Перспективы развития и повышение эффективности работы таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью работы является изучение таможенно – тарифного регулирования в условиях экономической интеграции,для выявления способов повышения эффективности работы таможенного союза, а в будещем и единого экономического пространства.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие основные задачи:
Раскрыть сущность понятия таможенно – тарифного реглирования.
Установить порядок организации и действия экономической интеграции.
Определить значение экономической интеграции в таможенно- тарифном регулировании..

Содержание

Введение………………………………………………………………...…...…….3
ГЛАВА 1 Теоретические основы таможенно – тарифного регулирования……....5
1.1 Таможенно – тарифное регулирование России ……………..…….………..5
1.2 Экономическая сущность таможенно – тарифных мер регулирования внешней торговли…………………………………………………...…….……..10
ГЛАВА 2 Экономическая интеграция……………………………………………..15
2.1 Сущность международной экономической интеграции……………..........15
2.2 Предпосылки международной экономической интеграции........................16
ГЛАВА 3. Перспективы развития и повышение эффективности работы таможенного союза………………...…………………………………………….19
3.1. Стратегия развития ФТС до 2020 года……………………………………19
3.2. Перспективы существования единого экономического
пространства, как будущее таможенного союза………………………………21
Заключение……………………..………………………………….……….........26
Список использованных источников……………………………………..........29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.88 Кб (Скачать файл)

Этапы реализации стратегии18:

I этап (2010- 2012 г.) – Создание  институциональных основ и технологических  условий перевода на новый  уровень.

II этап (2013-2020 г.) – Развитие  по всем направлениям;

Выделяются  три вида риска, почему стратегия  может быть не выполнена:

  1. Экономический;
  2. Финансовый (недостаток бюджетного финансирования)
  3. Законодательный (изменение международного и национального законодательства)

 

  
  

3.2. Перспективы  существования единого экономического  пространства     

Единое  экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической интеграции трёх государств Таможенного союза— Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз.

ЕЭП должно быть создано на территории России, Белоруссии и Казахстана к 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.

Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать документы:

  • Соглашение о согласованной макроэкономической политике
  • Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий
  • Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере элетроэнергетики, транспортировки газа
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования

Высший  Евразийский экономический совет— орган, состоящий из глав государств и глав правительств.

Евразийская экономическая  комиссия19— новая структура, которая должна начать работу с 1 января 2012 года. Она придет на смену комиссии Таможенного союза, которая прекратит существование 1 июля 2012 года. Комиссии будут постепенно передаваться национальные полномочия (полномочия правительств государств). Механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства и подразумевает два уровня — Совет комиссии и Коллегию комиссии.

Совет комиссии состоит из вице-премьеров правительств и осуществляет общее регулирование интеграционными  процессами.

Колеггия  комиссии— основной рабочий орган, куда все страны делегируют своих представителей в статусе международных независимых чиновников. Он должен вырабатывать предложения в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Коллегию комиссии на четыре года предположительно возглавит руководитель Минпромторга РФ Виктор Христенко Предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 человек.

9 декабря 2010 года РФ, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства»,— подчеркнул А.Лукашенко.

21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП.

18 октября 2011 года восемь стран—членов Содружества— Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения,Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли в СНГ.

18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

  • Декларация о Евразийской экономической интеграции
  • Договор о Евразийской экономической комиссии
  • Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

В Декларации о Евразийской  экономической интеграции20 заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства— Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель— создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг,финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права21.

Возможное расширение: Заинтересованность в участии в ЕЭП высказывали Киргизия, Абхазия, Украина и Армения.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     

Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать  целям и задачам внешнеэкономической  деятельности, а также обеспечению  безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного  регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в условиях экономической интеграции.    

Таможенный  союз ускоряет процессы модернизации экономики стран-участниц. Повышает их глобальную конкурентоспособность.

Проведенные мною исследования позволили раскрыть большое значение таможенно-тарифного регулирования в условиях экономической интеграции.. Показан существенный прогресс с экономической точки зрения в области тарифного-регулирования.    

В условиях предстоящего присоединения  России к ВТО особое внимание следует  уделять вопросам таможенно-тарифной политики. Исследования ученых посвящены именно оценке целесообразности и последствий вступления России в ВТО с точки зрения защиты отечественного производства. Однако до сих пор остаются не исследованными вопросы потерь бюджета вследствие снижения ставок импортного таможенного тарифа, изменения таможенного тарифа в случае присоединения России к ВТО в составе таможенного союза. Вместе с тем без решения этих вопросов формирование рационального таможенного тарифа не представляется возможным.

В ходе исследования выявлены условия и  порядок организации и функционирования экономической интеграции на современном  этапе развития.  Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного администрирования в России нуждается в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность.    

Сегодня назрела потребность в изменении  целей и приоритетов таможенно-тарифного регулирования. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.     

На  современном этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного регулирования  должны стать:

* содействие  модернизации экономики за счет  облегчения доступа российских  компаний к передовой зарубежной  технике и технологии;

* стимулирование  конкурентоспособных на внутреннем  и мировом рынках производств,  на этой основе осуществление  диверсификации структуры народного  хозяйства и формирование обновленной  внешнеторговой специализации страны  для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

* создание  благоприятных условий для развития производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);

* поддержка  производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в пер-спективые отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");

* оптимизация  географической структуры импорта;

* обеспечение  сбалансированности и эффективной  конкуренции на внутреннем рынке;

* унификация  таможенного тарифа и других  инструментов таможенно-тарифной  политики с Белоруссией и Казахстаном  - партнерами по формируемому  Таможенному союзу.    

В современных условиях таможенно-тарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.  

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

  1. Таможенный  Кодекс Таможенного союза по сост. На 2010 год/ коментарий Е.Ю. Сафаровой . –  М. : ООО «Рид групп», 2010. – 256 с. – (Законодательство России с коментариями к изменениям)
  2. ФЗ №311 «О таможенном регулировании»
  3. Соглашение от 25.01. 08 «О едином таможенно – таривном регулировании»
  4. Закон РФ «Об основах налоговой  системы РФ»
  5. Стратегия развития ФТС РФ до 2020 года
  6. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М., ИКЦ «МарТ», 2009.
  7. Булаева Н.В. Таможенные платежи. Учебное пособие для Вузов. М., 2010. С. 267.
  8. Внешнеэкономическаяи внешнеторговая деятельность. - 2-е издание, Мн. Выш.шк., 2009.
  9. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 5.
  10. Губин А.В. курс лекций по ЭТД – 2010.
  11. Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. Ї М., 2010. С. 204.
  12. Линдер П.Х. Таможенно – тарифное регулирование.Учебник / М. 2010.
  13. Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2010.
  14. Мировая экономика. Учебник / М., Изд-во БЕК, 2010.
  15. Основы торговой политики и правила ВТО. -- М., "Международные отношения", 2009.
  16. Фомичев В.И. Международная экономическая интеграция:Учебник; 2-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.
  17. http://globalization.report.ru Сообщество экспертов, «Экономическая интеграция».
  18. http:// tsoz.ru
  19. http:// eepnews.ru

Информация о работе Перспективы развития и повышение эффективности работы таможенного союза