Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование основных вопросов правовой охраны и использования товарных знаков и знаков обслуживания участников гражданского оборота и производимой ими продукции перемещении товаров через границу Таможенного Союза.
Задачами дипломного исследования являются:
Изучить виды товарных знаков и их функции, рассмотреть историю развития законодательства о товарных знаках;
Рассмотреть источники правового регулирования товарных знаков в РФ;
Проанализировать процедуру государственной регистрации товарных знаков;
Раскрыть особенности исключительного права на товарный знак и распоряжения им;
Изучить меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предпринимаемые таможенными органами;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Особенности правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков на совершенном этапе ………………………………………. 7
1.1. Виды товарных знаков и их функции …………………………………….. 7
1.2. История развития законодательства о товарных знаках ……………….. 13
1.3. Источники правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков ……………………………………………………………….. 24
Глава 2. Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны ……………………………………………………………………………34
2.1. Особенности государственной регистрации товарных знаков ………….34
2.2. Исключительное право на товарный знак и распоряжение им ………….37
Глава 3.Роль таможенных органов в обеспечении защиты товарных знаков.45
3.1. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), предпринимаемые таможенными органами ………………………… 45
3.2. Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности …… .48
3.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, согласно нормам ТК ТС …………………….…………….54
3.4. Предложения по совершенствованию обеспечения защиты товарных знаков таможенными органами ……………………………….……….……….62
Заключение ……………………………………………………….….………….68
Список используемых источников ………………………………..…………..71

Вложенные файлы: 1 файл

12____.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

б)при выполнении работ, оказании услуг;

в) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

г) в предложениях товаров к продаже;

д) в сети Интернет (в доменном имени).

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, считаются контрафактными.

Действующим законодательством установлены гражданская, административная и уголовная ответственность в случаях незаконного использования товарного знака. В частности, предусмотрено "удаление за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения"

Однако, несмотря на введение этих и других мер борьбы с пиратством, практика их применения не может быть признана достаточно эффективной.

2.2. Исключительное право  на товарный знак и распоряжение  им.

 

Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака).

Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными.

Порядок регистрации указанных договоров устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В настоящее время на мировом рынке действует около 20 млн. товарных знаков. В жестких условиях рынка, когда конкурируют не столько товары, сколько их товарные знаки, резко возрастает роль правовой охраны последних, появляется и динамично развивается новая форма передачи прав на использование товарных знаков, такая как франчайзинг.

Лицензирование товарных знаков становится одним из самых прибыльных видов международной торговли. Уровень технологического и промышленного развития многих государств практически достиг своего пика. Это сделало возможным производство продукции различных модельных рядов и потребительских свойств одинаково высокого качества на промышленных предприятиях, расположенных в различных регионах планеты. Таким образом, если раньше компаниям, занимающимся производством, например, бытовой техники под определенным товарным знаком, было необходимо помимо собственных дизайнерских и конструкторских бюро иметь еще и производственные мощности, то в настоящее время они имеют возможность сосредоточить усилия лишь на развитии творческого, конструкторского и маркетингового потенциала и формировании надежно защищенного портфеля объектов ИС. При этом производство продукции такие компании могут наладить в странах, где оно достаточно дешево в силу известных геосоциальных факторов (например, в Китае, Филиппинах, Малайзии и других государствах Азиатского и Тихоокеанского регионов). В результате производители развитых европейских и североамериканских государств имеют возможность постепенно отказываться от дорогостоящих производств в собственных странах и, сосредоточив усилия на разработке новых технологий и маркетинговых стратегий, внедрять их, размещая заказы на свою продукцию под определенными товарными знаками в странах, где стоимость производства значительно ниже.

В общем объеме лицензионных сделок доля договоров на товарный знак постоянно возрастает и составляет примерно 70%.

Среди лицензионных сделок, заключаемых на территории РФ, количество сделок в отношении товарных знаков также превышает количество сделок в отношении других ОИС. При этом, если сравнивать количественный состав зарегистрированных в отношении товарных знаков договоров, то договора уступки превалируют над лицензионными соглашениями. Большое количество договоров уступки в РБ может быть объяснено тем, что знак может зарегистрировать на свое имя любое лицо, как юридическое, так и физическое и не всегда в целях его дальнейшего использования. Бывает, что регистрируется чужой знак для дальнейшей его уступки фактическому владельцу, (имеется ввиду лицо фактически раскрутившее данный товарный знак на какой-либо территории и не зарегистрировавшее по какой-то причине этот знак на территории РФ) или причина может быть в том, что не оправдалась надежда на собственный бизнес, а уже есть регистрация знака, который может быть интересен какому либо производителю. Тем более, если учесть большой срок, необходимый на регистрацию, и трудность в выборе нового охранноспособного обозначения, особенно в пищевой промышленности, где уже зарегистрировано огромное количество товарных знаков.

Что касается товаров, то наиболее часто предоставляется право на использование знаков для товаров, относящихся к продуктам питания, напиткам, табачным изделиям, изделиям легкой промышленности, услугам связи, услугам розничной торговли. И это неудивительно, так как именно в этих областях растет количество зарегистрированных товарных знаков в РФ.

Любому собственнику согласно ГК РФ принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Осуществление этого права может повлечь его прекращение или изменение его объема.

Никто не может использовать охраняемый на территории страны товарный знак без разрешения его владельца. Причем разрешение относится к распоряжению владельцем своей собственностью.

Исключительное право использования товарного знака осуществляется в частности путем размещения товарного знака:

  • на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Для признания использования товарного знака неправомерным необходимо три условия:

  • сходство используемого третьим лицом обозначения с Вашим товарным знаком;
  • использование обозначения в отношении товаров, для которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров;
  • вероятность возникновения смешения в результате такого использования.

Для оповещения об исключительном праве на товарный знак используют знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ.

Раскроем различные аспекты распоряжения исключительными правами на товарный знак. Распоряжаться правами в данном случае можно двумя путями: 

  • путем полной передачи права (уступки)
  • путем предоставления лицензии на использование

ГК РФ предусматривает две основные договорные модели распоряжения исключительным правом на объекты ИС:

1. Договор об отчуждении исключительного  права (ст. 1234 ГК РФ). В данном случае  происходит полное отчуждение (уступка) исключительного права от правообладателя  третьему лицу.

2. Заключение лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ). В этом случае исключительное право передается третьему лицу лишь в установленных договором пределах, само же исключительное право остается у правообладателя.

Кроме этого, можно выделить и третий способ распоряжения исключительным правом, включающий:

а) иные возможные договоры (например, договор залога имущественных прав),

б) внедоговорные способы.

Независимо от того, какой именно договор заключается, запрещается включать в него любые условия, ограничивающие право гражданина (автора) на создание объектов ИС или возможность отчуждения исключительного права на них другим лицам (т.е. право распоряжаться объектами ИС, которые только будут созданы) (п. 4 ст. 1233 ГК РФ). Такие условия договора являются ничтожными, поскольку незаконно ограничивают дееспособность гражданина. Согласно статье 180 ГК РФ наличие таких условий в договоре приведет к признанию соответствующей части договора недействительной. Это, как правило, не приводит к ничтожности договора в целом.

Еще один важный момент: в соответствии с п. 2 ст. 1233 ГК РФ к договорам, содержащимся в четвертой части ГК РФ, применяются общие положения о сделках (ст. 153–181 ГК РФ), о договорах (ст. 420–453 ГК РФ) и об обязательствах (ст. 307–419 ГК РФ). Исключение из данного общего правила может быть прямо установлено ГК РФ или вытекать из содержания или характера исключительного права. Например, не применяется пункт 3 статьи 424 ГК РФ, устанавливающий порядок определения цены товара в случае, если условие о цене отсутствует в самом договоре.

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Таким образом, частично уступить или приобрести исключительные права невозможно. Более того, если в самом договоре прямо не указано на то, что исключительное право передается в полном объеме, договор будет признан лицензионным (п. 3 ст. 1233 ГК РФ).

Как следует из определения, стороны договора именуются как правообладатель и приобретатель.

Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме. Что касается государственной регистрации договора, то она обязательна, если объект ИС, исключительное право на который уступается, также подлежит государственной регистрации. Так, обязательной регистрации подлежат изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки. Программы для ЭВМ и базы данных могут регистрироваться по желанию автора, однако, если такая регистрация состоялась, то и договор в отношении программ для ЭВМ и баз данных подлежит регистрации.

Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.

Отметим существенные условия для данного договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ существенными условиями любого договора являются:

1. Условия о предмете договора.

2. Условия, которые названы в  законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

3. Условия, относительно которых  по заявлению одной из сторон  должно быть достигнуто соглашение (примерами являются условия о  неустойке, иных дополнительных  способах обеспечения обязательств; особенности исполнения установленных обязательств и пр.).

Итак, в тексте договора необходимо прежде всего четко определить предмет договора, т.е. на какой именно объект ИС (товарный знак) уступается исключительное право.

К существенному условию, вытекающему из содержания статьи 1234 ГК РФ, относится условие о вознаграждении (если договор является возмездным).

При этом стороны вправе сами решить, выплачивается вознаграждение или нет. Однако если в договоре не будет прямо указано на то, что вознаграждение не выплачивается, то такой договор признается возмездным. И при отсутствии в возмездном договоре условия о размере вознаграждения (или порядке) его определения договор считается незаключенным (абз. 2 п. 3 ст. 1234 ГК РФ).

Вознаграждение может быть выплачено в виде:

– единовременного платежа;

– роялти (процент от дохода, полученного благодаря переданному исключительному праву);

– сочетания единовременного платежа и роялти.

Остальные условия не относятся к существенным (если, конечно, нет заявления одной из сторон договора об отнесении, по ее мнению, какого-либо условия к существенным).

С какого момента приобретатель становится «владельцем» исключительного права?

Исключительное право от правообладателя к приобретателю переходит:

а) в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное (например, в договоре может быть указан конкретный срок);

б) в момент государственной регистрации договора, если договор подлежит такой регистрации.

Итак, глава 2 позволяет сделать следующие обобщения.

Основанием предоставления правовой охраны товарному знаку является его государственная регистрация, осуществляемая в установленном законом порядке.

В Роспатент подается заявка на регистрацию товарного знака, содержащая: заявление в установленной форме: заявляемое обозначение: перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация (сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков), и описание заявленного обозначения. К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки.

Информация о работе Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны