Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование основных вопросов правовой охраны и использования товарных знаков и знаков обслуживания участников гражданского оборота и производимой ими продукции перемещении товаров через границу Таможенного Союза.
Задачами дипломного исследования являются:
Изучить виды товарных знаков и их функции, рассмотреть историю развития законодательства о товарных знаках;
Рассмотреть источники правового регулирования товарных знаков в РФ;
Проанализировать процедуру государственной регистрации товарных знаков;
Раскрыть особенности исключительного права на товарный знак и распоряжения им;
Изучить меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предпринимаемые таможенными органами;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Особенности правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков на совершенном этапе ………………………………………. 7
1.1. Виды товарных знаков и их функции …………………………………….. 7
1.2. История развития законодательства о товарных знаках ……………….. 13
1.3. Источники правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков ……………………………………………………………….. 24
Глава 2. Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны ……………………………………………………………………………34
2.1. Особенности государственной регистрации товарных знаков ………….34
2.2. Исключительное право на товарный знак и распоряжение им ………….37
Глава 3.Роль таможенных органов в обеспечении защиты товарных знаков.45
3.1. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), предпринимаемые таможенными органами ………………………… 45
3.2. Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности …… .48
3.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, согласно нормам ТК ТС …………………….…………….54
3.4. Предложения по совершенствованию обеспечения защиты товарных знаков таможенными органами ……………………………….……….……….62
Заключение ……………………………………………………….….………….68
Список используемых источников ………………………………..…………..71

Вложенные файлы: 1 файл

12____.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Особенности правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков на совершенном этапе ………………………………………. 7

1.1. Виды товарных знаков  и их функции …………………………………….. 7

1.2. История развития законодательства о товарных знаках ……………….. 13

1.3. Источники правового  регулирования отношений в сфере  охраны товарных знаков ……………………………………………………………….. 24

Глава 2. Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны ……………………………………………………………………………34

2.1. Особенности государственной  регистрации товарных знаков ………….34

2.2. Исключительное право  на товарный знак и распоряжение  им ………….37

Глава 3.Роль таможенных органов в обеспечении защиты товарных знаков.45

3.1. Меры по защите прав  на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), предпринимаемые таможенными органами ………………………… 45

3.2. Таможенные реестры  объектов интеллектуальной собственности …… .48

3.3. Особенности совершения  таможенных операций в отношении  товаров, содержащих ОИС, согласно нормам ТК ТС …………………….…………….54

3.4. Предложения по совершенствованию  обеспечения защиты товарных  знаков таможенными органами ……………………………….……….……….62

 Заключение ……………………………………………………….….………….68

 Список используемых источников ………………………………..…………..71

 

 

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы. Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительского сообщества, является одним из важнейших направлений в деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики. Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.

Сами средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции как объекты гражданских прав, а равно и система их правовой охраны всегда являлись актуальным предметом исследования для юридической науки. Вместе с тем в советский период эта сфера научных знаний находилась в стороне от проблематики изобретательского права в его широком понимании, а на современном этапе развития системы правовой охраны средств индивидуализации, несмотря на обилие публикаций учебного и научного характера, посвященных отдельным видам средств индивидуализации, она входит в проблематику права интеллектуальной собственности.

 Расширение масштабов конкуренции, стремление производителей и продавцов привлечь к производимым и продаваемым товарам потенциальных потребителей и необходимость удержания существующих покупателей и клиентов значительно активизировало использование в предпринимательской деятельности товарных знаков, торговых марок и так называемых брэндов. Выбор потребителем товаров не всегда является рациональным, т.е. основанным на характеристиках самого товара, а определяется его ассоциативным восприятием именно символа, через который строятся представления о товаре. Проведенные исследования показывают, что около 85 % принимаемых решений основывается на визуальной информации. В связи с чем основной функцией символа является индивидуализация товара и возможность его выделения (отличия) от других аналогичных товаров, донесение до потребителей информации, что именно этот товар является лучше других аналогичных товаров.

Товарные знаки и знаки обслуживания - явления относительно новые для России, поэтому далеко не все российские компании проверяют названия своих марок на юридическую чистоту и возможную принадлежность другому собственнику. Большая часть предпринимателей ограничиваются регистрацией фирменного наименования, а к юристам обращаются только в тот момент, когда сталкиваются с конкуренцией и другими претендентами на свою, казалось бы, незыблемую собственность.

Товарный знак может состоять из разных элементов: слов, фраз, рисунков, объемных объектов и фигур, звуковых элементов (например, музыкальных фрагментов), экранных заставок, мультфильмов, символов и их различных комбинаций. Для того чтобы уберечь бренд от имитаций, нужно регистрировать все значимые компоненты его имиджа.

Особо стоит отметить, меняющуюся законодательную базу, так с 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, вместе с тем работа содержит анализ действующего на сегодняшний день законодательства, в том числе таможенного, о товарных знаках и знаках обслуживания.

Существенными изменениями в таможенном регулировании продиктовано принятие важнейшего для внешнеэкономической деятельности России правового акта – Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который также затрагивает вопросы интеллектуальной собственности.

Всё это говорит о важности и злободневности проводимого исследования.

 Степень научной разработанности  проблематики исследования. Свои  работы исследуемым вопросам  посвятили такие авторы как  Алексеева О.Л., Андронова Т.А., Белов  В.В., Белов А.П., Бушев А.Ю., Гаврилов  Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П., Данилина Е.А., Еременко В.И., Зверева Е.А., Золотарев Б.Ю., Зуйкова Л.П., Калятин В.О., Каширских В.В., Лабзин М.В., Мельников В.М., Петрова Т.Д., Петухов Б.В., Рабец А.П., Розен Я.С., Саленко Л.П., Сергеев А.П., Сергеев В.М., Серов С.И., Старженецкий В.В., Трунцевский Ю.В., Тыцкая Г.И., Успенская Н.В., Хасимова Л.Н., Шершеневич Г.Ф., Шестимиров А.А., Шпак Е.С. и другие авторы.

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие по поводу правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания при перемещении товаров через границу Таможенного Союза.

Предметом исследования в работе стали нормы российского законодательства, регулирующие права на товарный знак и знак обслуживания при перемещении товаров через границу Таможенного Союза.

Цель работы: исследование основных вопросов правовой охраны и использования товарных знаков и знаков обслуживания участников гражданского оборота и производимой ими продукции перемещении товаров через границу Таможенного Союза.

Задачами дипломного исследования являются:

Изучить виды товарных знаков и их функции, рассмотреть историю развития законодательства о товарных знаках;

Рассмотреть источники правового регулирования товарных знаков в  РФ;

Проанализировать процедуру государственной регистрации товарных знаков;

Раскрыть особенности исключительного права на товарный знак и распоряжения им;

Изучить меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предпринимаемые таможенными органами;

Охарактеризовать особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, согласно нормам Таможенного Кодекса ТС.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе девять параграфов, заключения и списка используемых источников.

 

 

Глава 1. Особенности правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков на совершенном этапе.

1.1. Виды товарных знаков и их функции.

Как объект правовой охраны товарный знак должен обладать рядом юридически значимых признаков, требования к которым закрепляются в его легальном понятии. Придание понятию товарного знака юридической значимости позволяет отграничить обозначения, пользующиеся правовой охраной, от множества иных символов, которые могут быть помещены на выпускаемой продукции.

Товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Таким образом, правовая охрана предоставляется также и знакам обслуживания (товарный знак предприятия, предоставляющего услуги), в отношении которых применяется правовой режим, одинаковый с товарными знаками. Согласно ст. 1482 ГК РФ1 в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Регистрация и использование знаков тесно связаны с другими видами промышленных прав. В то же время они отличаются от последних. Так, товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом - фирменным наименованием. Фирменное наименование - это название предприятия, которое индивидуализирует организацию, носит бессрочный, неотчужденный характер, особо не регистрируется.

В России владельцами товарных знаков могут быть государственные, кооперативные и иные общественные предприятия, организации и объединения, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие производственную или торговую деятельность или оказывающие услуги, а также граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью в соответствии с законодательством России.

Товарный знак должен быть обязательно зарегистрирован до его использования. Охрана товарного знака осуществляется государством в течение 5 лет с момента его регистрации в комитете России по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ).

Товарные знаки занимают особое положение среди иных объектов промышленной собственности. Это обусловлено главным образом выполняемыми товарными знаками функциями, что накладывает отпечаток на характер правового регулирования отношений, складывающихся в связи с ними.

В литературе выделяют три основных функции товарных знаков2:

  • идентификационная - обеспечивает отделение товара одного производителя от аналогичного товара другого производителя, являющегося зачастую конкурентом;
  • информационная - обеспечивает донесение до потребителя товара сведений о качестве последнего, позволяя тем самым потребителю делать осознанный выбор;
  • рекламная - придает товару наряду с информационной функцией качество известности, делая товар популярным среди потребителей.

Товарные знаки как средства, индивидуализирующие производимую продукцию (товары, услуги, результаты работ), могут быть классифицированы по различным основаниям.

По форме выражения различают словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, обонятельные, световые.

В зависимости от используемых знаковых систем товарные знаки делятся на языковые, неязыковые и комбинированные.

По числу субъектов права на использование выделяются индивидуальные и коллективные товарные знаки.

В зависимости от степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на обычные, общеизвестные и мировые.

По степени гарантии защиты прав потребителя товаров выделяются простые и сертификационные знаки.

Словесный товарный знак является одним из видов товарных знаков, получающих все более широкое применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода.

Словесные товарные знаки хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы. Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия.

Слова, послужившие основой для товарного знака, могут быть вымышленными и существующими в языке. Темой словесных знаков могут быть астрономические названия (Весы, Близнецы, Галактика), имена собственные (Полиграф Полиграфыч, Дина), имена исторических личностей

(Бербер, Основатель, Грущик), имена театральных героев (Санта-Барбара, Тоска). Существует также группа товарных знаков, состоящая из названий профессий (Литератор, Мастер, Доцент), географических названий (Москва, Сибирь).

В настоящее время в качестве словесных товарных знаков широко применяются так называемые искусственные слова, чаще называемые "логотип" (Logotipe - англ.): сочетания букв, которые в ряде случаев не имеют семантической основы в языке.

Kраткий, звучный и выразительный  словесный знак, рожденный грамотным  лингвистом и доработанный дизайнером-графиком с учетом психологических особенностей человеческого восприятия, легко воспринимается и запоминается на слух.

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем: это и различные орнаменты, символы, и изображения животных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов. Изобразительные товарные знаки могут включать в себя не только изображения предметов, но и слова в особой форме, иногда бывает трудно провести четкое разграничение между буквенными или словесными знаками и изобразительными знаками.

Комбинированные товарные знаки содержат в себе знаки изобразительного и словесного вида. Композиция комбинированных товарных знаков может представлять собой сочетание: рисунка и слова; рисунка и букв; рисунка и цифр; слов и букв; букв и цифр и т.д. Все возможное многообразие изобразительных средств и техники исполнения можно отнести в эту немногочисленнную группу. 
Информационные знаки.

Это обозначения, наносимые на упаковку или товар, информирующие:

- о фирме (товарные знаки или знаки обслуживания);

- о соответствии товара нормативным  документам (знаки соответствия, сертификационные  знаки);

- о содержании отдельных компонентов;

-о правилах использования товара  и способах обращения с грузами  при транспортировке (манипуляционные знаки);

- о риске, возникающем при использовании, хранении, перевозке и утилизации  опасных веществ и материалов (предупредительные символы);

- экологические знаки.

Порядок присвоения и правила нанесения информационных знаков устанавливаются стандартами или другими нормативными документами. Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, свет, форма изделия или его упаковка.

Информация о работе Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны