривают с 2011 года создание сети контроля паспортов внешнеэкономических сделок с участием ФТС, ФИС для борьбы с растущим невозвращением валютной выручки из-за пределов РФ. Само по себе невозвращение выручки однозначно предлагается считать отмыванием по ст. 174 и 174.1 УК РФ. Компенсацией добропорядочным компаниям можно считать ограничение списка документов, которыми требуется подтверждать законность перечислений денег за рубеж.

Проект поправок в федеральные законы № 173 от 10 декабря 2003 года («О валютном регулировании и валютном контроле») и № 115 от 12 июля 2001 года («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») опубликован Минфином 13 ноября. Проект пока не внесен в правительство. Исходя из стандартных сроков законодательных процедур Белого дома, он может вступить в силу к лету 2011 года. Впрочем, на основании текста закона есть основания считать, что правительство будет склонно торопиться. Поправки существенно меняют правовую ситуацию вокруг «серого» оттока капитала из РФ, создают новый, более логичный и простой, но и более жесткий порядок контроля за возвращением валютной выручки по трансграничным сделкам и окончательно криминализуют «серый» отток капитала.

Проблема «серого» экспорта капитала из РФ обнаружена ЦБ еще в начале 2009 года: платежный баланс за первый квартал 2010 года показал чистый вывоз капитала частным сектором на $12,9 млрд и огромные показатели в графах «Чистые пропуски и ошибки» и «Невозвращение валютной выручки» - $17,3 млрд, что больше, чем по итогам 2010 года (см. «Ъ» от 6 апреля). Платежный баланс за полгода, согласно сборнику ЦБ по платежному балансу (опубликован 23 октября), скорректировал эти данные (напомним, в первом квартале года показатели, косвенно связанные с «серым» оттоком, традиционно завышаются из-за непредоставления экспортерами и импортерами в срок соответствующих дою/ментов). Так, за первые полгода 2010 года «чистые пропуски и ошибки» платежного баланса составили $7,2 млрд. Тем не менее косвенно ЦБ признает, что проблема «серого» экспорта капитала во втором полугодии усиливается. Так, в ноябре Банк России начал неожиданную рассылку писем среди банков с требованиями дополнительных данных об экспортных операциях клиентов (см. «Ъ» от 13 ноября). Кроме того, в повышении ЦБ прогноза оттока капитала по итогам года (он увеличен с $7-3 млрд до $22 млрд, причем на практике может быть и больше) также есть составляющая «серого» оттока. Наконец, и ЦБ, и правительство заметно беспокоит рост импорта: по крайней мере часть роста приходится на «серый» импорт с заниженной уплатой импортных пошлин через занижение стоимости поставок - он затем зеркально отражается в виде «серого» экспорта капитала.

Разработка Минфина призвана начать решение этой проблемы. В первую очередь поправки в закон № 173 устанавливают единые правила оформления резидентами РФ паспортов внешнеэкономических сделок, в том числе правила закрытия паспортов сделок и перевода их в другой банк: в нынешней версии закона по крайней мере часть «серого» экспорта капитала обеспечивалась регуляторными «дырками» при переоформлении паспортов. Все паспорта переводятся в электронный вид. ФТС, ранее де-факто не участвующая в системе валютного контроля, поправками обязывается требовать с участников внешнеэкономической деятельности указания в таможенной декларации номера паспорта сделки, а таюке сообщать органам и агентам валютного контроля в электронном виде данные о фактическом ввозе и вывозе товаров на границе РФ. Электронные документы, предоставленные для контроля резидентами и нерезидентами, признаются имеющие юридическую силу. Если эта система заработает, то ФТС   и ЦБ будут способны контролировать соответствие «денежной» и «товарной» частей внешней торговли в режиме онлайн, в то время как действующая система этого не позволяет.

В качестве компенсации бизнесу за ужесточение правила предоставления документов органам валютного контроля значительно упрощаются. Так, в закон № 173 вносится поправка, согласно которой документы о «фактах и событиях», сопровождающих сделку, резиденты и нерезиденты не должны составлять по запросу валютного контроля: органы должны удовлетворяться документами, использующимися «в обычной деловой практике», то есть документами бухгалтерий и договорами. ФТС запрещено запрашивать у экспортеров и импортеров для целей валютного контроля что-либо, кроме сведений о паспорте сделок и стандартных документов, требующихся для оформления трансграничной сделки.

Однако в части уголовного преследования «серого» импорта и «серого» вывоза капитала поправки предполагают радикальное ужесточение режима. Ранее ст. 193 УК РФ («Невозвращение валютной выручки») де-факто не работала.

Дело в том, что составы преступлений ст. 174 и 174.1 УК, криминализующих отмывание более жестко, предполагают, что невозвращение квалифицировать как отмывание нельзя. Поправки однозначно делают умышленное невозвращение валютной выручки отмыванием — санкции по этим статьям предусматривают лишение свободы на срок до десяти лет.Наконец, в закон № 173 вносится однозначная формулировка: операции с нерезидентами по возврату выручки из-за пределов РФ по получению платы за товары, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности или за передачу прав интеллектуальной собственности, в том числе с нарушением срока, являются предметом валютного контроля, если они совершены на сумму 6 млн руб. (или эквивалент в валюте) и выше. ЦБ и ранее де-факто рассматривал такие операции как объект валютного контроля, но теперь закрыты последние лазейки в формулировке закона на этот счет.

В теории поправки касаются и физических, и юридических лиц. Впрочем, в отношении физлиц Минфин предлагает упростить и уточнить законодательство о валютном контроле. Если ранее вопрос о резидентском и нерезидентском статусе физлица решался в том числе на основании статуса российского гражданина в другом государстве, то поправки предлагают решать проблему проще. Нерезидентом с точки зрения валютного контроля будет считаться всякий гражданин РФ, непрерывно находящийся за пределами России более года. При этом филиалы и представительства российских юрлиц за рубежом имеют право платить ему зарплату и оплачивать договоры гражданско-правового характера как резиденту. Приобрести статус резидента владелец российского паспорта, исходя из формулировок поправок, сможет одним-единственным визитом на Родину.

 

 

3.2 Перспективы развития валютного контроля

в Таможенном Союзе

 

Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией, который начал работу с января 2010 г, со временем может трансформироваться в Валютный союз между этими и новыми участниками. Об этом сообщил на открытии международного экономического форума государств-участников СНГ первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. « Не стану исключать в перспективе переход /Таможенного союза/ к Валютному союзу этими государствами», - заявил он, предположив, что границы этого пространства со временем могут расшириться.

При построении единого валютного пространства необходимо ориентироваться на гармонизацию законодательства с законодательством ЕС, считает он. «Это очень важно», - подчеркнул И.Шувалов. Он также отметил, что, на его взгляд, такая трансформация представляет собой вполне логичный процесс, поскольку мы намерены продвигаться к созданию общего экономического пространства с ЕС, которое предполагает не только гармонизацию законодательства, но и снятие препятствий в движении товаров и услуг. «Наша цель - Европа без визового режима. Причем Европа от Атлантики до Тихого океана», - цитирует ИТАР-ТАС заявление первого вице- премьера.

Поправки ужесточают санкции за неполучение выручки из-за границы. Минфин предлагает приравнять эти операции к легализации доходов, полученных преступным путем, и дополнить список операций, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторингом, двумя новыми.

Это несвоевременное получение денег за вывезенные товары и несвоевременный возврат оплаты за купленные, но не поставленные товары. Контролироваться будут операции на сумму от 6 млн руб.Уголовный кодекс уже предусматривает наказание за невозврат выручки (свыше 30 млн руб., статья 193) — лишение свободы на срок до трех лет. Но эта статья почти не применяется, эффективность ее крайне низка, объясняет Игорь Шиков из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»: обычно российская компания — однодневка, а деньги остаются за границей. Рассчитывать на помощь зарубежных регуляторов российские власти тоже не могут — для них невозврат выручки не преступление, продолжает он.

Информация о работе Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного Союза